Теория развития творческой личности (ТРТЛ)

Найдено 1 определение
Теория развития творческой личности (ТРТЛ)
на основе ТРИЗ (теории решения изобретательных задач). Теория возникла как альтернатива «Методу проб и ошибок» (МПО) в психологии и педагогике творчества, где основной акцент делается на бессознательных процессах (инсайт, озарение). Не отвергая эффективности системы эвристических технологий (метод мозгового штурма, синектика, морфологический анализ), разработчики ТРИЗ рассматривают творчество как точную науку. Г. С. Альтшуллер (создатель ТРТЛ) утверждает, что технические изобретения закономерны. Творец, изобретатель следует законам, которые определяют переход от одной системы к другой. Теория развития творческой личности «покушается» на исключительность и прирожденность творческих способностей. Творчество — не талант, а природа человека. Творческие способности (предпосылки) есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество норма человеческого бытия.
Творчество как явление реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по–новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому, необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству и в сфере техники, и в гуманитарных науках. В конечном итоге и то, и другое деградирует. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства.
Творец и предмет творчества образуют систему, в которой есть прямые и обратные связи. Объектом творчества может быть любое явление экосферы, все, что участвует в эволюции мира, в том числе и само творчество, и собственное мышление. Инструментом познания и преобразования при этом выступает сам человек.
ТРИЛ, по мнению авторов, является педагогикой творчества. Алгоритмы ТРИЗ способствуют развитию многоэкранного мышления. В них предусмотрены процедуры изменения задачи, где трансформация происходит в системе «задача + личность». Речь идет не о развитии способностей к математике, изобразительному искусству или музыке, целью становится создание мотивации на творче ство и овладение технологией творческого труда. Главное — алгоритмизация переработки информации. Основным компонентом развития творческой личности является самосовершенствование, когда прямые и обратные связи работают внутри системы (личности). Роль внешней среды, образования сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014