ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ это что такое ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ: определение — Психология.НЭС
ТЕОРИЯ НАДЕЖНОСТИ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

Найдено 3 определения термина ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

общее понятие, означающее совокупность психологических и физиологических концепций, объясняющих, каким образом люди и животные обретают жизненный опыт.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

learning theory)

Любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения.

Чаще тот раздел психологической науки, в котором делается попытка объяснить поведение в терминах приобретенных ответов на средовые стимулы, в противовес ДИНАМИЧЕСКИМ теориям, таким как психоанализ, которые объясняют поведение в терминах врожденных, или инстинктных процессов развития.

В значении 2 теория научения является наследницей работы Павлова по условным рефлексам и бихевиоризма Уотсона, сходство с которыми и в отрицании данных интроспекций, и во взгляде на ПСИХОЛОГИЮ как на "чисто ОБЪЕКТИВНУЮ экспериментальную область естественной НАУКИ", Теория научения обеспечивает теоретическую базу для ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, которая исходит из предположения, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного обучения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки новых навыков. Теоретика научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку придает ей научную респектабельность, которой, к сожалению, не достает психоанализу с его клиническим происхождением. См. Eysenck (1965).

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

Теория научения

1. любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения. См. Научения теории; 2. в психоанализе – объяснение научения в терминах врожденных или инстинктных процессов развития; 3. в бихевиоризме – теория научения, являющаяся наследницей работ И.П.Павлова об условных рефлексах и бихевиоризма Уотсона, сходство между которыми состоит в том, что они отрицают значимость данных интроспекции, а также в том, что они рассматривают психологию как объективную экспериментальную область естественной науки. Такая позиция по отношению к научению является теорической базой для поведенческой терапии, которая исходит из предположения о том, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного научения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки адекватных навыков. Теоретики научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку результатов эксперимента придает ее научную респектабельность, которой недостает другим направлениям психологии, в частности, психоанализу и гуманистическому направлению.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных. С математической точки зрения моделирование основывается на концепциях теории катастроф и динамического моделирования. Описываемый подход к моделированию позволяет получить все известные формы кривых научения с помощью вариации единственного параметра λ, определяющего тип научения
Скачать PDF

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности. Результаты экспериментальных исследований последних лет приводят нас к выводу, что практически всё, что раньше считалось исключительной прерогативой сознания: принятие сложных решений, семантические преобразования, постановка целей, вынесение социальных оценок и моральных суждений и многое другое, всё это сначала происходит неосознанно и лишь потом осознается. Что же в таком случае делает сознание? В лекции делается попытка объяснить необходимость возникновения субъективного переживания. Постулируется необходимость независимой проверки результатов познания. На примере многочисленных исследований демонстрируется эвристичность высказанных предположений о структуре и функциях психики и сознания.
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Стигма: теория и практика

Кнуф Андреас, Эпов Лев Юрьевич
Скачать PDF

Теория автоматического регулирования методологическая основа процесса оптимального управления двигат

Никитин С.Н.
Решение проблем оптимального управления двигательными действиями для профессиональной деятельности и спорта невозможно без теории автоматического регулирования, которая уже доказала свою правомочность в других областях науки. Разработанная функциональная система двигательной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью «сплошной среды», позволяет рассматривать понятия из области теории автоматического регулирования, которая с успехом применяется для понимания механизмов поддержания постоянства внутренней среды.
Скачать PDF

Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий

Барсукова Светлана Александровна
В статье представлены различные точки зрения на проблему нравственного и морального развития ребенка. Прослеживается феномен развития совести человека через систему Суперэго, описанной в психоаналитической концепции, и проявлении морального поведения и сознания, представленных в когнитивноповеденческих концепциях. Высказывается авторская позиция в понимании совести, основанная на антропоцентрических концепциях.
Скачать PDF

Философский анализ становления современной теории эмоций

Куликов С. Б.
В статье отстаивается тезис о том, что становление современной теории эмоций раскрывает особенный вариант самосознания, в рамках которого научный поиск соответствует средству прояснения вопроса, является ли человек разумным животным или же он деятельное существо, независимое от природных начал.
Скачать PDF

Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов

Варлакова Ю. Р.
Речь идет о проблеме креативности студентов вуза, о методах ее развития, приводятся результаты проведенного эксперимента по проверке эффективности педагогических условий развития креативности студентов вуза.
Скачать PDF

К проблеме интеграции психологических теорий творческого мышления

Чернецкая Н. И.
Показана разобщенность психологических теорий творческого мышления, которая связывается с терминологическими неточностями в психологии творчества. Предлагается новый взгляд на творческое мышление как на интегральную характеристику познавательной психической деятельности, высший уровень и индикатор развития мышления.
Скачать PDF

О соотношении теории и практики в подготовке психологов

Борисова Н.П.
Скачать PDF

Стигма: теория и практика (окончание)

Кнуф Андреас, Эпов Лев Юрьевич
Скачать PDF