Теория драмы и драматическая модель конфликта

Найдено 1 определение
Теория драмы и драматическая модель конфликта
Драматическая модель конфликта основана на теории драмы - важной модификации теории метаигр, созданной в 1991 г. английскими специалистами по исследованию операций Н. Ховардом, Дж. Брайаном и П. Беннеттом. Эти исследователи попытались сформулировать алгоритм поиска единого и устойчивого решения конфликта, при допущении, что все игроки готовы менять свои предпочтения, ходы и стратегии, переоценивать свои индивидуальные возможности ради создания новых кооперативных стратегий и исходов.
Понятие игры было заменено понятием драмы. Но не в смысле художественного произведения, герои которого никогда не говорят и не действуют от своего имени, так как воплощают замысел автора, а в смысле личного участия в реальном конфликте, герои которого вынуждены самостоятельно и творчески решать объединяющую их проблему.
В теории драмы игроков принято называть героями драмы. Новое имя отражает способность участников конфликта еще до окончательного занятия позиций - называемого моментом истины, когда они становятся игроками в классическом смысле, - свободно принимать любые решения по изменению любых параметров своей игры.
Понятие нормативной рациональности - жесткого следования ранее установленным предпочтениям было заменено рациональностью, основанной на изменении правил драмы, позволяющем решить совместными усилиями проблему. Игрокам драмы предоставлено право изменять свои предпочтения, правила и цели поведения в процессе самой игры. Возникающие противоречия разрешаются не посредством провоцирования иррациональных реакций, а рациональным изменением самой игры.
Игра в классическом смысле - «жесткая» игра. По ее правилам, игроки не могут изменить ни свой состав, ни свои действия, ни исходы, ни свои предпочтения. Драма - «мягкая» игра, в процессе трансформации которой героям разрешается модифицировать ее в любом направлении (отношении), чтобы достигнуть единой позиции.
В результате драматического развития начальная игра, вынуждающая героев поступать иррационально, преобразуется в новую игру, в которой они способны решить свои проблемы рационально. Иными словами, драма - это игра, способная к самокор- рекции, устранению ограничений, мешающих ее участникам создать единую позицию, и тем самым к порождению новых игр до тех пор, пока не будет найдено решение, оптимальное для всех ее героев.
Целью анализа игры является поиск стабильного решения. Цель анализа драмы - обнаружение особых противоречий в позициях героев, которые вынуждают их поступать иррационально и предлагать способы преобразования начальной игры в новую игру, позволяющую найти оптимальное для всех решение. Таким образом, теоретико-драматический анализ существенно дополняет теоретико-игровой, а теория драмы в целом представляет перспективное обобщение классической теории игр.
Особая роль в драматическом анализе конфликтов отводится эмоциям героев. Эмоции, как и рациональная аргументация, являются равноправной движущей силой драмы. Благодаря эмоциям герои корректируют свои позиции, делают более убедительными свои обещания и угрозы. Позитивные эмоции, испытываемые героем по отношению к самому себе, мотивируют его занимать более предпочтительную для себя позицию; эти же эмоции, направленные на других героев, заставляют его искать все более убедительные способы демонстрации своего положительного отношения к ним.
Негативные эмоции, испытываемые героем по отношению к самому себе, вынуждают его стремиться занять менее предпочтительную позицию; эти же эмоции, направленные на других героев, заставляют его изобретать против них все более устрашающие санкции. Причиной возникновения эмоций выступают противоречия, называемые позиционными дилеммами (см. Конфронтационный анализ).
Одним из самых важных положений теории драмы является утверждение, что при исследовании динамики конфликта нет смысла анализировать все его исходы. Необходимая и достаточная информация о конфликте содержится, как было доказано, в отношениях между элементами определенного подмножества множества всех исходов, называемых позициями и угрозами героев.
Позиция героя - публично отстаиваемый им вариант решения рассматриваемого конфликта, т.е. действия, которые он обещает выполнить (не выполнить) сам, и действия, которые, по его мнению, должны совершить (не совершить) остальные участники конфликта. Не всегда герой считает собственную позицию самой предпочтительной. Например, он может полагать, что в сложившихся условиях его позиция пока что недостижима для него или обладает какими-то существенными недостатками. Если позиции героев совпадают, то они занимают единую позицию, если нет - разные позиции, которые могут быть как совместимыми, так и несовместимыми.
Угрозы героя (его негативная, запасная позиция) - действия, которые он собирается совершить (не совершить), если его позиция не будет принята другими героями. Угрозы героев формулируются в виде санкций, которые они предполагают применить, если их позиции не будут приняты. Основная цель угроз - оказание давления на противников, принуждение их к принятию своей позиции. Обычно, но не всегда, угрозы героя представляют для его соперников наименее предпочтительные исходы.
Угрожающее будущее - возможный результат совместного осуществления всеми героями своих санкций (катастрофическое для всех героев разрешение конфликта). Если драма достаточно сложна, она распадается на несколько связанных друг с другом структурно однотипных эпизодов. Допустим, что драма состоит из одного эпизода. В общем случае развитие драмы-эпизода носит циклический характер и проходит шесть связанных друг с другом стадий.
1. Завязка драмы. Формирование состава героев драмы, их действий, исходов, предпочтений и представлений друг о друге, осознание исходной проблемы, разработка возможных способов ее решения.
2. Развитие драмы. Герои драмы формируют свои позиции и прямо или через посредников информируют друг друга о своих позитивных и негативных намерениях.
3. Позитивное разрешение драмы (синергетическая стадия драмы). Если обнаруживается, что позиции героев драмы совместимы, то она переходит в стадию позитивного разрешения. Если для игроков все исходы заведомо хуже исхода, представляющего их общую позицию, и если из нее не существует ни одного потенциально гарантированного улучшения, тогда этот исход является строгой и сильной (единственной и устойчивой) точкой равновесия всей драмы.
4. Кульминация драмы (момент истины). В случае несовместимости позиций герои драмы пытаются изменить взгляды и убеждения друг друга по обсуждаемой проблеме всеми возможными способами. Исходом этой фазы может стать как позитивное, так и негативное разрешение драмы, т.е. возврат к предшествующей стадии или переход к следующей.
5. Конфронтационная фаза драмы (антагонистическая стадия драмы). Герои драмы, не достигнув позитивного решения и окончательно отказавшись от его поиска, занимают несовместимые позиции в решении конфликта, планируют, как их отстоять в неизбежной борьбе друг с другом.
6. Фаза исполнения. Герои драмы воплощают на практике планы, разработанные на стадии позитивного или негативного разрешения конфликта.
В случае неудачи в разрешении конфликта героям драмы разрешается начать процесс построения новой драмы и продолжать так до тех пор, пока не будет найдено устраивающее всех решение.
Теоретическим средством построения и исследования драматической модели конфликта служит методология конфронтационного анализа (см.).

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.