существует несколько различных теоретических объяснений мотивации поведения человека. Их можно объединить в группы и обозначить следующим образом: биологическое и социальное, врожденное (генетическое или генотипическое) и приобретенное, сознательное и бессознательное. За каждым из этих объяснений стоят определенные теории мотивации, и таких теорий в современной психологии достаточно много. Биологическое мотивационное объяснение поведения основано на идее о том, что главные источники поведения человека и животных являются одними и теми же и представляют собой органические (биологические) потребности. В этих теориях утверждается и доказывается, что одинаковыми у человека и у животных являются также механизмы поведения. К числу таких теорий можно отнести классическое бихевиористическое объяснение поведения человека и животных, а также его объяснение в классическом психоанализе или в теории инстинктов. Врожденное (генетическое) объяснение поведения предполагает, что основные потребности и мотивы поведения человека являются генетически обусловленными. Суть данного объяснения сводится к следующему: то, что управляет поведением человека, включая его психологию и особенности устройства его организма, имеется у человека с рождения или же получено им генетическим путем по наследству. Генотип человека в гораздо большей степени, чем приобретаемый опыт, согласно теориям данного типа, определяет и объясняет поведение человека.
Социологическое объяснение основывается на том, что поведение человека может быть полностью понято только исходя из того, что человек является частью общества, и те процессы, которые происходят в обществе, оказывают решающее влияние на его психику и поведение. Суть социологического объяснения сводится к использованию для объяснения поведения человека только его высших, социальных потребностей, а также факторов, которые действуют в обществе и оказывают влияние на поведение общественного, социализированного человека. Логика чисто социологического объяснения поведения сводится к следующему. Человек с раннего детства, практически с рождения, начинает осваивать человеческую культуру. Его психология довольно быстро, уже к двум-трем годам, становится собственно человеческой, социализированной психологией, принципиально отличающейся от психологии животных. Соответственно и поведение человека, начиная с этого возраста, уже существенно отличается от поведения животных. Данное понимание и объяснение поведения человека исторически возникло в Европе в XVI —XVII вв., и было распространено среди ученых многих европейских стран, в том числе Англии, Франции и Германии. Оно нашло отражение в отечественной психологии и представлено в концепциях мотивации А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, П.М. Якобсона и др. Во второй половине ХХ в. это направление под названием гуманистической психологии получило признание и в США.
Разновидностью социологического объяснения поведения является объяснение, исходящее из того, что мотивация выступает как приобретенная часть психологии человека, т. е. возникла в результате научения. Это объяснение, в свою очередь, сводится к следующему. То, что человек имеет с рождения, ему явно недостаточно для того, чтобы превратиться в современного, развитого, цивилизованного и культурного человека. Социально обусловленные мотивы и потребности человеку еще предстоит приобрести в результате научения. Примерно к трем годам ребенок уже имеет опыт, достаточный для того, чтобы вести себя по-человечески, в том числе и многие собственно человеческие, социально-культурные потребности. На этом, однако, мотивационное научение не завершается. В течение многих лет жизни человек приобретают основы культурного поведения и вместе с ними-собственно человеческие, материальные и духовные потребности и мотивы. Они-то и становятся в конечном счете основными факторами, управляющими социальным поведением человека.
Сознательное (когнитивное) объяснение поведения человека исходит из того, что он является единствен ным в своем роде, уникальным существом, обладающим одновременно и разумом, и сознанием, и волей. Суть основанного на этом когнитивного объяснения поведения сводится к следующему. Всякий раз, столкнувшись с той или иной проблемой, человек сознательно воспринимает и анализирует возникшую ситуацию, пытаясь вначале ее понять. После этого он принимает разумное решение о том, как следует действовать в сложившейся ситуации. Когда сознательное решение принято, в действие вступает воля человека. Усилием воли человек заставляет себя действовать согласно принятому им же решению, и если на пути реализации принятого решения возникают какие-либо проблемы, то соответствующие проблемы изучаются, и связанные с ними препятствия сознательно преодолеваются человеком снова с помощью разума и воли. Наконец, когда поставленная цель достигнута и принятое решение полностью выполнено, полученный результат сознательно соотносится человеком с изначально поставленной целью, и принимается уже окончательное решение о том, прекратить деятельность, направленную на достижение поставленной цели, или продолжать ее дальше (последнее может произойти в случае, если полученный результат не достигнут или не полностью совпадает с задуманным). «Бессознательное» объяснение поведения исходит из того, что мотивация поведения человека имеет в основном неосознаваемый характер, что человек не просто обладает неосознаваемыми психическими процессами и свойствами, но они в гораздо большей степени, чем его воля, сознание и разум, оказывают мотивирующее влияние на поведение. Такое объяснение присуще разным направлениям глубинной психологии. Что касается разума, сознания и воли, то в «бессознательных» объяснениях поведения человека им отводится весьма ограниченная, второстепенная роль. Одним из наиболее известных и активных сторонников «бессознательной» теории в объяснении поведения человека был З. Фрейд, который пытался доказать, что разум и сознание сами находятся под влиянием бессознательно действующих сил и даны человеку лишь для того, чтобы примирять бессознательное со сверхсознательным, находить такие объяснения поведению, которые бы морально устраивали человека и позволяли ему, удовлетворяя свои биологические инстинкты, не нарушать принятых норм морали. См. бихевиоризм, инстинкт, научения социального теория, психоанализ, психология глубинная, психология гуманистическая, психология когнитивная.
232.14 кб