ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ИМПЛИЦИТНАЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
научное, социально-психологическое понятие, обозначающее достаточно устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте жизни данного человека, его личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, психология и поведение людей.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

(англ. implicit personality theory) - житейские, обыденные, ходячие представления о взаимосвязях между свойствами и чертами личности (напр., "если ревнует, то любит"; "полные люди - добряки"). Подобные представления необязательно должны быть осознанными; атрибут "имплицитный" указывает как раз на то, что они могут функционировать на уровне неосознаваемых, интуитивных установок (ожиданий). Этот термин ввели Дж. Брунер и Р. Тагиури (Bruner J. S., Tagiuri R., 1954). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Это не теория в научном смысле, а "теория", которой бессознательно придерживается большинство непрофессионалов относительно личности других людей. В основном они устанавливают сложное сплетение предположений относительно черт и моделей поведения других и считают, что они будут действовать в соответствии с этими предположениями. Люди, придерживающиеся таких взглядов, часто удивляются, обнаруживая, что кто-то из любимых, добрых соседей совершил тяжкое преступление, – такое действие не соответствует их имплицитному профилю личности этого человека.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Имплицитная теория личности
схема, которую создает человек, когда группирует вместе различные виды личностных черт и способностей другого. Например, многие люди считают, что если человек добрый, то он будет еще и щедрым. И. т. л. противопоставляют научным, поскольку первые возникают на основе здравого смысла как совокупность неявных представлений одного человека или группы людей о природе личности. Они заслуживают обстоятельного изучения, поскольку так или иначе направляют социальное поведение отдельного человека, социальной или этнической группы.
Литература
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002.
Шмелев А. Г., Похилъко В. И. Практикум по экспериментальной психосемантике. М., 1988.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Имплицитная теория личности
лат. implicatio – запутанность, сплетение) – в социальной психологии - бессознательные представления большинства непрофессионалов относительно личности других людей и соответствующие, обычно необоснованные ожидания относительно их поведения. Чаще всего, указывают социальные психологи, такие теории являются неадекватными, так как создаются посредством усвоения бытующих предрассудков, неправомерных обобщений, аналогий, внушающих воздействий, а не путем сбора и анализа фактов. Психология восприятия личности других людей различными категориями психиатрических пациентов изучена недостаточно, можно лишь предполагать, что, помимо того, что свойственно здоровым индивидам, значительную роль в этом играют психические расстройства, в том числе и непсихотического регистра.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Имплицитная теория личности
Словообразование. Происходит от англ imрlicit - невыраженный и греч. theoria - исследование.
Авторы. Дж.Брунер и Р.Тагиури (1954 г.).
Категория. Представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни.
Специфика. Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Имплицитная теория личности
Набор предпосылок, основанных на наших представлениях о связи одних характеристик личности с другими характеристиками. К примеру, мы можем считать, что честолюбивые люди обычно трудолюбивы или что артистичные люди склонны пренебрегать условностями. Эти мнения называются «имплицитными», поскольку человек может не иметь никаких доказательств своей правоты и даже не рассуждает на осознанном уровне. Тем не менее, они оказывают влияние на наши суждения о других людях и определенным образом формируют наше поведение. Имплицитная теория личности имеет преимущество в том, что упрощает наш способ обработки информации об окружающем мире, но так как, в сущности, она является лишь набором не подтвержденных предпосылок, то мало что говорит нам об истинном характере людей, с которыми мы имеем дело.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Имплицитная теория личности
англ. implicit — невыраженное явно) (синонимы "наивная концепция личности", "теория личности здравого смысла") — 1) в широком смысле слова — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований; 2) в узком смысле слова — неявные представления о связях между личностными чертами. И. т. л. позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. И. т. л. описывает такие свойства личностных черт, как иерархичность (центральность), оценочность, дифференцированность ("когнитивная сложность"), степень реалистичности (адекватности), устойчивость. В исследованиях содержания и структуры И. т. л. широко используются методы психосемантики. Особое влияние на развитие проблематики И. т. л. оказала теория личностных конструктов Дж. Келли. Ю.М. Жуков

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
устойчивое, субъективное, неосознаваемое представление человека о том, как у людей связаны между собой особенности их внешности, поведение и психология. И.т.л. включает представление человека о том, какие свойства личности чаще всего сочетаются друг с другом в психологии личности, какие поступки они вызывают. Действие И.т.л. проявляется в особенностях восприятия и оценки людьми друг друга, а также в прогнозировании их поступков. И.т.л. представляет собой психологическое образование, складывающееся под влиянием длительного индивидуального опыта общения человека с разными людьми. Механизм формирования И.т.л. примерно таков. Встретившись с другим человеком, мы в первую очередь обращаем внимание на его внешность. Затем в процессе общения с этим человеком мы продолжаем наблюдать за его поведением, строить и проверять гипотезы о его личности. В конечном счете, когда мы расстаемся с данным человеком, то в нашей памяти от общения с ним остается своеобразное тройственное впечатление, включающее сведения о внешности этого человека, знание его поведения и представление о его психологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашей памяти. Далее мы встречаемся со многими другими людьми и в итоге общения с ними получаем аналогичные впечатления, включающие те же три составляющие: внешние данные, поведение и психологические свойства. Впечатления, полученные от разных людей, накладываются друг на друга, и то, что в них оказывается одинаковым (имеются в виду составляющие образа человека и связи между ними,), закрепляется в памяти, а остальное со временем забывается. В итоге в бессознательной памяти формируются обобщенные образы разных людей, включающие типичные особенности их внешности, типичные для них формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи друг с другом. Механизм влияния И.т.л. на восприятие и оценку людьми друг друга следующий. Встречая незнакомого человека, мы невольно обращаем внимание на его внешность, и сравниваем его с теми людьми, с которыми раньше нам уже приходилось общаться (образы которых запечатлены в И.т.л.). Обнаружив внешнее сходство незнакомого человека с кем-либо из знакомых для нас людей, мы переносим на данного человека обобщенный образ, извлеченный из нашей собственной памяти, т. е., применяя к нему нашу И.т.л., приписываем ему те психологические свойства, которые уже вошли в нашу И.т.л., и, соответственно, ожидаем от этого человека того же самого поведения, которое уже запечатлено в обобщенном образе личности, хранящемся в И.т.л. Влияние И.т.л. на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, а также на их взаимоотношения, двойственное. Если И.т.л. верна, то обладающий ею человек имеет возможность быстро и правильно оценивать других людей, строить их гипотетически верные образы, причем делает это задолго до того, как об этих людях будет получена полная и достоверная информация. Если же И.т.л. неверна, то человек может совершать серьезные ошибки при восприятии и оценке других людей, приписывая им совсем не те психологические свойства, которые есть у них на самом деле. Это, например, часто бывает в тех случаях, когда человек имеет ограниченный и односторонний опыт общения с людьми, в результате которого у него складывается неправильная И.т.л. См. восприятие человека человеком, личность, общение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
227.89 кб

Имплицитные теории и самооценка креативности в структуре самосознания личности

Павлова Елизавета Михайловна
В статье описано исследование связи объективированных показателей креативности, ее представленности на уровне самосознания личности (в виде прямых самооценок и имплицитных теорий креативности) в контексте изучения роли отношения к
Читать PDF
166.33 кб

Согласованность имплицитных теорий личности и 16-ти факторной модели личности Р. Кеттела

Морозов А. В.
Читать PDF
195.02 кб

Связи самооценок, имплицитных теорий риска и личностной готовности к риску у медицинских работников

Богачева Татьяна Васильевна, Корнилова Наталия Вадимовна, Красавцева Юлия Владимировна
Статья посвящена выявлению особенностей самооценок рискованности, имплицитных теорий риска и личностной готовности к риску при сравнительном анализе выборок: 1) студентов медицинского и немедицинского (но также специализирующегося