ТЕОРИЯ КЛЯЙНА Теория козла отпущения, козел отпущения

Теория когнитивной последовательности

Найдено 1 определение:

Теория когнитивной последовательности

Теория организации установок (отношений), центральное место в которой занимает тот факт, что люди стремятся к последовательности в своих убеждениях, действиях и нравственных установках. Любая непоследовательность (например, когда вы делаете то, во что сами не верите) вызывает неприятные чувства (когнитивный диссонанс). В результате у человека возникает стремление изменить или свои установки, или свое поведение, чтобы восстановить последовательность.
Оцените определение:

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивно-стилевые и личностные особенности субъекта в интерпретации текстов: к теории и методологи

Павленко Виктория Анатольевна
Рассматривается один из фундаментальных вопросов психологии о роли когнитивно-стилевых и личностных особенностей субъекта в интерпретации текстов. Анализируются различные подходы, позволяющие говорить о том, что порождение текстов и их интерпретация находятся под влиянием определенных личностных характеристик субъекта, в частности, психотипа и когнитивного стиля. Акцентируется внимание не на текстах вообще, а на так называемых текстах-интерпретациях, требующих индивидуально-психологического подхода к анализу. Предполагается, что одновременное использование возможностей когнитивно-стилевого и типологического подхода при изучении текстов-интерпретаций позволит получить новые основания для выделения психотипов. Констатируется необходимость учета при этом ценностно-мотивационных характеристик субъекта. Делаются выводы и рекомендации по дальнейшему изучению поднятой проблемы.
Скачать PDF

Когнитивные и мотивационные теории в психолого-экономических исследованиях поведения

Шульгин М.В.
Проведен исторический анализ становления и развития когнитивных и мотивационных теорий с позиции междисциплинарных психолого-экономических исследований. На основе исторического анализа осуществлена систематизация факторов, влияющих на характер экономического поведения, выделены основополагающие концептуальные подходы к анализу поведения
Скачать PDF

Проблема cтресса (дистресса) и когнитивные теории

Тимошенко Татьяна Викторовна
Феномен стресса в условиях современного технологического общества постоянно сопутствует жизни человека. Чем благополучнее становится жизнь людей, тем более снижена их способность к изменениям и адаптации. Стресс изучается целым рядом различных наук: от биологии, медицины, физиологии и психологии, до демографии, юриспруденции и политологии. Но это явление существовало и в древности. Человеку для восстановления гармоничного существования рекомендовалось освободиться от влияния внешнего мира путем изменения образа мыслей, постоянного самосовершенствования. И среди современных исследований также будущее за когнитивными науками, исследующими и разрабатывающими когнитивные техники и технологии управления стрессом.
Скачать PDF

Когнитивный аспект применения теории схем в познавательной деятельности

Макарова Елена Александровна
Современная образовательная среда переживает эпоху активного преобразования, создаются новые концепты, стремительно меняется сама парадигма научного знания. Это приводит к изменению педагогической системы «обучающий – обучаемый – обучающие программы – содержание учебного материала», направленной на инновационные тенденции. В современных теориях образования обучение интерпретируется как дискурс обучающего и обучаемого, работающих с отдельными когнитивными схемами и вступающих в личностно-смысловые отношения между собой.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть 1. Теории дополнительной о

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Каким образом мы можем знать, насколько хорошо или плохо решаем задачи, возникающие в процессе познания окружающего мира? В поисках ответа на этот вопрос в первой части данной статьи рассматриваются два класса теоретических походов к процессу субъективной оценки эффективности решения, которые в общем виде можно обозначить как теории дополнительной оценки и теории частичного доступа. Несмотря на то, что конкретные теории, рассматриваемые в обзоре, направлены на объяснение различных феноменов, таких как чувство уверенности, чувство «на кончике языка» или чувство знания, с нашей точки зрения, они описывают схожие процессы и опираются на схожие представления о лежащих в основе оценки механизмах. Так, теории дополнительной оценки предполагают, что субъективная оценка основана на тех же данных, что и оцениваемый процесс, однако отличается используемыми критериями. Схожим образом теории частичного доступа утверждают, что субъективная оценка основывается на части той информации, которая используются или необходима для решения задачи. Проведенный обзор показывает, что оба класса теорий успешно описывают взаимосвязь эффективности решения и его субъективной оценки. Однако отсутствие такой взаимосвязи, которое наблюдается в некоторых клинических случаях и при определенных экспериментальных манипуляциях, противоречит предсказаниям данных моделей. Следовательно, необходим новый теоретический подход, который позволил бы объяснить диссоциацию субъективной оценки и оцениваемого процесса. Модели, в которых предлагается подобный подход, связанные с ними проблемы и возможные направления дальнейших исследований будут описаны в следующей части статьи.
Скачать PDF

Методический арсенал социально-когнитивной теории личности

Виноградов Александр Геннадьевич
Статья посвящена обзору основных направлений в области социально-когнитивной диагностики поведенческих структур (поведенческих или личностных сигнатур) с целью наметить возможные перспективы ее развития. Утверждается, что социально-когнитивная теория сможет составить реальную конкуренцию современной теории личностных черт исключительно в том случае, если сумеет выработать не только собственную теорию диагностики, но и собственную систему статистических методов, дизайна исследований и психометрику. На основании обзора ряда исследований, базирующихся на внешнем наблюдении, самонаблюдении, техниках изучения предпочтений, Q-сортировке и S–R опросниках, предложена общая схема сбора данных о поведенческих сигнатурах и их статистического анализа. Эта схема позволяет преодолеть существенные недостатки диагностических инструментов в рамках социальнокогнитивного направления в исследовании личности: чрезмерную трудоемкость и невысокую информативность результатов. В ее основе лежат использование методов планирования эксперимента для формирования стимульных ситуаций, объединение данных самоотчета и внешнего наблюдения, проведение повторных замеров и глубинных интервью, а также применение комплекса современных статистических методов для описания и объяснения интраиндивидуальной вариативности поведения (конджойнт-анализ, кластерный анализ, многоуровневое моделирование и т.д.). На основании проведенного анализа предлагается система показателей для описания качества статистических моделей на уровне индивида – индивидуальные индексы надежности-эквивалентности, стабильности, внутренней согласованности и валидности. Предложенная схема и система показателей может быть использована для индивидуальной личностной диагностики с позиций социально-когнитивного подхода, а также при проведении научных исследований, имеющих целью объяснение интраиндивидуальной вариативности поведения. Делается вывод о том, что в психологии личности складывается целостная система методов идиографического анализа, при этом ее важной составляющей должна стать индивидуальная психометрика. Дальнейший прогресс в этой области предполагает возможность интегрировать информацию об активных ингредиентах ситуации из различных источников на основе содержательной психологической теории ситуаций.
Скачать PDF

Модели субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач: часть II. Теории косвенной оценк

Четвериков Андрей Анатольевич, Одайник Александр Семенович
Во второй части статьи продолжается анализ теорий мета-оценки, то есть субъективной оценки эффективности решения задач. Описываются модели косвенной оценки, рассматривающие мета-оценки как результат анализа косвенных признаков, не имеющих непосредственного отношения к выбранному решению. Например, человек может быть уверен в ответе, поскольку он знает, что в принципе хорошо решает задачи данного типа, или испытывать чувство «на кончике языка», поскольку у него возникает много ассоциаций в ответ на заданный вопрос. Как и в случае теорий дополнительной оценки и теорий частичного доступа, рассмотренных в первой части статьи, теории косвенной оценки обладают схожими сильными и слабыми сторонами, вне зависимости от того, какие конкретно мета-оценки они описывают. Подобного рода модели хорошо справляются с проблемой расхождения объективной эффективности и мета-оценок, но взаимосвязь между этими параметрами оказывается для данного класса теорий проблемой. В заключении рассматриваются возможные направления дальнейшего развития теорий мета-оценки. Формулируются три проблемы для будущих теорий: (1) как объяснить соответствие и рассогласование мета-оценок и объективной эффективности решения? (2) что объединяет различные мета-оценки и в чем они отличаются? (3) как соотносятся между собой мета-оценки и осознанность?
Скачать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF

Гендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента

Семяшкин А. А.
В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между когнитивной артикулированностью, понятийной дифференцированностью и формально-динамическими характеристиками индивидуальности. Эмпирически установлено влияние пола на количественную и качественную структуру взаимосвязей когнитивных стилей с темпераментом. Обсуждаются гипотетические причины и психологические механизмы, определяющие корреляции параметров когнитивных стилей и свойств темперамента у мужчин и женщин.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Психологическая коррекция в реабилитации больных с выраженными двигательными и когнитивными нарушени

Ермакова Наталья Георгиевна
На основании исследования больных в восстановительном периоде инсульта выявлены нерациональные установки, препятствующие лечению: переоценка тяжести состояния, недооценка собственных возможностей, негативизм. Разработаны приемы индивидуальной психологической коррекции нерациональных установок больных по отношению к лечению и к болезни: сужение и конкретизация цели, формирование партнерства с персоналом, сужение зоны болезни, расширение зоны болезни. В исследовании принимало 130 больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара.130 patients with consequences of the stroke were observed during regenerative treatment in the stationary center of rehabilitation of city hospital of
Скачать PDF

Язык когнитивно-эмотивно-моторных компонентов синхронной пиктополиграфии при проведении психологичес

Скоморохов А.А., Юрьев Г.П.
Разработан новый эффективный инструмент для профессионального объективного психологического анализа и тестирования, основанный на синтезе методов инструментальной детекции лжи и оригинальной реализации проективных психологических методик. В процессе тестирования производится регистрация и анализ параметров пиктографической деятельности испытуемого на специальном сенсорном графическом планшете синхронно с полиграфическими сигналами (ЭЭГ, ЭКГ, и т.д.).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16