ТЕМБР

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Тембр
Психологическое свойство аудиального стимула, соответствующее его физическому параметру сложность.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

ТЕМБР
субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТЕМБР
специфическая окраска или качественная характеристика человеческого голоса, физически представляющая собой сочетание в нем многих различных тонов (обертонов), дополнительных к основному тону голоса.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ТЕМБР
Качество звука, его характер. Субъективное ощущение, связанное со сложными акустическими стимулами, которое возникает из паттернов обертонов, комбинации тонов, гармоники и резонанса.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Тембр
Категория. Характеристика слуховой чувствительности.
Специфика. Субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых частот.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Тембр
фр. тimbre) – 1. окраска, качество, характер звука; 2. субъективное ощущение, возникающее при восприятии сложных акустических стимулов (состоящих из паттернов обертонов, комбинаций тонов, гармоники и резонанса).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТЕМБР
1. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Тембр характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи и ряда других сложных звуков. Существующие в настоящее время разговорные языки отличаются по Т. как в их субъективном, индивидуальном использовании, так и по своей фактической, объективной (языковой) структуре. Большинство современных европейских языков выступает как тембральные, так как основную смыслоразличительную функцию в них имеет тембр. Многие азиатские языки (японский, китайский и другие) являются тембрально-тональными, так как в них наряду с тембром смыслоразличительную функцию имеет и тон. 2. Тональное качество звука, его субъективный характер. Восприятия Т. определяется наличием и сочетанием в нем обертонов, гармоник и резонансов. 3. Переживание, связанное с восприятием сложных по своему тональному составу акустических стимулов. См. значение, речь, смысл, тон.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТЕМБР
англ. timbre) - воспринимаемое качество ("окраска") звука, связанное с распределением энергии его спектра вдоль частотной оси.
Понятие Т. применяется чаще всего к музыкальным звукам, имеющим гармоническую структуру, и является характеристикой, позволяющей отличать звуки разных инструментов при равенстве их высоты и громкости. Однако Т. определяется не только соотношением интенсивности составляющих звук гармоник, поскольку звуки речи и шумы (грохот, шипение, треск) также различаются по Т. Различия в восприятии Т. музыкальных звуков и шумов объясняются тем, что тембровое качество музыкальных звуков может восприниматься независимо от высотного, в то время как в восприятии шумов высота и Т. не расчленяются.
Для звуков с быстро меняющимися параметрами членение восприятия этих звуков на высотные, тембровые и громкостные элементы часто бывает невозможным ни по объективным, ни по субъективным признакам. Поэтому выделение тембровой характеристики возможно г. о. для относительно устойчивых по высоте и громкости звуков. См. Спектр звуковой.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТЕМБР
это перцептируемое-воспринимаемое субъектом интенсивное качество звука, акустических моделей, коррелируемое с локализацией-распределением акустической энергии вдоль частотных осей; термин-понятие Т. применяется конгруэнтно-музыкальным звукам, кот. имеют гармонично-изоморфную структуру-модель и явл. модальностью, позволяющей дифференцировать акустические модели различных инструментов при равенстве-адекватизации их вы-соты, громкости, акустической вибрации; вербалакты и дифференциальные шумы также можно различать по Т., а индивидуально-эмпирические дифференциации, когеренцируемые с восприятием Т. музыкальных звуков и шумов, эксплицируются тем, что тембровая окраска музыкальных звуков может перцептироваться-восприниматься автономно-независимо от высотного, тогда как восприятие шумов Т. и высота являются синкретичными, т.е., не расчленяются-не вивисектируются; гармонично-модельно-структурные феномены спектра явл. базально-кардинальной основой звуковысотного-акустическовысотного восприятия и влияют на Т. некоторыми своими дифференциально-специфическими особенностями признаками, к примеру, репродуцируется-осуществляется-инкарнируется выпадение или же выделение некоторых элементов гармонического ряда, отступление элементов от строго изоморфно-гармонично-адекватных соотношений-корреляций-конгруэнтностей.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ТЕМБР
от франц. timbre) —воспринимаемое качество («окраска») звука, связанное с распространением энергии его спектра вдоль частотной оси. Понятие Т. применяется чаще всего к музыкальном звукам, имеющим гармоническую структуру, и является характеристикой, позволяющей различать звуки различных инструментов при равенстве их высоты и громкости. Однако Т. определяется не только соотношением интенсивности составляющих звука гармоник. Речь и шум (грохот, шипение, треск) также различаются по Т. Различия в восприятии музыкальных звуков и шумов объясняются тем, что тембровое качество музыкальных звуков может восприниматься независимо от высотного, в то время как в восприятии шумов Т. и высота не расчленяются. Гармоническая структура спектра в большей мере является основой звукового восприятия; на Т. она влияет некоторыми своими признаками (происходит выделение или выпадение некоторых компонентов гармонического ряда, отсутствие компонентов от строго гармонических соотношений). Более общими признаками Т. являются такие, которые обусловлены полной протяженностью спектрального ряда (звуки глухие или звонкие) и формантной структурой, т. е. наличием максимумов энергии спектра в отдельных, относительно узких участках частот в пределах полной частотной полосы спектра. В понятие Т. иногда включают другие признаки звукового образа, которые связаны главным образом с временными характеристиками звуков (вибрато, интонационное «поведение», атака и затухание звуков и т. д.). При таком расширении понятие Т. теряет свою определенность, относящуюся к статистической структуре спектра. Однако для звуков с быстро меняющимися параметрами членение восприятия этих звуков на высотные, тембровые и громкостные элементы часто бывает невозможным ни по объективным, ни по субъективным признакам. Поэтому выделение тембровой характеристики возможно главным образом для относительно устойчивых по высоте и громкости звуков.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
266.90 кб

Тембр голоса как средство фасцинативного воздействия

Илюхина Елена Ивановна
Статья посвящена краткому описанию методики проведения экспериментального исследования и его предварительных результатов по изучению тембра голоса как средства фасцинативного воздействия на смысловое восприятие устного речевого со

Похожие термины:

  • ГОЛОСА ТЕМБР

    окраска звука голоса, отражающая акустический состав сложных звуков речи; Г. т. определяется частотой и силой дополнительных тонов (обертонов), сочетание которых придает голосу индивидуальную окр