ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ
теория поэтапного формирования умственных действий, - теория планомерного формирования умственных действий) концепция, разработанная П. Я. Гальпериным и развитая его последователями. Представляет собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с предзаданными свойствами на базе определенного плана и программы их поэтапного развития - как управляемого извне процесса образования представлений и понятий об объектах на основе действий внешних.
Основана на ряде допущений:
1) перед выполнением нового действия нужна активная ориентировка субъекта в условиях действия;
2) построение действия выполняется при преимущественной ориентации на орудия деятельности психической, в качестве коих выделяются эталоны, знаки, меры;
3) восприятие и мышление суть интериоризованные действия внешние - действия предметные.
В контексте этой теории описаны четыре группы условий, требуемых для овладения новым умственным действием:
1) наличие мотивации;
2) выполнение действия во внешней форме без ошибок;
3) обретение действием свойств обобщенности и разумности;
4) перевод действия в умственный план.
При выполнении требований теории в процессе учебном регламентируются следующие действия:
1) сначала для учащихся разъясняется основа действия ориентировочная (-> действие: основа ориентировочная), представленная в виде схемы на карточке;
2) на базе этой схемы начинается решение задач, совокупность коих соответствует полноценному действию. При этом действие сначала выполняется и отрабатывается в речи внешней, которая переходит в речь внутреннюю и, наконец, в речь скрытую, являющую собой исключительно внутреннее действие.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
112.07 кб

Теория планомерного формирования умственных действий и развитие креативности ребенка

Бакланова Наталья Константиновна, Потапов Дмитрий Александрович
Статья посвящена проблеме развития креативности личности ребенка в процессе сочинения им музыки.
Читать PDF
119.50 кб

Теория поэтапного формирования умственных действий в методической подготовке учителя физики

Прояненкова Лидия Алексеевна
В статье раскрыты причины, обусловливающие отсутствие в вузовской подготовке методик обучения, основанных на теории поэтапного формирования ум ственных действий (ТПФУД).
Читать PDF
286.36 кб

Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действ

Горчаков Александр Сергеевич
Раскрывается суть технологии, позволяющей развивать математическую речь школьников, основанной на теории поэтапного формирования умственных действий при изучении основных дидактических единиц.
Читать PDF
21.09 мб

Особенности практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и

Поскребышева Наталия Николаевна
В статье рассматривается специфика практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
Читать PDF
10.66 мб

Педагогическая интерпретация теории формирования умственных действий применительно к освоению начина

Кузнецова Ольга Николаевна
Эффективность формирования навыков во многом зависит от корректного понимания учащимися целей и способов выполнения заданных действий.