ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Найдено 1 определение
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
существует несколько различных теоретических объяснений мотивации поведения человека. Их можно объединить в группы и обозначить следующим образом: биологическое и социальное, врожденное (генетическое или генотипическое) и приобретенное, сознательное и бессознательное. За каждым из этих объяснений стоят определенные теории мотивации, и таких теорий в современной психологии достаточно много. Биологическое мотивационное объяснение поведения основано на идее о том, что главные источники поведения человека и животных являются одними и теми же и представляют собой органические (биологические) потребности. В этих теориях утверждается и доказывается, что одинаковыми у человека и у животных являются также механизмы поведения. К числу таких теорий можно отнести классическое бихевиористическое объяснение поведения человека и животных, а также его объяснение в классическом психоанализе или в теории инстинктов. Врожденное (генетическое) объяснение поведения предполагает, что основные потребности и мотивы поведения человека являются генетически обусловленными. Суть данного объяснения сводится к следующему: то, что управляет поведением человека, включая его психологию и особенности устройства его организма, имеется у человека с рождения или же получено им генетическим путем по наследству. Генотип человека в гораздо большей степени, чем приобретаемый опыт, согласно теориям данного типа, определяет и объясняет поведение человека.
Социологическое объяснение основывается на том, что поведение человека может быть полностью понято только исходя из того, что человек является частью общества, и те процессы, которые происходят в обществе, оказывают решающее влияние на его психику и поведение. Суть социологического объяснения сводится к использованию для объяснения поведения человека только его высших, социальных потребностей, а также факторов, которые действуют в обществе и оказывают влияние на поведение общественного, социализированного человека. Логика чисто социологического объяснения поведения сводится к следующему. Человек с раннего детства, практически с рождения, начинает осваивать человеческую культуру. Его психология довольно быстро, уже к двум-трем годам, становится собственно человеческой, социализированной психологией, принципиально отличающейся от психологии животных. Соответственно и поведение человека, начиная с этого возраста, уже существенно отличается от поведения животных. Данное понимание и объяснение поведения человека исторически возникло в Европе в XVI —XVII вв., и было распространено среди ученых многих европейских стран, в том числе Англии, Франции и Германии. Оно нашло отражение в отечественной психологии и представлено в концепциях мотивации А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, П.М. Якобсона и др. Во второй половине ХХ в. это направление под названием гуманистической психологии получило признание и в США.
Разновидностью социологического объяснения поведения является объяснение, исходящее из того, что мотивация выступает как приобретенная часть психологии человека, т. е. возникла в результате научения. Это объяснение, в свою очередь, сводится к следующему. То, что человек имеет с рождения, ему явно недостаточно для того, чтобы превратиться в современного, развитого, цивилизованного и культурного человека. Социально обусловленные мотивы и потребности человеку еще предстоит приобрести в результате научения. Примерно к трем годам ребенок уже имеет опыт, достаточный для того, чтобы вести себя по-человечески, в том числе и многие собственно человеческие, социально-культурные потребности. На этом, однако, мотивационное научение не завершается. В течение многих лет жизни человек приобретают основы культурного поведения и вместе с ними-собственно человеческие, материальные и духовные потребности и мотивы. Они-то и становятся в конечном счете основными факторами, управляющими социальным поведением человека.
Сознательное (когнитивное) объяснение поведения человека исходит из того, что он является единствен ным в своем роде, уникальным существом, обладающим одновременно и разумом, и сознанием, и волей. Суть основанного на этом когнитивного объяснения поведения сводится к следующему. Всякий раз, столкнувшись с той или иной проблемой, человек сознательно воспринимает и анализирует возникшую ситуацию, пытаясь вначале ее понять. После этого он принимает разумное решение о том, как следует действовать в сложившейся ситуации. Когда сознательное решение принято, в действие вступает воля человека. Усилием воли человек заставляет себя действовать согласно принятому им же решению, и если на пути реализации принятого решения возникают какие-либо проблемы, то соответствующие проблемы изучаются, и связанные с ними препятствия сознательно преодолеваются человеком снова с помощью разума и воли. Наконец, когда поставленная цель достигнута и принятое решение полностью выполнено, полученный результат сознательно соотносится человеком с изначально поставленной целью, и принимается уже окончательное решение о том, прекратить деятельность, направленную на достижение поставленной цели, или продолжать ее дальше (последнее может произойти в случае, если полученный результат не достигнут или не полностью совпадает с задуманным). «Бессознательное» объяснение поведения исходит из того, что мотивация поведения человека имеет в основном неосознаваемый характер, что человек не просто обладает неосознаваемыми психическими процессами и свойствами, но они в гораздо большей степени, чем его воля, сознание и разум, оказывают мотивирующее влияние на поведение. Такое объяснение присуще разным направлениям глубинной психологии. Что касается разума, сознания и воли, то в «бессознательных» объяснениях поведения человека им отводится весьма ограниченная, второстепенная роль. Одним из наиболее известных и активных сторонников «бессознательной» теории в объяснении поведения человека был З. Фрейд, который пытался доказать, что разум и сознание сами находятся под влиянием бессознательно действующих сил и даны человеку лишь для того, чтобы примирять бессознательное со сверхсознательным, находить такие объяснения поведению, которые бы морально устраивали человека и позволяли ему, удовлетворяя свои биологические инстинкты, не нарушать принятых норм морали. См. бихевиоризм, инстинкт, научения социального теория, психоанализ, психология глубинная, психология гуманистическая, психология когнитивная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
232.14 кб

Мотивация: от теории к практике

Беркович Л. С., Копылова Т. В.
Читать PDF
295.71 кб

Анализ мотивации с позиций теории деятельности

Иванников Вячеслав Андреевич
В предлагаемой работе мотивация понимается как особая активность живых существ по психическому обеспеченью порождения субъектом деятельности (как решение задачи на порождение деятельности).
Читать PDF
192.08 кб

Мотивационная функция эмоций в «Теории связей»

Пырьев Евгений Александрович
В статье отстаивается позиция, что эмоция появляется как отражение состояния связи человека с предметом.
Читать PDF
906.67 кб

Социальные ожидания в теориях мотивации личности

Попович Игорь Степанович
Представлен ретроспективный анализ исследования социальных ожиданий в теориях мотивации личности.
Читать PDF
161.39 кб

Поляризационная теория мотиваций, эмоций и внимания

Мурик С. Э.
Предлагается новая теория мотиваций, эмоций и внимания, рассматривающая их как функции сенсорных систем и связывающая нейрофизиологический механизм указанных психических феноменов с изменением метаболического и функционального сос
Читать PDF
93.21 кб

Мотивация трудового поведения: теоретические аспекты

Пащенко Ирина Николаевна
Статья посвящена актуальной проблеме современной социологии исследованию проблемы мотивации труда.
Читать PDF
767.55 кб

Мотивация решения учебных задач: теоретический аспект

Кононова Татьяна Александровна
Автор анализирует содержание и смысл проблемы мотивации решения учебных задач на современном этапе развития образования.
Читать PDF
342.60 кб

Теория самодетерминации диси-раяна и учебная мотивация

Тадеева Т.В.
Проанализированы основные положения теории самодетерминации современных американских психологов Э. Диси и Р. Раяна, примыкающей к позитивной психологии.
Читать PDF
387.61 кб

Мотивация к труду в контексте теории психологических систем

Герасимов А.В.
Рассматриваются побудительно-мотивационные аспекты поведения и деятельности человека в контексте теории психологических систем (В.Е. Клочко).
Читать PDF
264.10 кб

Актуальность двухфакторной теории мотивации Фридриха Герцберга

Бацокин А. О.
Читать PDF
2.20 мб

Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности

Горская Наталья Евгеньевна
Рассмотрена одна из важных проблем современной психологии проблема структуры мотивации личности. Обоснована актуальность представленной темы. Определены следующие понятия: мотивация, структура мотивации, ценностные ориентации.
Читать PDF
2.14 мб

Современные теории мотивации: теория потребностей энтони Роббинса

Кузнецова П.А.
Первые теории мотивации были сформулированы более полувека назад в США. Начало им положил американский психолог Абрахам Маслоу. Впоследствии, его известная «теория потребностей» видоизменялась, подчиняясь веяниям времени.
Читать PDF
365.17 кб

Теоретико-методологический анализ исследования трудовой мотивации

Горшкова Оксана Николаевна
Раскрывается сущность мотива и мотивации с позиций научных отраслей, занимающихся данной проблематикой,психологии, управления и социологии.
Читать PDF
388.85 кб

Сущность и основные теории мотивации эффективности труда персонала

Филатова А. В.
В статье рассматриваются понятие мотивирования, его сущность, основные теории и мотивационные модели, сложившиеся на данный момент в современных теориях управления.
Читать PDF
414.88 кб

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ

Ламихов Юрий Борисович, Антонова Ольга Геннадьевна
Актуальность и цели . Раскрываются сущность и содержание теоретических подходов к исследованию феномена трудовой мотивации, их место в социологической теории.

Похожие термины:

  • ОБРАТНОГО ПРОЦЕССА, ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ

    Теория мотивации в значительной степени своим появлением обязанная Ричарду Л. Соломону, который считает, что функционирование неповрежденного организма обусловливается поддержанием среднего п
  • МОТИВАЦИИ ТЕОРИЯ ОППОНЕНТНОГО ПРОЦЕССА

    теория мотивации, созданная Р. Соломоном и утверждающая, что функционирование целостного организма основывается на сохранении «умеренной позиции», обозначаемой как состояние мотивационной норм