Теория этнической границы

Найдено 1 определение
Теория этнической границы
(П.П. Кушнер, М.М. Бахтин)
Понятие «этническая граница» возникает во второй половине XIX в. и понимается как субъективно осознаваемая и переживаемая дистанция, рассматриваемая в контексте межэтнических отношений. Термин введен норвежским антропологом Фредериком Бартом. Первыми в отечественной науке подняли тему исследования этнических границ П.И.Кушнер и М.М.Бахтин [1].
Важнейшее значение понятию границы как принципу исследования культур придавал М.М. Бахтин: «Культура вся расположена на границах, границы проходят повсюду через каждый момент ее... Каждый культурный акт существенно живет на границах; в этом его серьезность и значительность; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».
П. И. Кушнер в своем анализе ссылается на работы выдающегося чешского этнографа, археолога и лингвиста Л. Нидерле (Niederle) [2]. «Этнографическая граница», согласно Л. Нидерле, - это граница области, компактно заселенной тем или другим народом, главным признаком определения которой является язык. Также должны учитываться и такие этноопределяющие характеристики, как характер быта, физический облик и общие исторические предания. Для дальнейших исследований происхождения и особенностей этнических границ (этнических рубежей) был характерен статистический мажоритарный подход, когда этнический рубеж фиксируется лишь в том случае, если он ограничивает территорию, на которой не менее 50-75% населения принадлежит к определенной национальности. Однако П.И. Кушнер подвергает критике данный метод, обосновывая это тем, что этнические границы не должны подменяться границами административными, в основе которых лежит не территория компактно проживающего на ней народа, а «статут и постановление». Нельзя также отождествлять этнические границы с естественными географическими рубежами. Современные этнические границы, по мнению П.И. Кушнера, являются результатом сложных исторических процессов, а также результатом собственно межнациональных отношений. Линии их неустойчивы, постоянно меняются, поэтому говорить об этнической границе между этническими группами можно только применительно к определенной исторической или современной дате.
Этническая граница определяется маркерами - культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. Одним из центральных вопросов, поставленных П.И. Кушнером в исследовании характера этнических границ, был вопрос о роли национального самосознания и родного языка, об их этноопределяющей функции в ситуации непосредственного межэтнического контакта вдоль «этнического рубежа» компактно проживающих и взаимодействующих между собой этнических групп. Автор выделяет следующие индикаторы исследования функционирования родного языка: на каком языке говорят в семье, говорят члены семьи с соседями, преимущественно общаются на работе, ведется обучение детей в школе, поют песни в семье, читают книги и газеты.
Исследование П.И. Кушнера позволило автору сделать несколько значимых теоретических выводов:
1. такие признаки этнических границ, как материальная культура, быт, фольклор, обряды и т.п., оказались незначительными при рассмотрении «близких» культур;
2. «сложный процесс трансформации этнических рубежей зависит от национальных отношений», поэтому проблему этнических границ нельзя рассматривать в отрыве от более широкой и более общей проблемы - национальной. Национальные отношения трактуются Кушнером как процессы переселения народов на новые территории или расширения исконных территорий; как процессы миграции или экспансии; как процессы и результаты этнической ассимиляции.
В дальнейшем в отечественной научной литературе этноопределяющие признаки, формирующие этнические границы, уже рассматривались в своем социальном качестве главным образом посредством анализа данных массовых этносоциологических опросов. Наиболее полно этот подход представлен в работе Ю. В. Арутюняна и Л. М. Дро- бижевой [3]. Сегодня понятие «этническая граница» стало приобретать популярность прежде всего в связи с поиском путей снятия или предупреждения межэтнической напряженности.
Литература
1. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. М., 1947; Бахтин М.М. Вопросы литературы и этики. М., 1975.
2. Нидерле Л. Славянские древности. М.: Алетейа, 2000.
3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1986.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.