раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, где участвуют различные стороны (преимущественно две), наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами. Схемы И. т. охватывают собственно игры и различные конфликтные ситуации, возникающие в политических, экономических, военных и др. вопросах.
ТЕОРИЯ ИГРЫ
ИГР ТЕОРИЯ
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ТЕОРИЯ ИГР
раздел математической логики, разработанный Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном. Раздел изучает спектр возможных реакций на определенную стратегию; каждой реакции может быть присвоена определенная вероятность, и каждая реакция может приводить к ответной реакции противника в игре. ТИ используется в основном в анализе систем и разработке военных игр, но нашла применение и при осуществлении надзора и контроля над заболеваниями. ТИ используется в анализе принятия решений, а также при расчете полезности, например, при вычислении QALY (годы жизни, скорректированные на качество).
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
ИГР, ТЕОРИЯ
В основном, отрасль математики, занимающаяся формальным анализом принятия решения, особенно процесса принятия решения, в котором учитываются действия и основания для действия другого человека, чьи решения находятся в противоречии с вашим (что, в конце концов, и представляет собой игра). В принципе исследования, проведенные в этой, часто глубокомысленной области математики, были посвящены больше чем просто играм, и вариации этой базовой теории были направлены на исследования межличностных взаимодействий, экономики, переговоров рабочих и администрации и международной дипломатии. О не слишком глубокомысленных исследованиях в этой области, часто проводимых в лабораториях, см. статью дилемма заключенного.
ТЕОРИЯ ИГРЫ
Согласно К. Бюлеру - дополнение теории игры К. Гросса, где акцент при анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, заключаемой в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, порождаемыми самим процессом деятельности. Это было названо функциональным удовольствием.
Согласно Ф. Бойтендайку - объяснение появления и развития игры детской потребностью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно-психических структур. Среди этих черт отмечались:
1) ненаправленность движений;
2) импульсивность;
3) наличие аффективных связей с окружающими;
4) робость, боязливость и застенчивость.
Согласно Ф. Бойтендайку - объяснение появления и развития игры детской потребностью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно-психических структур. Среди этих черт отмечались:
1) ненаправленность движений;
2) импульсивность;
3) наличие аффективных связей с окружающими;
4) робость, боязливость и застенчивость.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ИГР ТЕОРИЯ
специальная математическая теория, которая рассматривает различные игры людей, прежде всего азартные, с точки зрения формализованных стратегий получения выигрыша. И.т. – это раздел математики, в котором с точки зрения теории вероятностей и математической статистики рассматривается поведение людей в ситуациях, где они, стремясь к выигрышу (в научных экспериментах эти ситуации обычно моделируются специальными играми), рассчитывают свои действия (ходы), принимают решения и ведут себя в соответствии с ними, учитывая вероятность наступления тех или иных событий. В И.т. обсуждаются различные исходы игр для их участников, возможность замены одного или нескольких игроков техническими автоматами и ряд других вопросов формализации игр: представление игры в виде алгоритма решения типичных задач вероятностно-статистического плана, оптимальное поведение игроков и другие. В психологии И.т. применяется, например, при изучении поведения человека в процессе решения им игровых задач, а также в исследованиях групповых форм поведения людей, напоминающих собой коллективные азартные игры с возможными выигрышами или проигрышами их участников. И.т. также нашла широкое применение в области изучения человеческих отношений и принятия решений. См. алгоритм, вероятностей теория, дилемма узника, статистика математическая.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТЕОРИЯ ИГР
область математики, изучающая абстрактные модели конфликтных ситуаций. Под конфликтной понимается ситуация (игра), в которой участвуют по крайней мере два игрока (лица, коллективы, управляющие системы), стремящиеся по некоторым определенным в игре правилам обеспечить себе максимальный выигрыш. Интересы игроков полностью или частично противоречивы, т. е. всякое улучшение положения одного игрока ухудшает положение другого. Если в игре участвуют две стороны (игрока), она называется парной, если больше двух — множественной. В последнем случае участники в ходе игры могут объединяться в коалиции с общими интересами, в результате чего игра превращается в парную. Такие игры имеют наибольшее практическое значение. Простейшей схемой Т. и. является конечная игра двух лиц с нулевой суммой. При этом каждый игрок независимо от другого выбирает одну из конечного числа возможностей. Каждой паре выбранных возможностей соответствует некоторый выигрыш одного игрока, равный проигрышу другого, т. е. сумма выигрышей обоих игроков равна нулю. Цель Т. и. заключается в выработке рекомендаций для определения оптимальной стратегии каждого из участников игры. Оптимальная стратегия игры — это такая стратегия, которая при многократном повторении игры обеспечивает ему максимально возможный средний выигрыш (или минимально возможный средний проигрыш), В Т. и. не учитываются элементы риска, просчеты и ошибки каждого из игроков, возможные в реальной стратегии. Все рекомендации вырабатываются в предположения, что противник является разумным и делает все для того, чтобы помешать др. игроку добиться своей цели. Поэтому в психологии Т. и. применяются в основном как вспомогательный инструмент описания формальной структуры бихевиоральных экспериментов.