ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Теория когнитивного диссонанса
теория изменения и формирования установок Л. Фестингера.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.1. 2003

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА, ТЕОРИЯ
Теория Леона Фестингера об изменении установок, основывающаяся на представлении, что мы стремимся привести наши установки в соответствие друг с другом, чтобы устранить когнитивный диссонанс. Также называется теория диссонанса.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА
психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний. Т.к.д. утверждает, что противоречия в знаниях человека порождают у него чувство дискомфорта и стремление во что бы то ни стало избавиться от него каким-либо путем.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Теория когнитивного диссонанса
Cognitive dissonance) — напряжение, возникающее при одновременном наличии у людей двух психологически несовместимых мыслей или убеждений; когда мы понимаем, что действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими установками. Чтобы уменьшить это напряжение, теория когнитивного диссонанса предлагает ответно подогнать установки к действиям.

Источник: Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 2007

теория когнитивного диссонанса

социально-психологическая теория (Л. Фестингер), обьясняющая "нелогичное" поведение человека в ситуациях наличия противоречивой информации об одном обьекте, предмете, человеке. От возникающего при этом диссонанса, дискомфорта человек избавляется с помощью защитных психических механизмов, бессознательно забывая или видоизменяя противоречивую информацию до уровня, обеспечивающего снижение психического напряжения.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Теория когнитивного диссонанса
(греч. тheoria — исследование, англ. — cognition — знание, dissonance — несоответствие). Когнитивная теория, разработанная Л. Фестингером для объяснения особенности мотивационных процессов. В ней логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете, существующим у индивида, приписывается статус мотивации (в виде негативного побудительного состояния), призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта — за счет изменения исходных знаний или социальных установок. Одним из последствий мотивационного конфликта могут быть неожиданные результаты действий, в том числе творческие («разрушение» ментальных и поведенческих стереотипов).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ
лат. cognitio - знание). Распространенная в западной социальной психологии теория, рассматривающая межличностные конфликты как неизбежность, неотъемлемую часть социального бытия, взаимодействия индивидов и групп. Считается, что конфликт становится реальным только тогда, когда он осознается участниками. Состояние диссонанса переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Диссонанс возникает в ситуации, когда человек об одном объекте располагает двумя взаимно исключающими "знаниями". Поэтому, чтобы ликвидировать К.д., индивид должен либо изменить один из элементов диссонансных "знаний", либо ввести какой-нибудь новый познавательный элемент. В отечественной психологии отмечается недостаточная разработка и изучение когнитивной психологией высших социализированных форм деятельности субъекта.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ
психологическая теория, тесно связанная с когнитивной и социальной психологией и объясняющая сущность и происхождение когнитивного диссонанса, а также его влияние на психологию и поведение человека. К.д.т. была предложена американским социальным психологом Л. Фестингером. Согласно К.д.т., несоответствие, противоречие или конфликт в знаниях человека о каком-либо объекте, значимом для данного человека, вызывают у него неприятные эмоции, от которых он стремится избавиться путем приведения соответствующих знаний к согласованию или когнитивному консонансу. Добиться состояния когнитивного консонанса человек может одним из следующих способов: 1. Изменить одни из имеющиеся у него знания таким образом, чтобы они соответствовали другим знаниям. 2. Отбросить, подвергнуть сомнению знания, которые поступили последними по порядку и оказались не соответствующими прежним знаниям. 3. Добавить в систему имеющихся знаний новые знания, которые снимает противоречие, возникшее между прежними знаниями.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Когнитивного диссонанса теория
лат. cognitio — познавание и лат. dissonans — нестройно звучащий] — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т.д.). Исходное положение К. д. т.: диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми "знаниями" (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем изменения одного из элементов диссонансных знаний, либо путем введения нового элемента. Позднее Л. Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. В 70-е гг. "диссонансные эффекты" были переосмыслены рядом исследователей в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем. Л.А. Карпенко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Теория когнитивного диссонанса
Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование, англ. cognition знание и dissonance - несоответствие.
Автор. Л.Фестингер.
Категория. Когнитивная теория, объясняющая особенности мотивационных процессов.
Специфика. В ней логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта - за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний. Были сформулированы следующие положения:
- между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;
- существование диссонанса ведет к стремлению его редуцировать или воспрепятствовать его усилению;
- проявление этого стремления включает или изменение поведения, или изменение знаний, или селекцию информации.
Было выделено пять областей, где важную роль может играть редукция когнитивного дисбаланса: конфликт после принятия решения, вынужденный поступок, селекция информации, несогласие с убеждениями социальной группы, неожидавшиеся результаты действий.
Критика. Основная критика была направлена на то, что в данной теории рассматривалось лишь два диссонирующих элемента.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Когнитивного диссонанса теория
лат. cognito + лат. dissonans – нестройно звучащий) - теория Л.Фестингера о причинах изменения установок. Теория утверждает, что индивид стремится привести свои установки в соответствие друг с другом таким образом, чтобы это дало ему возможность устранить когнитивный диссонанс, то есть эмоциональный дискомфорт, наступающий в ситуации конфликта между внешним поведением, с одной стороны, и установками, убеждениями, с другой. Обычно, согласно теории, меняются установки с тем, чтобы привести их в соответствие со своим поведением. Например, неадекватное поведение рассматривается с позиции изменившихся установок таким образом, что в глазах самого индивида оно оценивается как правильное, обоснованное, необходимое. Так, в частности, сильно и прочно изменяются взгляды пациента под влиянием психологической зависимости от чего- или кого-либо. Установку азартного игрока на свою болезненную страсть изменить, как известно, крайне трудно. Впервые это явление описал Л.Н.Толстой в романе «Воскресенье» (1889-1899), указав, что люди с антисоциальным поведением (воры, проститутки, мошенники, уголовники и т.п.) вовсе не склонны обвинять себя в своих порочных и предосудительных действиях, им не свойственна сниженная самооценка и тем более угрызения совести и самобичевания. Более того, в дополнение к сказанному, такие индивиды склонны наделять собственными негативными качествами других людей и тем самым оправдывать себя, избавляться от чувства вины и комплекса неполноценности (например «все воруют, только не все попадаются», «дети сами провоцируют на то, чтобы с ними вступали в половую связь», «Господь сам является гомофобом», «нам Бог разрешил воровать» и т.п.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО
социально-психологическая теория, одна из концепций западной психологии социальной, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов - верований, мнений, ценностей, намерений и пр.
Ее исходное положение: диссонанс - это негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект одновременно располагает логически или психологически противоречивыми знаниями, мнениями или понятиями о некоем объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от коего субъект стремится избавиться путем изменения одного из элементов диссонансных знаний либо путем введения нового элемента. Так противоречивым знаниям приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или установок социальных.
Позднее Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек изменяет либо поведение, либо свое отношение к объектам, с коими связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Позже рядом исследователей "эффекты диссонансные" были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования схем каузальных (-> атрибуция каузальная).
В теории диссонанса когнитивного считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный системой когнитивной, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность системы когнитивной зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА
англ. cognitive dissonance theory; от англ. cognition - знание + dissonance - несоответствие, разногласие) - социально-психологическая теория, разработанная амер. психологом Леоном Фе-стингером (1957) для объяснения изменений т. н. когниций (мнений, аттитюдов, убеждений) как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. Одной из особенностей Т. к. д. является то, что она связывает воедино аффект и интеллект, эмоциональный и когнитивный компоненты установок.
Состояние когнитивного диссонанса возникает, когда мы осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков, в терминах А. 77. Леонтьева, неясен или же неприемлем для нас. Т. к. д. утверждает, что из возможных способов интерпретации и оценки одной и той же ситуации (объектов) и своего поведения в ней человек выбирает те, которые вызывают меньше беспокойства, угрызений совести. Подходящий для иллюстрации Т. к. д. пример переинтерпретации смысла выполняемой деятельности приводил Леонтьев: заключенные-революционеры, которых принуждали копать ямы, естественно, воспринимали эту работу как бессмысленную и неприятную; когнитивный диссонанс был устранен тем, что узники переинтерпретировали работу символически: они стали считать, что роют могилу царизму. Благодаря этой идее появился приемлемый личностный смысл деятельности.
Диссонанс может возникать и в связи с прошлыми поступками. Напр., когда человек в определенной ситуации совершил действия, которые затем вызывают угрызения совести, то, согласно Т. к. д., в интерпретацию ситуации и ее оценку м. б. внесены коррективы, которые снимут причины для переживания когнитивного диссонанса. Во многих случаях это удается без труда, поскольку жизненные ситуации довольно часто неоднозначны. Если курильщик узнает о новом открытии связи между заболеваемостью раком и курением, то у него существует много способов уменьшить возникающий диссонанс (к примеру, зачислить себя в категорию умеренных, а не злостных курильщиков). Нередко для снятия когнитивного диссонанса используется "внешнее оправдание" (внешняя атрибуция): личная ответственность за поступок снимается тем, что его признают вынужденным: "заставили", "приказали", "очень просили"; или же оправдание основано на корыстном мотиве (хорошо оплатили). Если же оснований для внешнего оправдания недостаточно, то в действие вступает др. способ - изменение представлений. Напр., если человеку пришлось солгать, то позднее он неосознанно вносит коррективы в свое первоначальное представление о реальности, подгоняя его под "ложное высказывание", которое тем самым субъективно превращается в "правду". Фестингер допускает, что мы можем поверить в то, о чем ранее говорили неискренно, и, т. о., достичь консонанса.
В ряде пунктов Т. к. д. совпадает с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, которые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896-1988), опираясь на принципы гештальт-психологии. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Когнитивного диссонанса теория
лат. cognitio - познавание и dissonans - нестройно звучащий) - одна из «теорий соответствия» зап. социальной психологии, выдвинутая учеником К. Левина-Л. Фестингером (1957), к-рая объясняет влияние на человеческое О. и поведени е системы когнитивных элементов (противоречивых знаний, убеждений, верований, поведенческих установок, намерений и т. д.), что в итоге вызывает потребность в самооправдании. Более чем полувековое исследование показало, что когнитивный диссонанс (К. д.) - важнейший мотивирующий фактор человеческого мышления и поведения. Первоначально Фестингер определил К. д. как несоответствие между 2 когнитивными элементами - мыслями, опытом, информацией и т. д., - при к-ром отрицание одного элемента вытекает из существования другого, в результате чего получившееся несоответствие ощущается как дискомфорт. Иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Исследуя далее проявления К. д., Фестингер экспериментально доказал, что не любые 2 противоречивых знания могут стать причиной К. д. Чаще всего это бывает в случаях, когда человек совершает нелепые, глупые или безнравственные поступки с т. зр. его собственных представлений о стандартах здравого смысла, ума и морали. Возникший К. д. мотивирует человека избавиться от ощущений дискомфорта и сохранить привычную позитивную концепцию Я. В этой связи Л. Фестингер формулирует 2 осн. гипотезы своей теории: 1) в случае возникновения диссонанса человек будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между 2 своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия), что позволяет снизить «психол. дискомфорт»; 2) стремясь снизить возникший дискомфорт, человек будет стараться обходить стороной такие ситуации, в к-рых этот дискомфорт может усилиться. К. д. может появиться по разл. причинам: из-за логического несоответствия; в связи с неразделяемыми культурными обычаями; из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации и т. д. Для преодоления К. д. обычно используются 3 осн. способа: 1) человек может изменить свое поведение и привести его в соответствие с тем знанием, к-рое вызвало диссонанс; 2) оправдать собственный поступок, изменяя одно из знаний, вызвавших К. д.; 3) оправдать свое поведение, добавив новое знание. Чтобы избежать диссонанса, люди обращаются к разл. рационализирующим объяснениям. К. д. может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Исследования диссонанса как некомфортного состояния, от к-рого индивид стремится избавиться, показали, что диссонанс всегда сопровождается физиол. возбуждением, что может проявляться в форме как позитивных, так и негативных эмоций. Теория К. д. получила развитие в новых направлениях исследований: А) Теория сохранения самооценки – каждый человек стремится сохранить самоуважение. Диссонанс возникает в межличностных взаимоотношениях, когда, напр., кто-то из коллег превосходит нас в выполнении задания, непосредственно связанного с нашим самоопределением. Можно ослабить диссонанс, усовершенствовав свое мастерство, сорвав планы «обидчика», или принизить значение задачи. Б) Теория самоутверждения - исследует, способы избегания угрозы для самоуважения и пути самоутверждения. В) Теория самопроверки предполагает, что потребность укрепить самоуважение иногда противоречит потребности самопроверки. Но склонность к самооправданию может привести в ловушку рационализации, подготавливая почву для глупых и аморальных поступков. По теории самоутверждения, избежать этой ловушки помогает напоминание себе о своей порядочности. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005; Дерябин А. А. Я-концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубеж. литературы, 1995; Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ., 2006; Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Пер. с англ., М., 1999. Л. А. Карпенко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011