Теория социально научения Роттера

Найдено 1 определение
Теория социально научения Роттера
Автор. Дж.Роттер.
Категория. Поведенческая теория личности.
Специфика. В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях.
Аксиоматика:
1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.
2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).
3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.
4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.
5. Опыты личности взаимно проницаемы.
6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.
В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.
1-й концепт.
BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1}
или BP = E * RV
Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление.
BP - вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты
E - ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0.
E и RV- независимы.
RV- шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).
2-й концепт.
E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)}
или E = E + GE
Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения.
GE - генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).
3-й концепт.
RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1}
E ra - ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n.
RV (b-n) - субъективная цена подкрепления от b до n.
Минимальный уровень цели - объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.
4-й концепт.
s1 - психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).
Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.
Литература. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: Prentice-Hall, 1954;
Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966;
Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000