ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ это что такое ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: определение — Психология.НЭС
ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ

ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 2 определения термина ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

теория Э. Эриксона (1950, 1963), в которой описывается нормативная последовательность возможных обретений и потерь в сфере положительных и отрицательных чувств (установок) личности, распределенных по 8 стадиям (возрастам) полного цикла жизни человека. Психосоциальное развитие рассматривается как эпигенетическая цепь критических периодов (кризисов, конфликтов, проблем), каждый из которых является критическим "в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой" (Эриксон, 1963). Т. п. р. создавалась г. о. на клиническом опыте, но позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; и до сих пор делаются попытки ее локальной проверки на основе более широких эмпирических данных, полученных с помощью стандартизированных методик. Внутренняя логика Т. п. р. раскрывается через принцип борьбы противоположных синтони-ческих и дистонических тенденций (тезис и антитезис); в случае удачного исхода этой борьбы возникают позитивные качества эго, или человеческие силы (синтез). Ниже приводятся аутентичные названия стадий, построенные по этому принципу гегелевской триады. Напр., первая стадия называется "Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust): надежда (hope)", т. е. в борьбе доверия и недоверия рождается надежда.

Т. п. р. является эпигенетической концепцией в том смысле, что в ней каждый последующий период основывается на предыдущем. Формально это означает запрет на реализацию всевозможных комбинационных последовательностей исходов, теоретически допустимых на каждой из стадий. Напр., если выделяются 8 стадий, на каждой из которых возможны два исхода, то общее количество комбинаций составляет 28 = 256, однако Т. п. р. отрицает, что в жизни могут встречаться все эти комбинации. Тем не менее Эриксон уклонился от ясного обсуждения вопроса, какие же комбинации возникают вследствие нарушений в нормативной цепи исходов. Наиболее акцентировано в его позиции то, что в случае сбоев возникает регресс или задержка. Т. п. р. постулирует след. 8 стадий:

1. Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust): надежда (hope) - первая стадия, которая соответствует оральной стадии классической теории психосексуального развития (3. Фрейд). Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к людям. Высказывалось предположение, что степень доверия пропорциональна скорости и частоте смены пеленок и кормления. Эриксон действительно считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом постравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к возобновлению борьбы между доверием и недоверием. В зависимости от смысла жизненных событий аналогичные регрессы м. б. и к др. стадиям.

2. Автономия против стыда и сомнения (autonomy vs. shame, doubt): воля (will) - вторая стадия, которая по времени примерно соответствует анальной стадии классической теории Фрейда (1-3 года). На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно м. б. названо твердой или сильной волей. Предполагается, что эти качества связаны с успехами ребенка в овладении своим телом - в развитии двигательных навыков и произвольного, опосредствованного культурными нормами, контроля сфинктеров, регулирующих экскреторные функции (естественные отправления). Напротив, трудности и неудачи этого периода могут породить неуверенность в себе (сомнения), застенчивость, склонность к самообвинениям. Болезни или травмы, делающие взрослого человека беспомощным и зависимым от окружающих, могут привести к тому, что человеку вновь придется переживать борьбу между автономией и стыдом.

3. Инициатива против вины (initiative vs. guilt): целеустремленность (purpose) - третья стадия, соответствует эдиповой фазе классической теории (3-6 лет). Инициатива проявляется прежде всего в пределах семейных взаимоотношений как борьба за благосклонность родителей, что предполагает усвоение (интернализацию) требований последних, если это, в принципе, возможно; неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге.

4. Трудолюбие против неполноценности (industry vs. inferiority): умение (competence) - четвертая стадия, которая соответствует латентному периоду классической теории (6-12 лет). "Трудолюбие" связано преимущественно с овладением знаниями и умениями, которые входят в содержание систематического обучения в данной культуре, а "неполноценность" - с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми.

5. Идентичность против диффузии ролей (identity vs. role diffusion, или role confusion): верность (fidelity) - пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он "вырастает", и к обществу, в которое он все больше "врастает". Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества.

6. Близость (интимность) против изоляции (intimacy vs. isolation): любовь (love) - шестая стадия жизни человека (ранняя взрослость). Именно на этой стадии психически здоровый индивид достигает того, что в классическом психоанализе называется генитальным уровнем, и становится способным к любви и творческой работе. С понятием близости связаны такие темы, как дружба и любовь, сексуальная близость, выбор брачного партнера, становление семьи. Неудачи в этой сфере жизни стимулируют чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

7. Генеративность против стагнации (generativity vs. stagnation): забота (care) - седьмая стадия, которая соответствует среднему возрасту (зрелости). В узком смысле генеративность понимается как осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность (продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности.

8. Целостность эго против отчаяния (ego integrity vs. despair): мудрость (wisdom) - последняя из 8 стадий жизни человека, когда, оглядываясь на прожитую жизнь, он испытывает либо чувство осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, т. е. мучительную боль за бесцельно прожитые годы. Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе смерти.

Теория Эриксона критиковалась за то, что в ней непропорционально много внимания уделено первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии. Ряд авторов пытался преодолеть этот недостаток, предлагая дополнения и уточнения в Т. п. р. или развивая альтернативные схемы (напр., Levinson, 1978, 1986; Peck, 1968; Vaillant, 1977). (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Психосоциального развития теория

psychosocial theory). Теория Фрейда, развитая Эриксоном, основное внимание которой обращено на разрешение человеком восьми социальных конфликтов, возникающих при взаимодействии в кризисных точках развития.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Найдено рефератов по теме ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Кризис «Трех лет» с точки зрения психосоциальной концепции развития - от теории к практике

Ильин Валерий Александрович
Кризис «трех лет», известный также в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам», при том что к нему неоднократно обращались многие исследователи и специалисты-практики, по-прежнему остается, что называется, «горячей темой» дошкольного воспитания именно в практическом плане.
Скачать PDF

Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов

Варлакова Ю. Р.
Речь идет о проблеме креативности студентов вуза, о методах ее развития, приводятся результаты проведенного эксперимента по проверке эффективности педагогических условий развития креативности студентов вуза.
Скачать PDF

Идея о соотношении реальной и идеальной форм в традиции культурно-исторической теории развития

Курышева О.В.
Скачать PDF

Развитие социальной ответственности старших школьников как проблема современной теории и практики со

Трубников Александр Петрович
В статье описаны факторы, причины и условия формирования социальной ответственности старших школьников, которые имеют отражение в практике социального воспитания.
Скачать PDF

Развитие теории фиксированных форм поведения Г. В. Залевского

Козлова Наталья Викторовна
Рассматриваются современные исследования различных сфер жизнедеятельности, опирающиеся на теорию фиксированных форм поведения. Показано развитие представлений о природе и сущности фиксированных форм поведения на уровне индивидуальных (личности) и групповых (семьи, профессиональных сообществ и организаций, этноса и общества в целом) систем, проявляемых в культурном и кросскультурном пространстве, образовании, науке, в норме и патологии
Скачать PDF

Развитие теории фиксированных форм поведения Г. В. Залевского

Козлова Наталья Викторовна
Скачать PDF

Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики

Шутенко Елена Николаевна
В статье рассматриваются различные подходы и концепции трактовки сферы самосознания, описываются структурные элементы и механизмы развития самосознания, показано ключевое значение роста самосознания личности в решении узловых гуманитарных проблем современности.
Скачать PDF

Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности

Джакупов Сатыбалды Мукатаевич
В статье рассмотрены актуальные и потенциальные возможности понятийного аппарата концепции совместно-диалогической познавательной деятельности, разработанной на основе смысловой теории мышления. Приведены результаты использования метода экспериментально-диагностического моделирования виртуальных моноэтнических групп в условиях исследования этнопсихологических явлений.
Скачать PDF

Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода

Нечаев Николай Николаевич
В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий. Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П.Я. Гальперина.
Скачать PDF

Идеи академика И. П. Павлова в развитии теории внушения (обзор)

Ховрачев Л.П.
В обзоре кратко рассматриваются этапы развития теории внушения. Отмечается вклад И.П. Павлова в формирование научной физиологической концепции суггестии. Дается обзор психоаналитической парадигмы внушения, ее преимуществ и ограничений. Указывается на междисциплинарный подход к проблеме внушения на современном этапе, где идеи И.П. Павлова вновь приобретают особую актуальность.
Скачать PDF

«Образ жизни» семей, имеющих детей с нарушениями развития, в теориях семейного стресса

Калинникова Лия Владимировна
Статья фокусируется на исследованиях, выполненных в позитивном контексте теории семейного стресса, с целью обогащения научных интерпретаций и понимания «образа жизни» семей, имеющих детей с нарушениями развития. «Образ жизни» семьи в научных моделях данной теории имеет адаптивный жизненный контекст и понимается в аспекте самоуправляемости и приобретения нового опыта, что позволяет исследователям адекватно актуализировать задачи психологической помощи семьям.
Скачать PDF

Формирование и развитие понятия « Конфликтологическая культура личности» в теории и практике совреме

Shcherbakova O.I.
В статье представлены традиционные подходы к пониманию таких важных понятий в современной конфликтологии как: «конфликт», « психологическая культура». Вместе с тем автором обозначены и рассмотрены новые, только начинающие входить в научный обиход, понятия конфликтологическая компетентность, конфликтологическая культура. В статье также предложен авторский взгляд на терминологический ряд: анализируется понятие «конфликтологическая культура личности», ее уровни и содержательные компоненты.
Скачать PDF

Похожие термины: