Темп психического развития

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТЕМП ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ТЭМП ПСІХІЧНАГА РАЗВІЦЦЯ / RATE OF MENTAL DEVELOPMENT– степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется и развивается. Это диахронная система. Сюда относится, например, закономерная последовательность развития интеллекта, описанная швейцарским психологом Ж. Пиаже. Согласно В. Д. Шадрикову, гетерохронная система существует и в овладении профессиональной деятельностью. В процессе психического развития стадии нарастания функций чередуются со стадиями стабилизации. Так происходит переход количественных изменений в качественные. Процесс развития разных сторон целостной личности, уровней ее индивидуального сознания также происходит неравномерно. Поэтому в личности могут сочетаться зрелость в одних отношениях и инфантилизм– в других. Интегральной характеристикой физического и психического развития выступает скорость изменений. По этому признаку людей можно разделить на три группы: с ускоренным (примерно 25%), равномерным (50%) и замедленным (25%) развитием.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Темп психического развития
изменения скорости развития разных психических функций во время онтогенеза, характеризуемые неравномерностью и гетерохронностью
Неравномерность проявляется в различии темпов в течение онтогенеза. Известно, что они максимальны в первый год жизни (см. Младенческий возраст). Затем психические функции меняются непрерывно, но скорость при этом неодинакова. Сенсорные (зрительная, слуховая, кинестетическая и другие виды чувствительности) формируются стремительными темпами до 6—7-летнего возраста, после наступает некоторое замедление — до 20 лет, периода оптимальных показателей. Наиболее быстро сенсорные показатели снижаются в 45—55 лет, затем процесс замедляется.
Изучение мышления, внимания, памяти, психомоторики выявило колебательный и неравномерный характер их развития на всех этапах онтогенеза. Пики творческих, интеллектуальных достижений приходятся на 35 и 47 лет, а в некоторых областях литературной, научной деятельности — 40—55 и позже. Вместе с тем пик социальных достижений, статуса и авторитета может наступить в 55—65 лет.
Поскольку темпы становления и инволюции функции, продолжительность каждоИ фазы их развития неодинаковы, возрастные изменения оказываются разновременными (гетерохронными), что создает оптимальные условия для человека поддерживать на высоком уровне психическую активность в течение всего жизненного цикла, несмотря на спад более элементарных функции.
Помимо такоИ межсистемноИ неравномерности, касающеИся одного индивида, отмечаются и межиндивидуальные различия, которые проявляются в неодинаковой скорости развития людеИ, и исторические, эпохальные тенденции изменения его темпов, например акселерация (ускорение развития). На этот феномен ученые впервые обратили внимание в начале 1960-х гг. Он проявляется в увеличении показателеИ веса, роста, в убыстренных темпах их изменения и более раннем наступлении полового созревания (в среднем на 3—4 года раньше), в показателях двигательного развития. Акселерация физического созревания сопровождается ускорением умственного развития (что проявляется в возрастании темпов чтения и письма).
Существует множество теорий, пытающихся объяснить акселерацию, связывая ее причины с улучшением питания, снижением заболеваемости детей, другим характером наследственности, увеличением двигательной активности и др. Однако сравнение темпов созревания и развития в разные исторические эпохи показывает, что на протяжении веков периоды акселерации сменялись периодами ретардации, и этот процесс происходит волнообразно.
Акселеранты испытывают ряд трудностей: раннее взросление сопровождается выраженной ориентацией на взрослую жизнь, у них сильнее стремление к эмансипации в подростковом периоде, снижается учебная мотивация. Ретарданты характеризуются тем, что их мозг дольше сохраняет пластичность, они лучше учатся, так как ориентированы на более отдаленные перспективы жизни, подростковый кризис протекает спокойнее.
Литература
Карсаевская Т. А. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л., 1970.
Рудкевич Л. А. Конституция и развитие ребенка. СПб., 1998.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007