Теория поля ТЕОРИЯ ПОРОГОВАЯ

ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЛЕВИНА

Найдено 1 определение:

ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЛЕВИНА

Левин (Lewin K., 1890-1947), германо-американский психолог, известен своими исследованиями в области потребностей, воли, аффектов, демократического управления в группах.

Левин исходил из положения, что основой человеческой активности в любых ее формах являются потребности (квазипотребности). Образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность человека. Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в которой и заключается, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой Левином психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по отношению к потребности субъекта, которая и обусловливает то, что один предмет обладает побудительной силой, притягивает к себе, имеет положительную валентность, а другой не обладает такой побудительной силой и имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к потребности. Избыток положительных валентностей "поля признаков" может привести к описанному Левином "феномену пресыщения". В ситуации, когда невозможно прекратить действие, вызвавшее пресыщение, легко возникает негативная эмоция, агрессия.

В связи с проблемой потребностей Левин изучал целеобразование и целенаправленное поведение, ввел в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение и связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи, послуживших фундаментом для изучения невротических конфликтов.

Работы Левина оказали большое влияние и на развитие психотерапии. Его исследования в области групповой динамики способствовали развитию групповой психотерапии, а также положили начало движению Т-групп (групп тренинга).

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Введение в теорию дискурсного поля учебной организации

Сергеев С.Ф., Сергеева А. С.
В статье рассматривается авторская концепция дискурсного поля учебной организации. Показана его структура, определены функции элементов, проведена операционализация жанрово-тематической структуры циркулирующих в организации коммуникационных потоков. Выделены механизмы, ведущие к циклической самоорганизации дискурсного поля учебной организации.
Скачать PDF

Особенности «Предметного поля» зависти

Бескова Татьяна Викторовна
Приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению различий в прямых и косвенных способах оценки зависти респондентами; выделяются основные предметы зависти к другим, а также представления о предметах предполагаемой зависти других к себе; предлагается двумерная модель предметов зависти, демонстрирующая неоднородность «предметного поля» этого понятия.
Скачать PDF

Междисциплинарные проблемы формирования понятийного и терминологического поля концепции психической

Беребин Михаил Алексеевич
Рассмотрены некоторые междисциплинарные терминологические и понятийные проблемы концепции психической адаптации и вызванные ими проблемы клинических исследований в медицинской психологии. Описаны некоторые примеры рассогласований в понимании проявлений психической адаптации в норме и при ее нарушениях. Проведен анализ некоторых общенаучных положений с точки зрения возможности их использования при решении теоретических проблем разработки концепции психической адаптации в медицинской психологии.
Скачать PDF

Цветодиагностика поля отношений

Тютюнник В. А., Тютюнник Е. И.
Описана авторская модификация цветового теста отношений, которая позволяет реконструировать систему личностных отношений в семье в форме статистической модели. Методика позволяет выявить причины и деформации поля отношений в семье и может использоваться в семейном консультировании, а также для диагностики социально-психологического климата в других малых группах.
Скачать PDF

Особенности конструирования жизненного поля как аспект личностного и профессионального самоопределен

Тугушева Альфия Равилевна
Рассматривается проблема профессионального и личностного самоопределения на основе сравнительного анализа представлений о жизненном поле личности. Приводятся данные исследования особенностей жизненных планов, степень их реалистичности и глубины в двух группах, отличающихся уровнем полноты картины самоопределения.
Скачать PDF

Теоретико-множественная модель взаимодействия поля с самим собой

Бешенков А.С.
Beshenkov A.S. Theoretical multiple model of interaction of a field with itself. The article looks at the opportunity of diagonal process use as a possible model of interaction of an electromagnetic field with itself, influence of an electron on itself in particular.
Скачать PDF

Имплицитные семантические поля архетипов

Доценко Евгений Леонидович, Зарубко Елена Юрьевна
В работе предлагается определение архетипа, снимающего ряд замечаний, адресуемых к данному понятию. В эмпирическом исследовании выполняется его проверка на соответствие конструктам обыденного сознания, корреспондирующих с понятием архетипа.The definition of the archetype is proposed which may reduce any rebukes to this term. Research is aimed to examine if this definition corresponds to the constructs of everyday awareness, related to the archetype.
Скачать PDF

Структура ассоциативного поля в условиях доминирования разных модальностей восприятия

Навалихина Адель Исмагиловна
Рассматриваются различия структуры ассоциативного поля в условиях доминирования каждой из модальностей восприятия (дигитальной, кинестетической, визуальной или аудиальной). Установлено, что в ассоциативном поле можно выделить шесть групп реакций (дигитальные, кинестетические, визуальные, аудиальные, полимодальные и нейтральные).
Скачать PDF

Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования

Маленова А. Ю., Потапова Ю. В.
В статье анализируется понятие сепарации, рассматриваются различные подходы к его изучению от психоаналитического (М. Малер) до системного в семейной терапии (А. Варга). Рассмотрена роль сепаративных процессов в течение жизни человека (от младенчества до ранней взрослости) и уровни сепарации, которые человек проходит, прежде чем стать зрелым и отделившимся от родителей. Рассматривается вопрос о критериях сепарации, от внутренних (связанных с определенными стадиями в развитии личности человека) до внешних (связанных с социальными аспектами). Ставится вопрос о необходимости более глубокого исследования данной темы методом фокус-группы
Скачать PDF

Предметные области междисциплинарного поля изучения мотивации к получению заочного высшего профессио

Шиляева Вера Ивановна
Рассматриваются различные дисциплинарные подходы к изучению мотивации на получение заочного высшего профессионального образования.
Скачать PDF

Гений Курта Левина

Гордон Олпорт
Скачать PDF

Особенности поля значений профессиональной сферы студентов, обучающихся на юге России

Тушнова Ю.А.
Эмпирическое исследование, представленное в данной статье, осуществлялось в рамках теории психологических систем, что определило в качестве целесообразного метода исследования предметного слоя образа мира ассоциативный эксперимент. В статье представлены результаты исследования репрезентации профессиональной сферы в системе значений предметного слоя образа мира студентов разных национальностей, обучающихся на Юге России, которые указывают, что репрезентация профессиональной сферы в системе значений студентов различных национальностей имеет собственную специфику, обусловленную культурными особенностями, однако, в процессе адаптации к инокультурной образовательной среде и усвоения системы русскоязычного обучения, образует сходные группы значений. Качественный анализ ядра значений профессиональной сферы позволил выделить типичные значения по категориям, сформулированным Н. В. Уфимцевой (1996) при исследовании результатов массовых ассоциативных экспериментов, а именно «реалии», «оценки», «качества» и «действия»; нами была добавлена категория «персоналии». Результаты ассоциативного эксперимента показали, что наибольшее количество ассоциатов у всех исследуемых групп относится к категории «реалии». У студентов русской и армянской национальностей по частотности доминируют категории «реалии» и «качества», это указывает на то, что репрезентация профессиональной сферы в системе значений данных групп характеризуется в большей мере межпонятийными связями, а также дополнена описанием свойств данных понятий. У студентов арабской национальности по частотности преобладают категории «реалии», «качества» и «действия», что характеризует репрезентацию профессиональной сферы студентов-арабов как понятийно-описательную, с акцентированием ее деятельной природы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16