ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
общее понятие, означающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом люди и животные обретают жизненный опыт.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ
теория, объясняющая процесс научения, его условия, динамику, результаты. В Н.т. рассматриваются разновидности научения, его механизмы и ряд других специальных вопросов. В свою очередь, специфика Н.т. зависит от направления (школы) в психологии, в русле которого эта теория разработана. Свои теории научения созданы в ассоциативной психологии, в бихевиоризме, в гештальт-психологии, в когнитивной психологии. См. бихевиоризм, гештальт-психология, научение, научения математическая теория, научения теория статистическая, психология ассоциативная, психология когнитивная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Теория научения
1. любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения. См. Научения теории; 2. в психоанализе – объяснение научения в терминах врожденных или инстинктных процессов развития; 3. в бихевиоризме – теория научения, являющаяся наследницей работ И.П.Павлова об условных рефлексах и бихевиоризма Уотсона, сходство между которыми состоит в том, что они отрицают значимость данных интроспекции, а также в том, что они рассматривают психологию как объективную экспериментальную область естественной науки. Такая позиция по отношению к научению является теорической базой для поведенческой терапии, которая исходит из предположения о том, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного научения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки адекватных навыков. Теоретики научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку результатов эксперимента придает ее научную респектабельность, которой недостает другим направлениям психологии, в частности, психоанализу и гуманистическому направлению.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
learning theory)
Любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения.
Чаще тот раздел психологической науки, в котором делается попытка объяснить поведение в терминах приобретенных ответов на средовые стимулы, в противовес ДИНАМИЧЕСКИМ теориям, таким как психоанализ, которые объясняют поведение в терминах врожденных, или инстинктных процессов развития.
В значении 2 теория научения является наследницей работы Павлова по условным рефлексам и бихевиоризма Уотсона, сходство с которыми и в отрицании данных интроспекций, и во взгляде на ПСИХОЛОГИЮ как на "чисто ОБЪЕКТИВНУЮ экспериментальную область естественной НАУКИ", Теория научения обеспечивает теоретическую базу для ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, которая исходит из предположения, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного обучения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки новых навыков. Теоретика научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку придает ей научную респектабельность, которой, к сожалению, не достает психоанализу с его клиническим происхождением. См. Eysenck (1965).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
300.41 кб

Психологическая схема научения и теория фильтра

Красильникова Варвара Георгиевна
В статье рассматривается психологическая схема процесса поступления и переработки информации сознанием человека при научении. Часть информации блокируется устройством, осуществляющим ее селекцию.
Читать PDF
137.23 кб

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности.
Читать PDF
427.51 кб

Природа российской коррупции с позиций теории социального научения

Комлев Юрий Юрьевич
Представлены феноменология, масштаб и специфика коррупции в со временной России. Описаны интерпретация и меры противодействия коррупции в методологических рамках теории социального научения.
Читать PDF
658.36 кб

Феноменология российской коррупции с позиций теории социального научения

Комлев Ю. Ю.
Представлены феноменология, масштаб и специфика коррупции в современной России. Описаны интерпретация и меры противодействия коррупции в методологических рамках теории социального научения.
Читать PDF
411.10 кб

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных.
Читать PDF
127.56 кб

2007. 04. 002. Фокс С. Этнометодология, практическое действие и новая теория социального научения: «

Якимова Е. В.

Похожие термины:

  • Теории научения

    любая попытка кодифицировать и систематизировать операции и гипотезы относительно механизмов научения.
  • Теории социального научения

    social learning theories) Теории личности в перспективе соц. научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т.
  • ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

    теория А.Бандуры и Р. Уолтерса, основана на роли наблюдения или имитации (подражании, моделировании) моделей поведения других людей («моделей»).
  • Структурная теория научения

    structural learning theory) С. т. н. представляет собой естественное расширение более ранних исслед., обеспечивающее объединяющую теорет. основу для рассмотрения взаимодействий между отдельными учениками (learn
  • НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ СТАТИЧЕСКАЯ

    теория научения, объясняющая и описывающая процесс научения с использованием математической статистики и теории вероятностей. Термин Н.т.с. был введен в научный оборот Уи. Эстесом в 50-е годы ХХ в. д
  • Двухпроцессная теория научения

    two-process learning theory) Центральная посылка Д. т. н. состоит в том, что законы классического и инструментального обусловливания не являются функционально эквивалентными. В течение всей первой половины эт
  • Математическая теория научения

    См. теория научения, математическая.
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

    Термин, введенный в начале 1950-х В.К. Эстесом для обозначения ряда попыток сформулировать и квантифицировать основные принципы теории научения. Например, см. теория отбора стимулов.
  • Теория социально научения Роттера

    Автор. Дж.Роттер. Категория. Поведенческая теория личности. Специфика. В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1. Исследует
  • теория социального научения Роттера

    теоретические взгляды американского психолога Дж. Роттера (J.В. Rotter) в рамках бихевиоризма. Согласно им каждая возможная альтернатива действия имеет определенный поведенческий потенциал (ВР), кот
  • Теория социального научения агрессии

    исходит из того, что агрессивному поведению, во-первых, нужно научиться; во-вторых, это поведение требует закрепления и, в третьих, любое проявление агрессии нуждается в провоцировании. Научение аг
  • Теория социально-когнитивного научения

    Social cognitive learning theory). Направление персонологии, представленное Бандурой и Роттером, в котором подчеркивается, что поведение является результатом сложного взаимодействия между когнитивными процес