теория личности Фрейда

Найдено 1 определение
теория личности Фрейда

система взглядов на личность Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 гг.), основателя целого направления в науке – фрейдизма. По мнению Фрейда в психической жизни нет перерывов и непоследовательности: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Хотя Фрейд занимался и механизмами мышления, большее внимание он уделил подсознанию, бессознательному, которые и предопределяют связь прошлого и настоящего. Большая часть психики бессознательна. В нем находится основные детерминанты развития личности, источники психической энергии, побуждения, инстинкты. Предсознание – часть бессознательного, которая может осознаться. Инстинкты – "исходная причина всякой деятельности". Особую роль среди них играют сексуальный инстинкт и инстинк агрессии. Эти два фундаментальных инстинкта (поддерживающий жизнь и зовущий к смерти) предопределяют основные противоречия в развитии личности, разнообразие поведения человека. Инстинкты – это каналы, по которым протекает энергия – либидо. Эта энергия подвижна, количественно измеряема. Катексис – процесс распределения активности, энергии по различным сферам деятельности. Обнаружение психической энергии, олпределение основных направлений ее трансформации – основная проблема в понимании личности. Структура личности – Ид (Оно), Эго, Суперэго. Ид – содержит все унаследованное, все врожденные инстинкты. Другие элементы структуры личности развиваются из Ид. Но само Ид бесформено, хаотично, его функционирование не подчиняется логическим законам. Ид похоже на слепого царя, власть которого безгранична, но который должен полагаться на других при ее использовании. Эго – психика, которая контактирует с внешней реальностью. Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет у него энергию. Главная задача Эго – самосохранение. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствие. Эго контролирует импульсы Ид, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более адаптированным к окружающей среде, более реалистичным. Ид реагирует на потребности, Эго – на возможности. Суперэго – хранилище моральных норм, запретов, разрешений; это внутренний цензор деятельности личности – ее совесть, самонаблюдение, идеалы. Суперэго родителей как бы воплощается в суперэго ребенка; оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций, ценностей от поколения к поколению. Эго и Суперэго в значительной степени остаются для личности неосознанными. Личность в своем развитии проходит оральную (ребенок от рождения до появления зубов), анальную (ребенок до осознания табу), фалическую (повышенное внимание к своим генеталиям, сексуальным вопросам), генитальную (с наступлением половой зрелости) стадию. На каждой из этих стадий по-своему проявляется либидо. Так у мальчиков развивается Эдипов комплекс – стремление к обладанию матерью; у девочек – к обладанию отцом, которые подавляются Суперэго. Бессознательное человека проявляется во снах (нередко в них – истинные желания), оговорках, спонтанных реакциях (прорыв Ид через Эго и Суперэго). Сексуальная, агрессивная энергия могут трансформироваться в развличные формы активности. Этот процесс назван сублимацией. Высшие достижения в творческой деятельности человека связаны с такими трансформациями. Для подавления чувства тревожности, дискомфорта личность использует защитный механизм (см.). Определяющим для развития личности являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. В понимании З. Фрейда личность не рациональна, а влекома могущественными эмоциональными, бессознательными силами. При этом интеллект – одно из орудий, доступных Эго. Рассогласование между Ид, Эго и Суперэго по Фрейду – источник неврозов, психических отклонений в развитиит личности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
316.08 кб

Теория «Эдипова комплекса» З. Фрейда в контексте личностных смыслов и переживаний обряда «Обрезания»

Ермаков Вячеслав Алексеевич
В статье анализируется проблема влияния обряда «обрезания» на формирование теории «Эдипова комплекса» З. Фрейда. Рассмотрены взгляды отечественных ученых. Показано значение его психологических и духовных проблем.