Теория социально научения Роттера

Найдено 1 определение:

Теория социально научения Роттера

Автор. Дж.Роттер.

Категория. Поведенческая теория личности.

Специфика. В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях.

Аксиоматика:

1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.

2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).

3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.

4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.

5. Опыты личности взаимно проницаемы.

6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.

В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.

1-й концепт.

BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1}

или BP = E * RV

Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление.

BP - вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты

E - ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0.

E и RV- независимы.

RV- шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).

2-й концепт.

E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)}

или E = E + GE

Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения.

GE - генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).

3-й концепт.

RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1}

E ra - ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n.

RV (b-n) - субъективная цена подкрепления от b до n.

Минимальный уровень цели - объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.

4-й концепт.

s1 - психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).

Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.

Литература. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: Prentice-Hall, 1954;

Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966;

Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных.
Читать PDF

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности.
Читать PDF

Игровая зависимость школьников как феномен современной теории и практики социального воспитания моло

Репринцева Елена Алексеевна
Читать PDF

Развитие социальной ответственности старших школьников как проблема современной теории и практики со

Трубников Александр Петрович
В статье описаны факторы, причины и условия формирования социальной ответственности старших школьников, которые имеют отражение в практике социального воспитания.
Читать PDF

Инновационная деятельность в социально-психологической теории и практике. Возможности коммерциализац

Зуев Денис Александрович
В статье рассмотрены возможности инновационной деятельности в социально-психологической отрасли знания и ее прикладного внедрения в рамках коммерческого использования.
Читать PDF

Учение о самоактуализации личности как психолого-педагогическое основание теории социальной активнос

Песоцкая Е.Н.
Философское изучение процесса самоактуализации личности как специфически человеческого момента бытия является поворотным моментом в понимании ее творческой сути.
Читать PDF

Социально-психологические теории формирования аддикций

Цветкова Лариса Александровна
В статье представлен обзор зарубежных социально-психологических теорий формирования наркотизма: теория социального научения или социально-когнитивная теория (Bandura), теория социальных сетей (Needle
Читать PDF

Анализ многоагентных социальных моделей террористически опасной ситуации на основе теории идентичнос

Тымчук Дмитрий Александрович
В статье проведён анализ многоагентных моделей для исследования конфликтных ситуаций в обществе, крайней степенью которых является терроризм.
Читать PDF

Социально-перцептивное предвидение в контексте прогностической теории

Черанева Елена Константиновна
Статья обобщает взгляды психологов на эмпирическое прогнозирование в ситуации восприятия человека человеком.
Читать PDF

Управленческие отношения в теориях социального взаимодействия

Безродная Г. В.
Наблюдается все большее сближение социологических, психологических и этических компонентов в исследованиях, посвященных вопросам социального взаимодействия в управлении.
Читать PDF

Социальная работа как вид деятельности общества: теория и практика

Медведева Г. П.
Читать PDF

Анализ проблемы межличностного конфликта с позиции зарубежной социально-психологической теории

Глебец Иван Владимирович
В данной статье, с позиции зарубежной социальной психологии, системно рассматривается взаимосвязь субъективных и объективных причин возникновения и развития межличностных конфликтов.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!