смысловой центр теории — проблема преобразования информации. Э. де Боно подчеркивает актуальность этой проблемы в социальном плане: «Потребность в преобразовании идей делается все острее и острее при все более ускоряющемся ходе нашей жизни. Мы до сих пор так и не разработали удовлетворительных методов перестраивания идей, вечно полагаясь лишь на конфликтные ситуации» (Э.де Боно. Латеральное мышление, Спб,1997, С.312).
Сравнивая вертикальное и латеральное мышление, Э. де Боно не противопоставляет их, а отмечает, что латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления, делая этот процесс высокоэффективным. Характеризуя вертикальное мышление как определенный способ обработки информации, результатом которого становится создание моделей и стереотипов, он подчеркивает как преимущества данного способа (в частности, быстроту узнавания, стабильность и структурированность ориентаций в мире), так и ограниченность и негативные последствия. Результаты вертикального мышления — модели–клише — обладают свойствами фиксированности, трудно изменяются, а в результате тормозят развитие. Исчерпав свои ресурсы, созданные вертикальным мышлением модели, становятся ловушками и не позволяют двигаться вперед. Латеральное мышле ние способствует преобразованию идей с помощью интуитивной перестройки. Цель латерального мышления — вносить изменения, а не искать доказательства Генерация новых идей и избавление отстарых — две грани латерального мышления. По мнению Э. де Боно, латеральное мышление тесно связано с интуицией, творческими способностями и чувством юмора. Отмечая много общего у латерального мышления с творческим, Э. де Боно определяет и их различия. Творческое мышление, по его мнению, связано с такими понятиями, как артистизм, талант, восприимчивость, вдохновение. Итог творчества — описание конечного результата, итог латерального мышления — описание процесса. Результатом возможно восхищаться, процесс возможно применять на практике. Латеральное мышление имеет самостоятельный статус как некий специфический метод обращения с информацией, который создает условия для появления новых моделей. Функции латерального мышления — разрушение стереотипов, создание новых моделей на основе допущения «необоснованных» комбинаций ячеек информации, пересмотр старых моделей на основе высвобождения и разрушения для того, чтобы позволить элементам информации сгруппироваться по–новому.
Основные способы изменения и развития информации в теории латерального мышления: свободная, немотивированная перегруппировка элементов; расширение информационного поля, включение случайной «боковой» информации; скачкообразный путь развития идеи. Принципы латерального мышления: откладывание оценки; случайность; прыжки в любую сторону; сомнение; будущее; противоядие абсолютной уверенности.
По существу, Э. де Боно, выделяя вертикальное и латеральное мышление, фиксирует и разрабатывает два кардинальных для творчества, противоположных и взаимосвязанных направления творческого процесса: ассоциации и диссоциации элементов информации, созидание моделей–стереотипов и их разрушение. (Барышева Т. А.)
Теория латерального мышления (Эдвард де Боно)
Теория латерального мышления (Эдвард де Боно)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014