ТЕНДЕНЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Тенденция самоактуализации

Тенденция развития от общего к специфическому

Найдено 1 определение:

Тенденция развития от общего к специфическому

gross-to-specific trend). Тенденция развития, заключающаяся в переходе от общих, охватывающих все тело реакций, к более локальным и специфическим реакциям.

Оцените определение:

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на этапе общего образования

Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна
В статье представлены результаты исследования развития психологической системы учебной деятельности в период общего образования старшего дошкольного, начального, основного и среднего общего. Теоретической основой для понимания феномена учебной деятельности определена теория системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова, в которой ведущим является понятие психологической структуры деятельности (ПСД). Компонентами (блоками) ПСД являются мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа деятельности, принятие решений и учебнои профессионально важные качества. С опорой на ряд проведенных ранее исследований описываются основные тенденции развития психологической системы учебной деятельности на трех уровнях анализа компонентном, функциональном, структурном. Учитывая, что система деятельности состоит из отдельных компонентов (блоков, конструктов), целью компонентного анализа является описание уровня и динамики развития компонентов в течение всего периода общего образования. Функциональный анализ направлен на решение вопроса о динамике изменения роли отдельных блоков деятельности в обеспечении успешности ее реализации. Учитывая, что вектор «цель результат» является системообразующим для организации деятельности, понимание роли отдельных блоков деятельности в обеспечении ее успешности позволяет выявить условия эффективного управления учебной деятельностью и ее проектирования на разных уровнях общего образования. Структурный анализ позволяет обратиться к пониманию внутренних механизмов деятельности и их влиянию на успешность ее реализации. Структурный анализ показал, что развитие психологической системы учебной деятельности соответствует и может быть объяснено выделенными в теории системогенеза принципами неравномерности, гетерохронности, обеспечения минимального эффекта функционирования системы, одновременности закладки компонентов системы, консолидации, прогрессирующей интегрированности и нарастающей дифференцированности системы.
Скачать PDF

Тенденции социально-экономической жизни российского общества и развитие исследований отечественной э

Журавлев Анатолий Лактионович, Купрейченко Алла Борисовна
В статье рассматриваются тенденции социально-экономической жизни российского общества, в том числе смена общественной формации, состоявшаяся за сравнительно небольшой исторический промежуток времени и включающая, естественно, радикальное изменение системы социальных и экономических отношений. Все отмеченное выше закономерно вызывает изменения в экономической психологии, которые необходимо выделять, анализировать и оценивать.
Скачать PDF

Современные тенденции развития социальной психологии в России

Журавлев Анатолий Лактионович
В статье рассматривается развитие представлений о предмете, объектах и методах исследования в современной отечественной социальной психологии. Выделены новые термины и понятия, активно использовавшиеся в социальной психологии в последние два десятилетия, а среди них «совместность» как один из главных конструктов системы понятий.
Скачать PDF

Интеграционные тенденции в развитии методов психологического исследования

Епанчинцева Галина Александровна, Козловская Татьяна Николаевна
Авторы пытаются осмыслить интегративные тенденции стратегии психологического исследования в рамках постнеклассической психодиагностики; отстаивают методологическую парадигму комплексного изучения человека, способную вскрыть его типичное и уникальное в развитии.
Скачать PDF

Идея системности в современной психологии: предпосылки и тенденции развития

Барабанщиков Владимир Александрович
В статье рассматриваются психика как многомерное, развивающееся целое, ее компоненты и субкомпоненты, основы системного подхода к показанию психических явлений как целостных интегративных образований.
Скачать PDF

Об истоках негативных тенденций в духовном развитии современного человека

Гарипова Наталья Михайловна
В статье вскрываются противоречия между господствующим в современном образовательном процессе методе обучения, апеллирующем преимущественно к интеллекту, и природой человека как существа творческого, открытого к ощущениям и впечатлениям и воспринимающего мир как систему ценностей. Раскрываются механизмы развития мышления, особенности ценностно-смыслового мировосприятия. Указывается один из путей совершенствования современного образовательного процесса
Скачать PDF

Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте

Анохина С. А.
В статье рассматриваются основные тенденции возрастных изменений у подростков, позволяющих исследовать стрессоустойчивость и ее динамику. Обосновывается, что стрессоустойчивость, являясь комплексным явлением, формируется на общем фоне адаптационных стратегий, которые становятся доступными в процессе социальных и других изменений у человека. Полученные материалы позволят более адекватно выстраивать процессы профессионально-психологического сопровождения подростка.
Скачать PDF

Влияние фактора экологического неблагополучия природной среды на показатели развития общего интеллек

Сараева Надежда Михайловна
В статье представлены результаты сравнительного исследования развития общего интеллекта детей, проживающих на отличающихся по условиям жизненной среды территориях Забайкальского края. Выявлена тенденция к снижению показателей развития интеллекта на экологически неблагополучных территориях.
Скачать PDF

Место и значение методологии Б. Г. Ананьева в контексте перспективных тенденций развития мировой пси

Мироненко И. А.
В статье рассматривается значение методологии Б. Г. Ананьева в контексте современного развития психологической науки, как отечественной, так и мировой. Показано, что эта методология обладает существенным потенциалом для решения актуальных вопросов современности. Место и значение методологии Б. Г. Ананьева рассматривается в двух взаимосвязанных планах: в структуре профессионального самосознания современных российских психологов; в контексте актуальных проблем и тенденций развития зарубежной психологии. Показано, что, во-первых, в методологии Б. Г. Ананьева ярко воплотились специфические особенности отечественной психологической школы, отличающие отечественную психологию от других направлений мировой науки, составляющие ее своеобразие. Во-вторых, эта методология в максимальной степени обращена как раз к тем задачам, которые на рубеже XXI в. актуальны для мировой науки.
Скачать PDF

Тенденциональный анализ развития представлений об одаренности

Клочко Виталий Евгеньевич
Рассматривается процесс развития представлений об одаренности в психологии. Анализ тенденций развития проблемы открывает закономерности, обусловленные последовательной сменой форм профессиональнопсихологического мышления в сторону их усложнения. Выделяются показатели тенденционального анализа и устанавливается его связь с трансспективным анализом, разработанным в рамках системной антропологической психологии. Обсуждается постнеклассическая перспектива изучения одаренности.
Скачать PDF

К вопросу о тенденциях развития современной отечественной психологии

Стахнева Л.А.
В статье рассматриваются основные тенденции развития современной отечественной психологии в связи с методологическим кризисом конца XXначала XXI столетия. Рассматриваются причины возникновения кризиса, особенности его проявления. Анализируются естественнонаучная и гуманитарная парадигмы, их возможности и ограничения, а также субъектный подход и проблемы, исследуемые в данном подходе.
Скачать PDF

Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития

Чернышев А. С., Сарычев С. В.
В статье рассматриваются историко-психологические аспекты параметрической концепции малых групп и коллективов, разработанной учеными Курского государственного университета. Рассматривается развитие указанной концепции основные этапы, содержание, персоналии авторов концепции. Раскрыта динамика представлений о сущности социально-психологических процессов в малой группе в контексте изменений российского общества на рубеже XX-XXI веков.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: