Теория обучения

Найдено 1 определение
Теория обучения
instructional theory) Любая жизнеспособная Т. о. (teaching) и научения (learning) должна, во-первых, включать некоторый способ указания того, что должно быть усвоено в результате обучения, или, что равнозначно, способ репрезентации компетентности. Во-вторых, она должна объяснять процессы, посредством к-рых люди приобретают, используют и модифицируют имеющиеся у них знания. В-третьих, в ней также должен быть способ выяснения того, что каждый учащийся усвоил на любой отдельно взятой стадии учения, включ. способ определения исходного уровня знаний. В-четвертых, полностью адекватная теория обучения и научения должна учитывать рост знаний с течением времени, по мере того как уч-ся динамично взаимодействуют с изменяющимся учебным окружением. Наконец, такая теория должна работать: цитируя изречение Курта Левина, "нет ничего практичнее хорошей теории". Важнейший первый шаг в планировании обучения состоит в определении а) образовательных целей, т. е. того, что уч-ся должен уметь делать после обучения, и б) прототипичных когнитивных процессов или правил, т. е. того, чему уч-ся должен научиться, чтобы успешно справляться с задачами, связанными с образовательными целями. Согласно структурным теориям научения, любое научение с необходимостью предполагает усвоение одного или более правил. В таких теориях под правилами подразумеваются теорет. конструкты, использующиеся для репрезентации разнообразных видов челов. знания. Правило включает в себя область или множество кодированных входов, к к-рым оно применяется, ряд или множество декодированных выходов, к-рые оно предположительно позволяет генерировать, и строгий тип процедуры, которая применяется к элементам в данной области. Структурная теория научения предоставляет общий метод анализа, называемый структурным анализом, при помощи к-рого подлежащие усвоению правила могут выводиться из соответствующим образом операционализированных образовательных целей. На первом шаге осуществляется отбор репрезентативной выборки задач, связанных с рассматриваемой образовательной целью. На втором шаге очерчиваются границы каждой отобранной задачи и определяются решающие правила каждого типа. Процесс определения таких правил включает несколько подшагов. 1. Формулировка допущений в отношении минимальных кодирующих и декодирующих способностей уч-ся в целевой популяции. Любой последующий анализ будет адекватным лишь в той степени в к-рой эти допущения окажутся применимы к отдельным учащимся в имеющейся целевой популяции. 2. Аналитик должен определить границы каждого образца (прототипа) задачи. Эти границы эффективно определяют область правила, связанного с каждым прототипом. 3. Далее, аналитик должен определить когнитивные шаги (операции и решения), требующиеся для решения каждой из репрезентативных задач. Эти операции и решения должны быть достаточно простыми, с тем чтобы их применение не выходило за пределы кодирующих/декодирующих способностей, к-рые предположительно имеются в наличии у всех уч-ся из целевой популяции. Эти операции также должны быть атомистическими в том смысле, что корректное использование операции каким-либо уч-ся в целевой популяции будет однозначно свидетельствовать о его успехе, а некорректное использование о его неудаче. Можно очень много рассказывать о тех действительных процессах, посредством к-рых конструируются правила. Наиболее существенным является то, что использование структурных теорий научения применительно к планированию обучения предполагает в качестве обязательного отправного шага структурный анализ предмета. Следует отметить, в частности, что в данном случае ничего не говорится о таксономии предметного содержания; в отличие от таксономических подходов к планированию обучения, с позиций структурного научения должно анализироваться все содержание. Как только структурный анализ завершен, из этой теории непосредственно и органично выводится соответствующая эффективная стратегия обучения. А именно, в результате анализа становится известным: а) что уч-ся должен уметь делать по достижении образовательных целей и б) чему в результате учащийся должен научиться. Тестирование на малом, ограниченном наборе задач, позволяет недвусмысленно и четко определить, какие части правила любой индивидуум знает и какие части он не знает. В результате такого тестирования определяется исходный уровень уч-ся. С этой целью достаточно проверить каждый предмет на одном случайно выбранном задании из каждого класса эквивалентности, поскольку, в соответствии с атомистическими допущениями, успех в выполнении любого отдельно взятого задания предполагает потенциальный успех в выполнении всех других заданий из того же самого класса эквивалентности. С учетом иерархических отношений, квалификационное (conditional) тестирование может потребовать даже еще меньшего числа тестовых заданий. Из того, что уч-ся знает, непосредственно вытекает соответствующее обучение. Все, что для этого необходимо сделать, это определить недостающие части желаемого правила и представить их уч-ся. Существующая теория обеспечивает в значительной степени универсальную основу для разработки программ обучения, к-рая в принципе может применяться в отношении любого учебного предмета - независимо от его сложности, а если целью яв-ся не столько передача теорет. знаний, сколько улучшение эффективности обучения, то и независимо от степени его структурированности. См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Теории научения Дж. М. Скандура

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
406.92 кб

Проблемы теории обучения

Грохольская О. Г.
Читать PDF
522.57 кб

Проблемы теории обучения

Грохольская Ольга Глебовна
Читать PDF
437.32 кб

Проблемы теории обучения

Грохольская Ольга Глебовна
Читать PDF
384.89 кб

«Проблемы теории обучения»

Грохольская О. Г.
Читать PDF
503.50 кб

«Проблемы теории обучения»

Грохольская Ольга Глебовна
Читать PDF
471.66 кб

«Проблемы теории обучения»

Грохольская Ольга Глебовна
Читать PDF
370.26 кб

Системный подход в теории обучения

Белова Наталья Викторовна, Попович Елена Викторовна
В статье рассматриваются методологические основания системного подхода и возможности его реализации в системе обучения.
Читать PDF
232.53 кб

Методические принципы в теории обучения

Гайфутдинов Азат Минабутдинович
Не все педагоги-исследователи разделяют точку зрения о существовании методических принципов в теории обучения.
Читать PDF
253.18 кб

Теория обучения в информационном обществе

Перминова Л. М.
Рецензия на учебное издание Е. О.Ивановой и И. М. Осмоловской «Теория обучения в информационном обществе».М.: Просвещение, 2011. 190с.
Читать PDF
591.49 кб

Теоретические основы визуального обучения

Долженкова Владлена Игоревна
B статье анализируются типы восприятия информации, связь восприятия и памяти, особенности визуального восприятия информации, основание внедрения визуальных средств обучения в урочную деятельность.
Читать PDF
864.41 кб

Теоретические основы профильного обучения

Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н.
Принятие многоуровневой системы образования и профилизация общеобразовательной и высшей школы ставит перед педагогической теорией проблему создания концепции профильного обучения и механизма его реализации.
Читать PDF
230.39 кб

Теоретические основы обучения русскому языку

Воителева Т. М.
В статье рассматриваются теоретические основы обучения русскому языку на современном этапе: лингвистические, психолого-педагогические, психолингвистические.
Читать PDF
244.13 кб

Теоретические аспекты дистанционного обучения

Чефранова А.О.
Читать PDF
701.79 кб

Основные понятия теории обучения решению задач

Бухарова Галина Дмитриевна
В статье анализируются основные понятия теории обучения решению задач.
Читать PDF
1.51 мб

Социальная теория обучения в западной дидактике

Галустян О. В.
Данная статья посвящена социальной теории обучения в западной теории и практике. Рассматривается виртуальная образовательная среда как одна из инновационных технологий в обучении.

Похожие термины:

  • Теория социального обучения

    Social leaning theory) — Утверждение о том, что, наблюдая и имитируя ролевые модели в окружающей рабочей среде, сотрудники организации получают значительные объемы информации об эффективном поведении в пр
  • Теория развивающего обучения

    теория, в основу которой положен принцип содержательного обобщения, когда изложение знаний общего характера предшествует знаниям частного и конкретного характера.
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

    от лат. trasformare— превращать, преобразовывать...)— предложенный В. Ф. Вендой подход, который предполагает переход в процессе обучения к новым стратегиям по мере изменения факторов сложности или пере