ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ РЯДА СЕНСОРНОГО КЛАССИЧЕСКАЯ

Найдено 3 определения термина ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ РЯДА СЕНСОРНОГО КЛАССИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ РЯДА СЕНСОРНОГО КЛАССИЧЕСКАЯ

классическая теория непрерывности сенсорного ряда) - одна из двух основных теорий классической психофизики, характерная отвержением понятия порога сенсорного (Дж. Ястров, Ф. Урбан). Основной постулат этой теории состоит в положении, что сенсорный ряд не является дискретным, структурированным порогами сенсорными, но строится континуально и являет собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории, в каждый момент времени на систему сенсорную действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для распознания данного стимула. В таких условиях появление ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от бывшего в момент его действия соотношения побочных факторов.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА

одна из 2 основных пороговых теорий, выдвинутых в классической психофизике. Возникла как альтернатива пороговой теории Фехнера. К. т. н. с. р. была подготовлена критикой взглядов Г. Фехнера в работах Г. Мюллера, а затем развита в работах Дж. Ястрова, Г. Урбана и др.

Согласно К. т. н. с. р., сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, а не дискретности и, следовательно, понятие сенсорного порога не отражает реального принципа, лежащего в основе работы сенсорной системы (см. Порог сенсорный). Сенсорный ряд есть, по выражению Ястрова, непрерывный ряд промежуточных степеней ясности, и в нем нет к.-л. точки, отличающейся по своим свойствам от остальных, т. е. не существует порога в сколько-нибудь реальном смысле слова. В основе модели, предлагаемой К. т. н. с. р., лежат 2 положения: а) источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются внесенсорные факторы, а не флуктуации порога во времени (см. Порог моментальный); б) зависимость вероятности ощущения от интенсивности раздражителя подчиняется нормальному закону Гаусса (см. Нейроквантовая теория).

Считается, что в каждый момент времени на сенсорную систему воздействует множество различных случайных факторов, влияющих на ее работу либо благоприятным, либо неблагоприятным образом. Баланс этих факторов распределяется по нормальному закону. Возможность возникновения ощущения в ответ на действие к.-л. раздражителя зависит от: 1) его интенсивности и 2) имеющегося в момент действия раздражителя баланса благоприятных и неблагоприятных факторов. Т. о., раздражитель постоянной интенсивности может вызывать или не вызывать ощущение в зависимости от того, на какой баланс факторов он "ложится". Т. к. баланс этих факторов распределен по закону Гаусса, зависимость вероятности возникновения ощущения от интенсивности стимула описывается интегральной кривой нормального распределения, которая никогда не достигает значений вероятностей, равных 0 и 1, а лишь асимптотически приближается к ним. Напр., вероятность появления ощущения при действии слабого раздражителя может лишь приближаться к 0 по мере уменьшения интенсивности раздражителя, но не может его достигнуть. Т. о., благодаря исходным положениям, принятым в К. т. н. с. р., предлагаемая ею модель в понятии сенсорного порога не нуждается. (К. В. Бардин.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Классическая теория непрерывности сенсорного ряда

Авторы. Дж.Ястров, Ф.Урбан.

Категория. Одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога.

Специфика. Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какого-либо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных факторов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой

Гайдар К.М.
В статье анализируется субъектная концепция малой группы.
Читать PDF

Проблема соотношения классического и реального образования в педагогической теории XIX В. И ее отраж

Синюшина И. В.
Читать PDF

Проблема соотношения классического и реального образования в педагогической теории XIX В. И ее отраж

Синюшина И. В.
Читать PDF

Становление и развитие классической теории описания структуры костной ткани

Киченко А.А., Тверье В.М., Няшин Ю.И., Симановская Е.Ю., Еловикова А.Н.
Одной из основных задач современной биомеханики зубочелюстной системы является учёт структурных особенностей для различных её отделов.
Читать PDF

Становление и развитие классической теории описания структуры костной ткани

Киченко А.А., Тверье В.М., Няшин Ю.И., Симановская Е.Ю., Еловикова А.Н.
Одной из основных задач современной биомеханики зубочелюстной системы является учёт структурных особенностей для различных её отделов.
Читать PDF

Инновационная теория певческого искусства как методологическая основа непрерывности профессиональног

Юшманов Виктор Иванович
Читать PDF

Подготовка учителей к применению метода проектов в непрерывном образовании (элементы теории и очерк

Гумула Тереза, Дырда Тадеуш
В статье рассматриваются основные элементы общей методики подготовка учителей к применению «Метода проектов» в непрерывном образовании, обосновываются теоретическое и практическое значение этого метод
Читать PDF

Методологическая система построения единой теории непрерывного развития и образования человека

Барболин М.П.
В статье излагаются основные методологические положения разработанной автором единой теоретической модели непрерывного развития и образования человека на протяжении жизни, основывающейся на эмпирическ
Читать PDF

Методологическая система построения единой теории непрерывного развития и образования человека

Барболин М.П.
В статье излагаются основные методологические положения разработанной автором единой теоретической модели непрерывного развития и образования человека на протяжении жизни, основывающейся на эмпирическ
Читать PDF

Развитие теории непрерывной подготовки: проблема технического образования

Силайчев Павел Александрович, Чеха Ольга Вячеславовна
Проведен анализ теории содержания непрерывной подготовки, практики подготовки специалистов по агроинженерии в сокращенные сроки, определено направление совершенствования теории непрерывного образовани
Читать PDF

Развитие теории непрерывной подготовки: проблема технического образования

Силайчев Павел Александрович, Чеха Ольга Вячеславовна
Проведен анализ теории содержания непрерывной подготовки, практики подготовки специалистов по агроинженерии в сокращенные сроки, определено направление совершенствования теории непрерывного образовани
Читать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!