ТЕОРИЯ ПРИВЫКАНИЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА МЕЖДОМЕТНАЯ

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Найдено 1 определение:

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Название для любой теории, которая пытается описывать и объяснять принятие решений. Подходы варьируются от крайне формальных математических подходов, основанных на теории игр и теории вероятности, до неформальных, интуитивных теорий, которые имеют дело с убеждениями, отношениями и другими субъективными факторами. Диапазон проблем, которые подпадают под это название, очень широк и включает в себя исследования процессов решения задач, поведения выбора, теорию утилитарности, теорию игр и т.п.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Гендерные аспекты теории принятия решений (по материалам обследования педагогов и менеджеров промышл

Белякова Лариса Юрьевна
Скачать PDF

Использование теории обнаружения сигнала для разработки модели принятия решения и уверенности в нем

Шендяпин Валентин Михайлович, Барабанщиков Владимир Александрович
В парадигме теории обнаружения сигнала с учетом многоотсчетного описания наблюдения получены формулы для вычисления вероятности правильности ответов в каждой пробе, объясняющие феномен уверенности человека в своих решениях. В результате упрощения полученных формул разработана эвристическая модель принятия решения и оценки уверенности в нем, воспроизводящая поведение человека точнее, чем предшествующие модели.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть 1. Теории дополнительной о

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Каким образом мы можем знать, насколько хорошо или плохо решаем задачи, возникающие в процессе познания окружающего мира? В поисках ответа на этот вопрос в первой части данной статьи рассматриваются два класса теоретических походов к процессу субъективной оценки эффективности решения, которые в общем виде можно обозначить как теории дополнительной оценки и теории частичного доступа. Несмотря на то, что конкретные теории, рассматриваемые в обзоре, направлены на объяснение различных феноменов, таких как чувство уверенности, чувство «на кончике языка» или чувство знания, с нашей точки зрения, они описывают схожие процессы и опираются на схожие представления о лежащих в основе оценки механизмах. Так, теории дополнительной оценки предполагают, что субъективная оценка основана на тех же данных, что и оцениваемый процесс, однако отличается используемыми критериями. Схожим образом теории частичного доступа утверждают, что субъективная оценка основывается на части той информации, которая используются или необходима для решения задачи. Проведенный обзор показывает, что оба класса теорий успешно описывают взаимосвязь эффективности решения и его субъективной оценки. Однако отсутствие такой взаимосвязи, которое наблюдается в некоторых клинических случаях и при определенных экспериментальных манипуляциях, противоречит предсказаниям данных моделей. Следовательно, необходим новый теоретический подход, который позволил бы объяснить диссоциацию субъективной оценки и оцениваемого процесса. Модели, в которых предлагается подобный подход, связанные с ними проблемы и возможные направления дальнейших исследований будут описаны в следующей части статьи.
Скачать PDF

Изучение личностных характеристик студентов при работе с проблемой на основе теории решения изобрета

Терехова Галина Владимировна
В статье представлен анализ результатов экспериментального исследования студентов как участников психолого-педагогического сопровождения ТРИЗ-образования. Приведены результаты корреляционного анализа субъектных характеристик, влияющих на продуктивность решения проблем. Выявлены возрастные особенности творческого развития студентов как субъектов ТРИЗ-образования, выраженные в показателях коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств. Представлены данные множественного регрессионного анализа продуктивности решения проблем студентами второго курса непедагогических специальностей и статистически значимыми личностными характеристиками.
Скачать PDF

Место теории функциональных систем в решении задач психологии

Датченко С.А.
В статье предпринята попытка рассмотреть место Теории функциональных систем в решении задач психологии. Обобщены и описаны система представлений и терминов, принятых в Теории функциональных систем, система представлений об активности нейронов, операциональная архитектоника. Делается вывод, что Теория функциональных систем не может быть до конца приемлемой для решения задач психологии. На современном уровне методологическую проблему решает только применение интегрального подхода.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть II. Теории косвенной оценк

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Во второй части статьи продолжается анализ теорий мета-оценки, то есть субъективной оценки эффективности решения задач. Описываются модели косвенной оценки, рассматривающие мета-оценки как результат анализа косвенных признаков, не имеющих непосредственного отношения к выбранному решению. Например, человек может быть уверен в ответе, поскольку он знает, что в принципе хорошо решает задачи данного типа, или испытывать чувство «на кончике языка», поскольку у него возникает много ассоциаций в ответ на заданный вопрос. Как и в случае теорий дополнительной оценки и теорий частичного доступа, рассмотренных в первой части статьи, теории косвенной оценки обладают схожими сильными и слабыми сторонами, вне зависимости от того, какие конкретно мета-оценки они описывают. Подобного рода модели хорошо справляются с проблемой расхождения объективной эффективности и мета-оценок, но взаимосвязь между этими параметрами оказывается для данного класса теорий проблемой. В заключении рассматриваются возможные направления дальнейшего развития теорий мета-оценки. Формулируются три проблемы для будущих теорий: (1) как объяснить соответствие и рассогласование мета-оценок и объективной эффективности решения? (2) что объединяет различные мета-оценки и в чем они отличаются? (3) как соотносятся между собой мета-оценки и осознанность?
Скачать PDF

Информационная теория психики Л. М. Веккера в решении концептуальных и практических проблем нейропси

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна, Логвинова Ирина Владимировна
В статье кратко рассматриваются актуальные проблемы нейропсихологических теорий и исследований внимания, его развития и нарушений в онтогенезе. Оценивается значение общих психологических принципов, сформулированных в информационной теории психики Л. М. Веккера, для решения этих проблем. Обосновывается продуктивность обращения детской нейропсихологии к фундаментальным закономерностям информационной организации психики, к понятиям основных и сквозных психических процессов, к представлениям об их иерархии и связях с многоуровневым мозговым носителем. Эти положения демонстрируются на примере объяснения конкретных экспериментальных фактов из области нейропсихологии внимания, устранения противоречий между некоторыми конкурирующими частными гипотезами, а также на примере разработки перспективных методов психодиагностики и психокоррекции расстройств когнитивного развития у детей. Библиогр. 34. Ил. 3.
Скачать PDF

Информационная теория психических процессов Л. М. Веккера в решении актуальных проблем патопсихологи

Чередникова Татьяна Владимировна
По авторской методике «Цветоструктурирование графического образа» в генетико-моделирующем эксперименте методом поперечяых срезов была исследована большая выборка детей и подростков, здоровых и с разной патологией психического развития. В резулггате были выявлены статистически достоверные возрастные и нозологические различия между испытуемыми исследованных груш по пространственным и модальностно-интенсивностным характеристикам их раскрасок тестового рисунка. Это подтвердило валцность разработанной методики в дифференциальной диагностике нарушений умственного развития. Анализ выявленных различи) в рамках информационной теории психических процессов Л.М. Веккера позволил сформулировать психологическую сущность нэдушений интеллекта и предложить универсальный инструмент психологического измерения уровней интеллектуального развития на «сновании общей системы единиц измерения первичных свойств психики пространственно-временных и модальност-но-интенсивюстных.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

Социология риска: принятие решений в условиях риска

Исмаилов Аскер Алиевич
Одной из актуальных проблем российского общества является проблема модернизации и связанная с нею проблема инноваций. Инновации, с одной стороны, являются необходимым условием модернизации и развития российского общества, а с другой они неизбежно сопряжены с рисками серьезных потерь. Поэтому в современном российском обществе непрерывно идет поиск таких форм управления, которые бы позволяли находить оптимальный баланс между рисками потерь, связанных с модернизацией, и рисками потерь в связи с отказами от нее.
Скачать PDF

Регуляторно-личностные механизмы принятия решений в чрезвычайных ситуациях

Индина Татьяна Анатольевна
Описаны результаты исследования регуляторно-личностных механизмов принятия решений в чрезвычайных ситуациях на примере деятельности специалистов экстремальных профессий. Выявлены основные факторы принятия решения (подготовка, выбор альтернативы, реализация решения, общая эффективность) и описаны обеспечивающие их регуляторно-личностные механизмы. Составлены регуляторно-личностные профили эффективных и неэффективных в принятии решений специалистов экстремальных профессий. Доказана роль осознанной саморегуляции и личностных предпосылок открытости новому опыту, сотрудничества и рациональности в обеспечении эффективности принятия решений в чрезвычайных ситуациях.
Скачать PDF

Реклама и проблема принятия решений

Ежов Г.Г., Непомнящий В.А.
Скачать PDF