ТЕНДЕНЦИЯ ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ
ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
гипотетический внутренний фактор, направляющий и организую щий психические процессы и поведение человека. Понятие Д.т. было введено в научный оборот и некоторое время использовалось в Вюрцбургской школе мышления как аналог современному понятию мотивация в объяснениях целенаправленности мыслительных процессов. См. Вюрцбургская школа мышления, мотивация.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТЕНДЕНЦИЯ ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ
понятие, введенное в психологию представителями школы Вюрцбургской (X. Уатт, Н. Ах, О. Зельц). Означает состояние психическое, возникающее при постановке задачи, в коем определяется направленность и избирательность мышления. Постулируется, что сама тенденция детерминирующая обусловливается:
1) конечной целью - искомым данной задачи;
2) инструкцией - требованиями к искомому.
1) конечной целью - искомым данной задачи;
2) инструкцией - требованиями к искомому.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Детерминирующая тенденция
Словообразование. Происходит от лат. determinans - определяющий.
Автор. Представители Вюрцбургской школы (Н.Ах, О.Зельц, Х.Уатт).
Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить механизмы психического.
Специфика. Установка, возникающая при постановке задачи и определяющая направленность и избирательность мышления. Постулируется, что "детерминирующая тенденция" сама обусловлена, во-первых, конечной целью (искомое задачи), во-вторых, инструкцией (требования к искомому).
Автор. Представители Вюрцбургской школы (Н.Ах, О.Зельц, Х.Уатт).
Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить механизмы психического.
Специфика. Установка, возникающая при постановке задачи и определяющая направленность и избирательность мышления. Постулируется, что "детерминирующая тенденция" сама обусловлена, во-первых, конечной целью (искомое задачи), во-вторых, инструкцией (требования к искомому).
ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
англ. determining tendency) - психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. Понятие Д. т. введено в психологию мышления представителями Вюрцбургской школы (см. также Ах Н.). Д. т. определяют 2 главных фактора: а) конечная цель (искомое задачи); б) инструкция (требования к искомому). Общую характеристику Д. т на основе экспериментов с контролируемыми ассоциациями сформулировал О. Кюлъпе. Наше Я, писал он, постоянно находится под влиянием тех или иных задач и ими побуждается к деятельности. Можно сказать, что работа Я служит цели, заданной самим собой или др. Это влияние (задач) называют Д. т. Самостоятельное значение задач в их роли Д. т. были скрыты от ассоциативной психологии.
Эксперименты представителей Вюрцбургской школы поставили под сомнение основную аксиому ассоцианистов о прямой зависимости последующих состояний мышления от предшествующих состояний и непосредственно действующих стимулов. Понятие Д. т. сыграло важную роль в дальнейшем развитии методов экспериментального исследования мышления и в значительной степени определило возможность использования различных типов задач как основного метода для исследования мышления.
Эксперименты представителей Вюрцбургской школы поставили под сомнение основную аксиому ассоцианистов о прямой зависимости последующих состояний мышления от предшествующих состояний и непосредственно действующих стимулов. Понятие Д. т. сыграло важную роль в дальнейшем развитии методов экспериментального исследования мышления и в значительной степени определило возможность использования различных типов задач как основного метода для исследования мышления.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004