общее понятие, означающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом люди и животные обретают жизненный опыт.
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ
теория, объясняющая процесс научения, его условия, динамику, результаты. В Н.т. рассматриваются разновидности научения, его механизмы и ряд других специальных вопросов. В свою очередь, специфика Н.т. зависит от направления (школы) в психологии, в русле которого эта теория разработана. Свои теории научения созданы в ассоциативной психологии, в бихевиоризме, в гештальт-психологии, в когнитивной психологии. См. бихевиоризм, гештальт-психология, научение, научения математическая теория, научения теория статистическая, психология ассоциативная, психология когнитивная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Теория научения
1. любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения. См. Научения теории; 2. в психоанализе – объяснение научения в терминах врожденных или инстинктных процессов развития; 3. в бихевиоризме – теория научения, являющаяся наследницей работ И.П.Павлова об условных рефлексах и бихевиоризма Уотсона, сходство между которыми состоит в том, что они отрицают значимость данных интроспекции, а также в том, что они рассматривают психологию как объективную экспериментальную область естественной науки. Такая позиция по отношению к научению является теорической базой для поведенческой терапии, которая исходит из предположения о том, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного научения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки адекватных навыков. Теоретики научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку результатов эксперимента придает ее научную респектабельность, которой недостает другим направлениям психологии, в частности, психоанализу и гуманистическому направлению.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
learning theory)
Любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения.
Чаще тот раздел психологической науки, в котором делается попытка объяснить поведение в терминах приобретенных ответов на средовые стимулы, в противовес ДИНАМИЧЕСКИМ теориям, таким как психоанализ, которые объясняют поведение в терминах врожденных, или инстинктных процессов развития.
В значении 2 теория научения является наследницей работы Павлова по условным рефлексам и бихевиоризма Уотсона, сходство с которыми и в отрицании данных интроспекций, и во взгляде на ПСИХОЛОГИЮ как на "чисто ОБЪЕКТИВНУЮ экспериментальную область естественной НАУКИ", Теория научения обеспечивает теоретическую базу для ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, которая исходит из предположения, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного обучения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки новых навыков. Теоретика научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку придает ей научную респектабельность, которой, к сожалению, не достает психоанализу с его клиническим происхождением. См. Eysenck (1965).
Любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения.
Чаще тот раздел психологической науки, в котором делается попытка объяснить поведение в терминах приобретенных ответов на средовые стимулы, в противовес ДИНАМИЧЕСКИМ теориям, таким как психоанализ, которые объясняют поведение в терминах врожденных, или инстинктных процессов развития.
В значении 2 теория научения является наследницей работы Павлова по условным рефлексам и бихевиоризма Уотсона, сходство с которыми и в отрицании данных интроспекций, и во взгляде на ПСИХОЛОГИЮ как на "чисто ОБЪЕКТИВНУЮ экспериментальную область естественной НАУКИ", Теория научения обеспечивает теоретическую базу для ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, которая исходит из предположения, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного обучения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки новых навыков. Теоретика научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку придает ей научную респектабельность, которой, к сожалению, не достает психоанализу с его клиническим происхождением. См. Eysenck (1965).
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995