Теория социально научения Роттера

Найдено 1 определение:

Теория социально научения Роттера

Автор. Дж.Роттер.

Категория. Поведенческая теория личности.

Специфика. В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях.

Аксиоматика:

1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.

2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).

3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.

4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.

5. Опыты личности взаимно проницаемы.

6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.

В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.

1-й концепт.

BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1}

или BP = E * RV

Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление.

BP - вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты

E - ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0.

E и RV- независимы.

RV- шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).

2-й концепт.

E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)}

или E = E + GE

Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения.

GE - генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).

3-й концепт.

RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1}

E ra - ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n.

RV (b-n) - субъективная цена подкрепления от b до n.

Минимальный уровень цели - объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.

4-й концепт.

s1 - психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).

Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.

Литература. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: Prentice-Hall, 1954;

Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966;

Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных. С математической точки зрения моделирование основывается на концепциях теории катастроф и динамического моделирования. Описываемый подход к моделированию позволяет получить все известные формы кривых научения с помощью вариации единственного параметра λ, определяющего тип научения
Скачать PDF

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности. Результаты экспериментальных исследований последних лет приводят нас к выводу, что практически всё, что раньше считалось исключительной прерогативой сознания: принятие сложных решений, семантические преобразования, постановка целей, вынесение социальных оценок и моральных суждений и многое другое, всё это сначала происходит неосознанно и лишь потом осознается. Что же в таком случае делает сознание? В лекции делается попытка объяснить необходимость возникновения субъективного переживания. Постулируется необходимость независимой проверки результатов познания. На примере многочисленных исследований демонстрируется эвристичность высказанных предположений о структуре и функциях психики и сознания.
Скачать PDF

Игровая зависимость школьников как феномен современной теории и практики социального воспитания моло

Репринцева Елена Алексеевна
Скачать PDF

Развитие социальной ответственности старших школьников как проблема современной теории и практики со

Трубников Александр Петрович
В статье описаны факторы, причины и условия формирования социальной ответственности старших школьников, которые имеют отражение в практике социального воспитания.
Скачать PDF

Инновационная деятельность в социально-психологической теории и практике. Возможности коммерциализац

Зуев Денис Александрович
В статье рассмотрены возможности инновационной деятельности в социально-психологической отрасли знания и ее прикладного внедрения в рамках коммерческого использования. Также с использованием примеров описаны направления исследовательской деятельности и их востребованность в современном обществе. Кроме того, дан взгляд на поставленный вопрос с экономической и социально-политической точек зрения.In article are considered possibilities of innovative activity in socially-psychological knowledge and its applied introduction to the business. Also, with use some examples, are described some directions of research activity and their demand in a modern society. Besides, there described the sight at the brought attention to the question from the economic and sociopolitical points of view.
Скачать PDF

Учение о самоактуализации личности как психолого-педагогическое основание теории социальной активнос

Песоцкая Е.Н.
Философское изучение процесса самоактуализации личности как специфически человеческого момента бытия является поворотным моментом в понимании ее творческой сути. Достижения естествознания в совокупности с философией обеспечивают полноту исследования единства природной, духовной и личностной сфер индивида.The process of selfactualization of a person is examined in terms of philosophy. The study demonstrates humane aspects of man's existence and it's creative essence. Achievements of natural science and philosophy have been used to complete research of every sphere of man: natural, spiritual and personal.
Скачать PDF

Социально-психологические теории формирования аддикций

Цветкова Лариса Александровна
В статье представлен обзор зарубежных социально-психологических теорий формирования наркотизма: теория социального научения или социально-когнитивная теория (Bandura), теория социальных сетей (Needle et al.) и теория социального влияния (Ling et al.), теория стадий изменения поведения (Prochaska, DiClemente), теоретическая модель убеждений в отношении здоровья (Rosenstock), социально-экологическая теория (Hansen), теория социального контроля (Elliot), модель социального развития (Hawkins, Weis), теория семейного взаимодействия (Brook et al.), теория проблемного поведения (Jessor). Большая часть исследователей в рамках социально-психологического подхода изучения факторов наркотизма в молодежной среде делает акцент на параметрах социального окружения.
Скачать PDF

Анализ многоагентных социальных моделей террористически опасной ситуации на основе теории идентичнос

Тымчук Дмитрий Александрович
В статье проведён анализ многоагентных моделей для исследования конфликтных ситуаций в обществе, крайней степенью которых является терроризм. Приведены критерии для проведения сравнения и описано, для чего каждый из них необходим. В заключение дано краткое обоснование о необходимости введения нового критерия для построения модели террористически опасных районов юга России.
Скачать PDF

Социально-перцептивное предвидение в контексте прогностической теории

Черанева Елена Константиновна
Статья обобщает взгляды психологов на эмпирическое прогнозирование в ситуации восприятия человека человеком. Социально-перцептивные процессы, изучаемые в рамках социальной психологии, рассматриваются автором с точки зрения психологической прогностики.
Скачать PDF

Управленческие отношения в теориях социального взаимодействия

Безродная Г. В.
Наблюдается все большее сближение социологических, психологических и этических компонентов в исследованиях, посвященных вопросам социального взаимодействия в управлении. Проведен анализ различных научных школ, рассматривающих различные факторы социального взаимодействия и поведения индивидуума. Во всех перечисленных точках зрения есть общее: все они придают важнейшее значение феномену и, соответственно, понятию «управленческие отношения», которые являются формой социального взаимодействия или общественных отношений в социальных системах управления.
Скачать PDF

Социальная работа как вид деятельности общества: теория и практика

Медведева Г. П.
Скачать PDF

Анализ проблемы межличностного конфликта с позиции зарубежной социально-психологической теории

Глебец Иван Владимирович
В данной статье, с позиции зарубежной социальной психологии, системно рассматривается взаимосвязь субъективных и объективных причин возникновения и развития межличностных конфликтов. На основе осуществленного анализа предлагается схема рассмотрения межличностного конфликта, с учетом субъектов конфликтного взаимодействия; значимых близких или референтной группы, социальной ситуации в которой разворачивается межличностный конфликт.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!