ТЕЛО

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕЛЕО
Составная часть слова, означающая совершенный, полный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТЕЛЕ
Составная часть слова, означающая: 1. Конец (от греческого telos). 2. Далекий, или отдаленный (от греческого tele).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТЕЛО
1) организм человека или животного в его внешних физических формах и проявлениях; 2) часть человеческой фигуры от шеи до ног; туловище, корпус; 3) основная часть чего-л. (напр., тело позвонка)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ТЕЛЕ
согласно Дж. Морено - термин, означающий простейшую единицу чувств - вчувствований, возникающих между людьми, передаваемых между ними и определяющих количество и качество отношений, межличностных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТЕЛО
body) - 1. Организм животного. 2. Туловище человека, за исключением конечностей. 3. Главная или большая часть какого-либо органа (например, желудка или матки). 4. Скопление плотной дискретной ткани, например, каротидное тело. См. также Скопление.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Тело
понятие, имеющее несколько значений: 1) живой организм в его соотнесенности с душой; 2) естественные природные тела (наделенные и не наделенные жизнью, изучаемые соответственно физикой, химией, биологией, физиологией и т.д.); 3) искусственные тела, произведенные человеком в процессе цивилизационного развития. В современной биоэтике важнейшими проблемами, связанными с понятием тела, являются проблема трансплантации органов, использование тел умерших людей и тел животных в биомеди-цинских исследованиях.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Тело
общеславянск. «тело» - первоначальное значение - стан, стать) – 1. вообще – основная часть чего-то, первичная, центральная часть организма, сома клетки, структурно организованные ткани, орган, малая структура внутри большей и т.п.; 2. в статистике – основной, центральный компонент распределения; все, кроме его хвостов; 3. в метафизике – материальная субстанция индивида; 4. материя, вещество, заполняющие определенную часть пространства; 5. часть человеческой фигуры от шеи до ног. Синонимы: Туловище, Корпус; 6. останки умершего человека, труп.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТЕЛО
1. Вообще – в физических или анатомических понятиях – основная часть чего-то, первичная, центральная часть организма, сома клетки, структурно организованные ткани, орган, малая структура внутри большей и т.д. 2. В статистике – основной, центральный компонент распределения; все, кроме его хвостов. 3. В метафизике – материальная субстанция индивида. См проблема материи и духа. В психологии существует много составных терминов, выражающих эти значения; в некоторых используется слово тело (телосложение), но во многих других используются или латинская форма корпус или греческая – сома.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТЕЛО
Body; Кофег) - материальная субстанция индивида.
Тело рассматривалось Юнгом как выражение "физической материальности психического" (CW 9, par. 392). То, что тело делает, испытывает, в чем оно нуждается - все это отражает психологические императивы. Тело в этом смысле выглядит как "умное тело". Взаимодействие между психическим (образ) и телесным (инстинкт) осуществляется через архетипы.
В теле сконцентрированы многие аспекты тени. Если человек пытается жить исключительно интересами тела, то бессознательно он попадает в объятия духа. Признание же тела (не того, которое действует по принуждению) есть вещь совершенно иная, - оно необходимо для психологического развития и индивиду ации.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ТЕЛО
/англ. Body/, 1) физическая сущность организма; то же, что плоть.
«Если бы мы знали, как устроено наше тело, мы не посмели бы сделать ни одного движения.» Г. Флобер. Лексикон прописных истин.
Т. /устар./: телеса.
«И кровь, и мышцы, и мускулатура, –
живые телеса…»
В. Нарбут. Баня.
Телесный (-ая; -ое) – относящийся или функционально связанный с Т.
«…только бы тело чувствовать, только бы видеть наготу и красоту телесную.» Ф. Сологуб. Мелкий бес.
2) /перен./ низменное, плотское начало в природе человека в противоположность духовному. См также Низ телесный.
«…а я –
весь из мяса,
человек весь –
тело твое просто прошу…»
В. Маяковский. Облако в штанах.

Источник: Словарь доктора либидо

Теле
Согласно Морено, теле является фактором, влияющим на степень неслучайности социальных конфигураций. Гордон Олпорт определяет теле как способность с помощью особого инсайта понимать другого человека, способность точно воспринимать другого и чувствовать его. Если попытаться дать рабочее определение этому термину, можно сказать, что теле проявляется как мгновенное невербальное общение (например, когда двух людей в толпе по загадочными причинам тянет друг к другу) или как бессознательная взаимная приязнь (например, на психодраматической сессии протагонист выбирает одну женщину из группы на роль своей матери, а та уже заранее “знает”, что он выберет именно ее). Теле является важнейшим фактором работы группы, поскольку в итоге помогает людям понять свои идентификации и увидеть динамику своего переноса.

Источник: Мариино Р. История доктора. Краткий словарь к книге

Тело
Алина, находясь на кушетке в состоянии полной расслабленности, рассказывает без всякого смущения, как на протяжении всего сеанса из-за сказанных ею слов ее охватывало возбуждение, которое распространялось сразу на несколько зон тела, настолько сильное, что желание унять свой зуд становилось безудержным. На противоположном конце невротического спектра находится другой больной с неврозом навязчивого состояния – Жан, решительный сторонник полного разграничения души (психики) и тела, жалующийся, что психоанализ сводится лишь к простому «интеллектуальному» упражнению. Его напряженное, обездвиженное кушеткой тело свидетельствуют все же о другом: он испытывает необходимость постоянно находиться начеку, не расслабляться, следить за телом, над которым каждую минуту нависает угроза быть затронутым словами. Нелегко раскрепоститься после двадцати пяти веков дуалистического мышления, которое, начиная с Платона, насколько нам известно, радикально противопоставляло душу и тело и форматировало лингвистические и мыслительные категории. Весь психоаналитический опыт изучения того «чужого внутреннего тела» (Фрейд), которым является бессознательное, способствует размытию, казалось бы, ясных различий: Я создается благодаря идентификациям, но этот процесс вначале смешивается с процессами поглощения-инкорпорации; первое обладание, первая опрятность заимствуют модель «анальности»; формирование внешнего/внутреннего, их дифференциация находит ценную поддержку в противопоставлении между женским и мужским, и т. д. Собственно говоря, не существует «психического» процесса, который бы, наподобие тревоги или удовольствию, не располагал бы собственной соматической траекторией. Два приведенных в этой книге «простых» примера анорексии и запора при неврозе навязчивых состояний показывают, что психическая жизнь неотделима от органической жизни (и/или ее нарушения). Сладкое возбуждение, сопровождающее появление фантазма, начинает делать на теле наброски удивительной эрогенной географии – пульсирующая промежность, дрожащий затылок, гусиная кожа на предплечьях, дрожь, охватывающая тело с ног до головы… – так сладкое возбуждение обрисовывает тело психе .

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ТЕЛО
(Body; Korpei). Существует определенный парадокс в суждениях Юнга относительно Т. С одной стороны, оно рассматривается как нечто имеющее свои собственные права, привычки, потребности, радости или проблемы. С другой стороны, Т. представляется в неразрывной связи с разумом, или с духом, и вообще с ПСИХИКОЙ. Более поздние теоретические изыскания Юнга об архетипе свидетельствовали в пользу его психологического объяснения. Архетипы рассматривались как связующие звенья между Т. (инстинкт) и психикой (образ). Инстинкты и образы имеют один и гот же психоидный корень (см. ПСИХОИДНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). В связи с этим Юнг чувствовал, что в его концепции Т. скорее переоценивается, нежели обесценивается, и содержится новый подход к взаимоотношениям индивидуальной и коллективной психологии. Последнее можно расценивать как выражение самости «в» и «через» Т., которое, будучи общим для всех атрибутом, может рассматриваться в широком смысле в качестве местоположения коллективного бессознательного (Stevens, 1982). Позднее некоторые авторы (напр., Henry, 1977) серьезно восприняли вышеприведенные размышления Юнга и пытались локализовать архетипы в наиболее древних отделах мозга, в частности в области гипоталамуса и стволового отдела. Или же, подобно России (197 7), доказывали что телесное местоположение архетипов находится в правом полушарии головного мозга. Взгляд же Юнга был несколько иным. Т. рассматривалось им как выражение «физической материальности психического» (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 392). То, что Т. делает, испытывает, в чем оно нуждается — все это отражает психологические императивы. Т. в этом смысле выглядит как «умное тело». Один из примеров психологической важности телесных образов можно обнаружить в мотивах воскрешения или возрождения. Другим может служить тот путь, по которому сексуальная образность приобретает свой собственный психологический смысл (см. АНДРОГИН. ИНЦЕСТ. МЛАДЕНЧЕСТВО И ДЕТСТВО). Многие аспекты тени сконцентрированы в теле. По этому поводу Юнг писал о «Христианском отлучении». Он обсуждал то, что подразумевается под инстинктивной жизнью, и сделал вывод, что если человек пытается жить исключительно телесными интересами, то он попадает в объятия духа бессознательно. Юнг считал, что Ницше и Фрейд разделяли такой взгляд. Признание Т. (не того, которое действует по обязанности и принуждению) есть нечто иное и совершенно необходимое для психологического развития и индивидуации. Современные аналитические психологи подчеркивают связь между способностью младенца управлять своими телесными импульсами, опосредованными и определяемыми матерью, и развивающейся установкой к его или ее собственной личности и самости как таковой (Newton, Reafeam, 1977).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Тело
греч. telos — конец, совершение) (в психологии) — комплексное понятие, широко используемое в психологии, философии, медицине, биологии, технических науках, искусстве, в обыденной жизни и др.; употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем предметам и вещам, механизмам и организмам качеств, обладающих свойством хранить и творить структурную целостность. Т. при этом всегда отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная какой-либо замкнутой поверхностью. Например, твердые, жидкие и газообразные Т., геометрические Т., небесные Т. (планеты, звезды). В живой природе Т. — это еще и активно функционирующий организм животного или человека, где различные органы (мозг, сердце, легкие, желудок, печень и т. д.) выполняют свои специфические функции целого. Все формы и виды жизнедеятельности организма осуществляются только в телесной форме, через Т. и с помощью Т. Мертвое Т. — это труп. Телесная организация человека, с одной стороны, вписывается в мир живой природы, с другой, — она обособляется от нее и обуславливает деятельное отношение человека к природной среде. Вместе с тем человеческое Т. приобретает особые специфические черты, благодаря которым человек включается в социально-культурную реальность. Т. современного человека — это результат взаимного процесса органического и социально-исторического, культурного становления человеческого вида, получившего название "homo sapiens". Человеческое Т. образует из вещей и предметов вокруг себя особую сферу, получившую название "неорганическое Т. человека". Это все то, что позволяет человеку эффективнее использовать все органы Т., но особенно мозг, руки, ноги — компьютер, автоматы, машины и т. д. Неорганическое Т. человека, по образному выражению К. Маркса, есть мир, освоенных человеком природных объектов. "Смешение" биологического Т. с неорганическим Т. человека означает по сути дела изменение у него ощущения границ своего Т., что оказывает существенное воздействие на его миропонимание в целом. Человеческое Т. несет в себе целый комплекс природных задатков и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера и т. д.), специфичности его мышления (предметное, образное, абстрактное), а также чисто человеческих потребностей и интересов. Человеческий индивид по существу есть одушевленное и одухотворенное Т. Для каждого человека его собственное Т. есть центральный объект внутренних переживаний, страданий или восторга и любования как наглядное воплощение его целостного "Я". Понятие о Т. всегда представляется в сознании человека в виде знания. И эти знания (образ Т.) оказывают существенное влияние на развитие личностных черт и поведение человека, на восприятие им своего места в мире вообще, в живой природе, на формирование взаимотношений с ними. Любые телесные изменения (связанные, например, со старением, травмами или являющиеся результатом хирургического вмешательства) имеют огромное психологическое значение и опосредствованно влияют на ценностные установки и все мироощущение человека. Влияние психики на тело активно изучается психосоматической медициной.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.83 кб

«Обязательное материнство»: репродуктивное тело женщины как объект государственного регулирования (н

Щурко Татьяна Александровна
Исследование выполнено в рамках неформальной аспирантской программы Европейского гуманитарного университета, при его финансовой поддержке.
Читать PDF
587.91 кб

Тело и телесность как объект саморефлексии

Власова Елена Владимировна
На материале конкретных исследований рассматриваются особенности формирования представлений о теле в онтогенезе. Принципиально новой является идея о «революциях тела».
Читать PDF
254.67 кб

Особенности влияний двигательных действий в спортивных играх на тело квалифицированных спортсменов

Дохам Аклас Хусейн
Статья рассматривает два основных фактора, которые влияют на тело атлета.
Читать PDF
498.72 кб

Методика моделирования субъективного пространства «Тело - душа - я»

Иванова Светлана Андреевна
В данной статье представлена компьютерная методика «Цветовое и графическое моделирование субъективного пространства» созданная Нагибиной Н.Л. и Ивановой С.А.
Читать PDF
169.76 кб

О соотношении понятий «Тело» и «Другой» в современной философии культуры

Денисова И. А.
Читать PDF
271.72 кб

Жорж Вигарелло. Тело короля

Фетисова Т.А.
Читать PDF
154.84 кб

Эстетический идеал, тело, мода в системе культуры

Наседкина Юлия Владимировна
Читать PDF
498.04 кб

Гендерные и мануальные различия и мозолистое тело (обзор литературы)

Ковязина Мария Станиславовна
В статье приводятся работы, обосновывающие правомерность поиска зависимостей между морфометрическими показателями МТ и показателями функциональной асимметрии мозга.
Читать PDF
843.45 кб

Мир и тело: инверсия метафоро-мифологической схемы

Верещагина Наталья Викторовна, Комаров Сергей Владимирович
Статья посвящена исследованию роли тела в мифологических моделях освоения действительности. Человеческое тело является одним из инструментов постижения реальности.
Читать PDF
303.95 кб

Эмоции и тело: возможность образования единства мы-отношений

Назаренко Александр Павлович
В работе в рамках феноменологической традиции предлагается попытка ответить на вопрос: «Каким образом возможно образование единства мы-отношений?». Линию проблематизации задают соображения Альфреда Шюца.
Читать PDF
189.28 кб

Человеческое тело в культуре и моде последней трети XX начале XXI века

Нестерова М. А.
В статье автор, рассматривая и применяя основные подходы понимания телесности в современной культуре к телоподобному костюму рубежа XX-XXI вв.
Читать PDF
101.26 кб

Инородное тело тонкой кишки

Лазаренко В. А., Григорьев Н. Н., Бобровская Е. А., Куралесина Л. Л., Кононенко К. В.
Читать PDF
91.57 кб

Крупное инородное тело, проникающее в наружный слуховой проход, позадичелюстную ямку и носоглотку

Миронов А. А., Шагинян Г. Г., Артемьев М. Е., Анисимов А. З.
Читать PDF
168.87 кб

Дистинкция понятий «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях

Цветус-сальхова Татьяна Эдуардовна
Что такое «тело» и что такое «телесность»? Анализ развития философских представлений о человеческой телесности.
Читать PDF
0.00 байт

«Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях

Цветус-сальхова Татьяна Эдуардовна
Что такое «тело» и что такое «телесность»? Определение основных значений понятий «тело». Разделение тела на «внутреннее» и «внешнее». Определение понятия «телесность». Дистинкция понятий «тело» и «телесность».

Похожие термины:

  • ТЕЛО АЦЕТОНОВОЕ , ТЕЛО КЕТОНОВОЕ

    ketone body) - см. Кетон.
  • Астральное тело

    тело желаний). Один из элементов живого существа, которым обладают животные и человек, наделенные способностью перемещаться в пространстве. Является носителем желаний, чувств и страстей.
  • ТЕЛО БЕЛОВАТОЕ

    corpus albicans) - соединительнотканный рубец, образующийся на месте желтого тела яичника в месте его инволюции.
  • ТЕЛО БИГЕМИНАЛЬНОЕ

    bigeminal body) - одно из двух тел, возникающих у основания среднего мозга во время развития эмбриона.
  • БЛЕДНОЕ ТЕЛО

    объединение мозговых образований в каждом из полушарий головного мозга, включающее бледные шары чечевицеобразного ядра подкорковой области головного мозга и черную субстанцию и красные ядра, ра
  • ЦВЕТОВОЕ ТЕЛО

    расширенный вариант цветового круга в его трехмерном, пространственном представлении с включением в традиционный цветовой круг еще одного измерения-яркости. Таким образом, любой из цветов в Т.ц.
  • Эфирное тело

    жизненное тело). Элемент живого существа, которым обладают растения, животные и человек. Отвечает за процессы питания, роста и размножения.
  • ЭГО, ТЕЛО

    в психоанализе – обозначение представления, согласно которому Эго в своей сущности образуется из телесных ощущений.
  • ТЕЛО ГРУДИНЫ

    gladiolus) - самый большой отдел грудины, расположенный в ее середине между рукояткой и мечевидным отростком (ред.).
  • ТЕЛО ШИШКОВИДНОЕ, ЭПИФИЗ

    pineal gland, pineal body) - маленькая эндокринная железа, напоминающая по размеру горошину, расположенная в борозде между верхними холмиками четверохолмия и прикрепленная к обоим зрительным буграм (ред.). Эп
  • Физическое тело

    плотное тело). Тело, которым обладают представители всех категорий природы и которое подчиняется законам неорганического мира. У человека оно устроено так, чтобы обеспечивать выполнение мыслител
  • ТЕЛО ГУБЧАТОЕ

    corpus spongiosum) - структура, входящая в состав мужского полового члена, в которой проходит мочеиспускательный канал. Вместе с пещеристыми телами губчатое тело образует эректильную ткань полового члена
  • Хвостатое тело

    corpus caudatum) – подкорковое образование, компонент базального ганглия. Участвует в контроле подавляющих аспектов регуляции произвольных движений.
  • ТЕЛО КАРОТИДНОЕ, КЛУБОК СОННЫЙ

    carotid body) - мелкие округлые тельца, диаметром не более 2-3 мм, расположенные в каротидном синусе; содержат хеморецепторы, которые воспринимают изменения парциального давления, содержание в крови кисл
  • Миндалевидное тело

    amygdala) - структура в мозге, играющая ключевую роль в формировании эмоций и памяти.
  • ОЛИВАРНОЕ ТЕЛО

    или ядро). См. нижнее оливарное ядро.
  • ТЕЛО ВОЛЬФОВО

    Wolffian body) - см. Мезонефрос.
  • ТЕЛО КЛЕТКИ, ПЕРИКАРИОН

    perikaryon) - увеличенная часть нейрона (нервной клетки), содержащая ядро и органеллы; в основном осуществляет метаболические процессы, в меньшей степени - распространение нервных импульсов.
  • КЛЕТКИ, ТЕЛО

    Составной, жизненно важный компонент нейрона. Тело клетки (или сома) содержит ядро и другие вспомогательные структуры. Если оно повреждается, вся клетка погибает.
  • Латеральное коленчатое тело

    Основной сенсорный центр зрения, расположенный в таламусе — участке мозга, играющем по отношению к входящей сенсорной информации роль главного коммутационного устройства. Аксоны, исходящие из Л