Теоретические конструкты

Найдено 1 определение:

Теоретические конструкты

theoretical constructs) Не составляет большого труда идентифицировать наблюдаемое поведение, напр., сказать, что чел. ест или бежит, значительно труднее определить, чем вызвано подобное поведение. Если известны релевантные условия, предшествующие данному поведению, напр., если известно, что бегу предшествовало предъявление вредного для здоровья стимула, а еде - предъявление пищи, к-рую перед этим отобрали, у исследователей есть возможность понять его. Однако проблема не только в том, чтобы идентифицировать эти предшествующие поведению условия или состояния. Установление связи наблюдаемого поведения с предполагаемыми, скрытыми от глаз наблюдателя внутренними функциями организма, такими как страх или голод, требует именования этих функций. Такое именование по существу и составляет проблему Т. к. Гипотетические конструкты и промежуточные переменные. Итак, Т. к. в психологии называются гипотетические внутренние процессы, к-рые предположительно лежат в основе определенных видов наблюдаемого поведения. Маккоркодэйл и Мил разделили все психол. Т. к. на две группы, что имело важные последствия. Гипотетические конструкты определяются как сложные внутренние процессы, значение к-рых не исчерпывается отношениями между стимулирующими состояниями и последующим поведением (т. е. они имеют и некое дополнительное значение). Основная проблема, возникающая с гипотетическими конструктами при подобном их определении, заключается в том, что наличие такого дополнительного, точно не установленного смысла вносит ту или иную степень неопределенности, затуманивающую основное определение конструкта и тем самым снижающую его теорет. полезность. Промежуточные неременные яв-ся более ограниченными понятиями. Их значения строго ограничены определенными отношениями между стимулом и реакцией (т. е., между предшествующими внешними условиями и последующим поведением). Промежуточная переменная - это все то, что происходит внутри организма (предположительно, в головном мозге) и объясняет наблюдаемое отношение между стимулом и реакцией. Психологам нелегко примириться с такими узкими определениями, и подобная интерпретация промежуточных переменных критиковалась как "бесплодная". Отвечавшие на эту критику отмечали, что обвинять в этом следует не сами промежуточные переменные, а то, как их используют при создании теорий. Тем не менее промежуточные переменные никогда не пользовались особой популярностью у психологов-теоретиков, а в наши дни, судя по всему, стали еще менее популярными. Несмотря на это, по крайней мере некоторое приближение к полному операциональному определению, которое может быть получено с помощью такого конструкта, каким яв-ся промежуточная переменная, вселяет надежду на будущие достижения в теорет. психологии. Ниже приводятся примеры, подтверждающие справедливость подобной точки зрения. Примеры промежуточных переменных. Рассмотрим два случая использования промежуточных переменных, свидетельствующих об их потенциальной ценности, особенно в качестве инструментов создания теории. Маурер и Вик держали лабораторных крыс в состоянии постоянного голода. Животные, входившие в эксперим. группу, имели возможность выпрыгнуть из клетки на пол и избежать таким образом электрического шока, к-рый настигал их через 10 с после того, как они начинали есть. Условия опытов с крысами, входившими в контрольную группу, были точно такими же, с одной лишь разницей: они были лишены возможности избежать электрического шока. Животные из эксперим. группы съедали больше пищи и ели быстрее, чем животные из контрольной группы. Это различие в поведении нельзя было объяснить никакими различиями физ. характеристик электрического шока. Маурер и Вик объяснили наблюдаемые поведенческие различия чувством беспомощности, сформировавшимся у животных из контрольной группы. Последующая разработка проблемы выученной беспомощности, проводившаяся сначала в опытах на животных, а позднее и в экспериментах на людях, показала на конкретном примере, как расширение эксперим. и теорет. работы может приводить к более широким и глубоким ответвлениям, чем первоначальная эксперим. демонстрация промежуточной переменной. В другом раннем эксперименте, поставленном по экспериментальному плану Маурера и Вика, Маркс и Ван Спанкерен использовали лабораторных крыс с низким порогом к судорожным припадкам (особей, к-рые оказались подверженными припадкам при стимуляции звуком высокой частоты и силы в физически ограниченной среде, такой как клетка, и к-рых затем назвали аудиогенными). В две соседние клетки, в центре к-рых были установлены вертикальные стержни, помещали крыс, имевших одинаковую (это было установлено в результате ранее проведенных тестов) предрасположенность к припадкам: в одну клетку - крысу из эксперим. группы, в другую - крысу из контрольной группы. Затем начиналась вредящая звуковая стимуляция. Животное из экспериментальной группы могло, наклонив шест, выключить этот звук, у контрольного животного такой возможности не было. Поскольку источником звуковой стимуляции был громкоговоритель, расположенный на равном расстоянии от обеих клеток, различия в поведении крыс нельзя было объяснить исключительно физ. причинами; а лишь более активной ролью эксперим. животного в условиях действия вредного стимула. У контрольных животных припадки случались чаще и начинались быстрее, чем у эксперим. животных. Для объяснения наблюдаемых различий Маркс и Ван Спанкерен выдвинули гипотезу о существовании у эксперим. животных чувства контроля, предложив тем самым для объяснения их большей устойчивости к припадкам в качестве промежуточной переменной некую позитивную внутреннюю функцию. Вклад Толмена и Халла. Э. Толмен был первым, кто предположил возможность использования промежуточных переменных в психол. теориях. Позднее он признал их наиболее понятными и наименее ограниченными гипотетическими конструктами. Оглядываясь назад, на свои ранние теорет. работы, Толмен писал: "В принципе, мои промежуточные переменные - это всего лишь рабочие инструменты, нужные на определенное время, индуктивные, более или менее качественные обобщения, которые категоризируют и суммируют для меня различные эмпирически выявленные взаимосвязи... Они не являются преимущественно неврологическими,... скорее они выведены интуитивно, на основании здравого смысла, весьма скромных знаний о неврологии и из моей собственной феноменологии". Кларк Халл, следуя своему грандиозному замыслу создать гипотетико-дедуктивную теорию поведения, предпринял попытку более систематического и формализованного использования промежуточных переменных (напр., силы привычки, потенциала реакции и торможения). Он использовал их и как теорет. инструменты - стимуляторы и ориентиры эмпирических исслед., и как теорет. понятия, встроенные в положения его формальной теории. Эти промежуточные переменные, воспринятые как излишне конкретизированные (напр., взвешивание до грамма пищи, к-рую в качестве вознаграждения получали крысы в некоторых опытах), были подвергнуты активной критике. Операциональный континуум. Полезно представлять себе гипотетическое понятие и промежуточную переменную как находящиеся на противоположных концах операционального континуума, а не как обособленные, совершенно различные типы конструктов. В этом случае последовательное улучшение операциональной ясности Т. к. может быть признано более разумной целью при построении психол. теории, чем поспешное создание к.-л. конструктов с неопределенными или не точно установленными значениями. Промежуточная переменная, по-видимому, более подходят на роль инструмента построения теории, чем на роль элемента полностью формализованной теории. Ученые хорошо сознают, что изучаемые ими явления достаточно сложны и свести их к подобным интерпретациям нелегко. Чтобы такие прямолинейные и упрощенные понятия, каковыми яв-ся промежуточные переменные в том виде, как они здесь определены, имели максимальную ценность, они должны постепенно вводиться и тщательно уточняться в составе теорий или теоретизирования предварительного типа. Пытаться включить "незрелые" конструкты в высшей степени формализованную теорию, как это сделал Халл, - значит, обречь себя на неприятие. См. также Гипотетико-дедуктивное мышление, Каноны Милля, Каузальное мышление, Научный метод, Оперантное обусловливание, Операциональное определение М. Маркс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности

Рогозян Алексей Борисович
В статье анализируются различные исследования в области стресс-устойчивости; рассматривается психология совладающего поведения как непременной составляющей успешной адаптации человека к постоянно меняющейся социальной среде. Приводятся примеры различных классификаций индивидуальных психологических ресурсов человека и стратегий поведения, являющихся определяющими факторами в процессе преодоления стресса. Отдельно рассматривается эффективность использования психологических ресурсов в зависимости от индивидуальных особенностей человека и условий возникновения стрессогенной ситуации.
Скачать PDF

Эмоциональный опыт как теоретический конструкт

Бергфельд Александра Юрьевна
Обсуждается идея изучения эмоционального опыта как интегрального образования посредством исследования рефлексивных возможностей субъекта, используемых им в проработке эмоциональных явлений. Ставится проблема определения понятийного статуса эмоционального опыта в психологии эмоций. На основе теоретического анализа рассматривается содержание конструкта «эмоциональный опыт».
Скачать PDF

Моделирование теоретического конструкта «Глобальное отношение»

Обосновывается необходимость теоретического осмысления и эмпирического изучения глобальных отношений личности, предлагается теоретическая модель конструктов «глобальное отношение к себе» и «глобальное отношение к миру», описываются свойства и функции глобальных отношений.
Скачать PDF

Биполярные возрастные задачи развития личности как теоретический конструкт

Солодников В.В., Солодникова И.В.
Скачать PDF

Одаренность как теоретический конструкт

Баграмянц Марина Левенбертовна
Скачать PDF

Теоретический конструкт харизмы как социальнопсихологический феномен: исследовательские концепты

Ломова Наталья Вячеславовна
В статье автор обращает внимание на актуальность проблематики харизмы в отечественной и зарубежной психологии. Показано, что чаще всего психологические особенности харизматической личности осмысливаются контекстно, то есть внутри проблем психологии лидерства, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии толпы, психологии групп, в организационной психологии, в психологии предпринимательства, авторитета, власти, аттракции, честолюбия, тщеславия, доминирования и др. Названы основные детерминанты возникновения харизмы. Рассмотрены основные паттерны харизмы, которые изучены И. Шиффером. В статье также изложена точка зрения М. Вебера, который считал, что главным для харизматического лидера является успех. Раскрыто разработанное М. Вебером понятие «харизматический круг».
Скачать PDF

Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация

Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л.
Цель статьи теоретически определить и операционализировать конструкт «инфантилизм». Исследуется содержание теоретического конструкта «инфантилизм». Использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез. Анализируются возрастной и содержательный критерии разделения детства и взрослости. Описаны проявления, трактующиеся как инфантильные для взрослого возраста. Результаты исследования. Установлены характерные признаки инфантилизма взрослого человека в современных условиях с учетом возрастания интенсивности информационных потоков и социально-экономических изменений. Сформулировано определение, которое включает в себя конкретные его характеристики. Инфантилизм определен как личностная организация, включающая черты и модели предыдущего возрастного периода, не адекватные для настоящего возрастного этапа, с акцентом на незрелости эмоционально-волевой сферы. Научная новизна исследования заключается в том, что в качестве основных психологических характеристик взрослости описаны рефлексия, потребность к труду и профессиональной деятельности, наличие профессионального самоопределения, владение трудовыми навыками, потребность в самореализации, сформированность эмоционально-волевой сферы. Объективными характеристиками взрослости выступают переход к экономической и территориальной независимости от родительской семьи, а также освоение новых социальных ролей, таких как работник, супруг, родитель. Выделены два варианта возможной операционализации понятия: объективный (наличие / отсутствие в реальной жизни человека объективных критериев взрослости) и субъективный (самоотчет о субъективном ощущении наличия / отсутствия психологических характеристик взрослости). Практическая значимость статьи заключается в операционализации конструкта «инфантилизм», который в настоящий момент имеет довольно много толкований. Такая операционализация необходима для дальнейшего анализа и проведения различных исследований.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрица

Сизикова Олеся Анатольевна, Филатова Нина Петровна
Рассматривается актуальная проблема формирования у спортсменов высокой квалификации конструктивных копинг-стратегий для успешного преодоления стресса неудачи в соревновательной деятельности.
Скачать PDF

Смысловые конструкты саморегуляции состояний студентов вузов

Мухрыгина Ольга Ивановна
Проведено исследование смысловых конструктов в осуществлении саморегуляции психических состояний. Представлен алгоритм диагностики данного уровня с применением техник репертуарных решеток
Скачать PDF

Социальный конструктивизм в российской социальной психологии: особенности и перспективы

Смагина М.В.
«Объективность» модернистского мировоззрения, с его акцентом на фактах, воспроизводимых процедурах и правилах общего применения, игнорирует специфические, локализованные смыслы индивидов. Социальный конструктивизм (СК) одно из направлений постмодернистской философии. Принятие нарративного, социально-конструктивистского мировоззрения влечет за собой полезные идеи о том, как понятия власти, знания, истины обсуждаются и принимаются в современном обществе, как люди принимают и определяют себя. СК исключения интересуют больше, чем правила, специфические контекстуальные детали больше, чем обобщения. Это дает дополнительные возможности для понимания и принятия окружающего мира.
Скачать PDF

Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России

Пую Юлия Валерьевна
Исследуются актуальные аспекты проблемы информационно-психологиче-ского воздействия на различные категории граждан. Отмечается, что субъекты информационно-психологической безопасности одновременно являются и объектами защиты. Дается авторское определение информационно-психологической безопасности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!