ТЕЛЕО
Составная часть слова, означающая совершенный, полный.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ТЕЛЕ
Составная часть слова, означающая: 1. Конец (от греческого telos). 2. Далекий, или отдаленный (от греческого tele).
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ТЕЛО
1) организм человека или животного в его внешних физических формах и проявлениях; 2) часть человеческой фигуры от шеи до ног; туловище, корпус; 3) основная часть чего-л. (напр., тело позвонка)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ТЕЛЕ
согласно Дж. Морено - термин, означающий простейшую единицу чувств - вчувствований, возникающих между людьми, передаваемых между ними и определяющих количество и качество отношений, межличностных.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ТЕЛО
body) - 1. Организм животного. 2. Туловище человека, за исключением конечностей. 3. Главная или большая часть какого-либо органа (например, желудка или матки). 4. Скопление плотной дискретной ткани, например, каротидное тело. См. также Скопление.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Тело
понятие, имеющее несколько значений: 1) живой организм в его соотнесенности с душой; 2) естественные природные тела (наделенные и не наделенные жизнью, изучаемые соответственно физикой, химией, биологией, физиологией и т.д.); 3) искусственные тела, произведенные человеком в процессе цивилизационного развития. В современной биоэтике важнейшими проблемами, связанными с понятием тела, являются проблема трансплантации органов, использование тел умерших людей и тел животных в биомеди-цинских исследованиях.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
Тело
общеславянск. «тело» - первоначальное значение - стан, стать) – 1. вообще – основная часть чего-то, первичная, центральная часть организма, сома клетки, структурно организованные ткани, орган, малая структура внутри большей и т.п.; 2. в статистике – основной, центральный компонент распределения; все, кроме его хвостов; 3. в метафизике – материальная субстанция индивида; 4. материя, вещество, заполняющие определенную часть пространства; 5. часть человеческой фигуры от шеи до ног. Синонимы: Туловище, Корпус; 6. останки умершего человека, труп.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТЕЛО
1. Вообще – в физических или анатомических понятиях – основная часть чего-то, первичная, центральная часть организма, сома клетки, структурно организованные ткани, орган, малая структура внутри большей и т.д. 2. В статистике – основной, центральный компонент распределения; все, кроме его хвостов. 3. В метафизике – материальная субстанция индивида. См проблема материи и духа. В психологии существует много составных терминов, выражающих эти значения; в некоторых используется слово тело (телосложение), но во многих других используются или латинская форма корпус или греческая – сома.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ТЕЛО
Body; Кофег) - материальная субстанция индивида.
Тело рассматривалось Юнгом как выражение "физической материальности психического" (CW 9, par. 392). То, что тело делает, испытывает, в чем оно нуждается - все это отражает психологические императивы. Тело в этом смысле выглядит как "умное тело". Взаимодействие между психическим (образ) и телесным (инстинкт) осуществляется через архетипы.
В теле сконцентрированы многие аспекты тени. Если человек пытается жить исключительно интересами тела, то бессознательно он попадает в объятия духа. Признание же тела (не того, которое действует по принуждению) есть вещь совершенно иная, - оно необходимо для психологического развития и индивиду ации.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ТЕЛО
/англ. Body/, 1) физическая сущность организма; то же, что плоть.
«Если бы мы знали, как устроено наше тело, мы не посмели бы сделать ни одного движения.» Г. Флобер. Лексикон прописных истин.
Т. /устар./: телеса.
«И кровь, и мышцы, и мускулатура, –
живые телеса…»
В. Нарбут. Баня.
Телесный (-ая; -ое) – относящийся или функционально связанный с Т.
«…только бы тело чувствовать, только бы видеть наготу и красоту телесную.» Ф. Сологуб. Мелкий бес.
2) /перен./ низменное, плотское начало в природе человека в противоположность духовному. См также Низ телесный.
«…а я –
весь из мяса,
человек весь –
тело твое просто прошу…»
В. Маяковский. Облако в штанах.
Источник: Словарь доктора либидо
Теле
Согласно Морено, теле является фактором, влияющим на степень неслучайности социальных конфигураций. Гордон Олпорт определяет теле как способность с помощью особого инсайта понимать другого человека, способность точно воспринимать другого и чувствовать его. Если попытаться дать рабочее определение этому термину, можно сказать, что теле проявляется как мгновенное невербальное общение (например, когда двух людей в толпе по загадочными причинам тянет друг к другу) или как бессознательная взаимная приязнь (например, на психодраматической сессии протагонист выбирает одну женщину из группы на роль своей матери, а та уже заранее “знает”, что он выберет именно ее). Теле является важнейшим фактором работы группы, поскольку в итоге помогает людям понять свои идентификации и увидеть динамику своего переноса.
Источник: Мариино Р. История доктора. Краткий словарь к книге
Тело
Алина, находясь на кушетке в состоянии полной расслабленности, рассказывает без всякого смущения, как на протяжении всего сеанса из-за сказанных ею слов ее охватывало возбуждение, которое распространялось сразу на несколько зон тела, настолько сильное, что желание унять свой зуд становилось безудержным. На противоположном конце невротического спектра находится другой больной с неврозом навязчивого состояния – Жан, решительный сторонник полного разграничения души (психики) и тела, жалующийся, что психоанализ сводится лишь к простому «интеллектуальному» упражнению. Его напряженное, обездвиженное кушеткой тело свидетельствуют все же о другом: он испытывает необходимость постоянно находиться начеку, не расслабляться, следить за телом, над которым каждую минуту нависает угроза быть затронутым словами. Нелегко раскрепоститься после двадцати пяти веков дуалистического мышления, которое, начиная с Платона, насколько нам известно, радикально противопоставляло душу и тело и форматировало лингвистические и мыслительные категории. Весь психоаналитический опыт изучения того «чужого внутреннего тела» (Фрейд), которым является бессознательное, способствует размытию, казалось бы, ясных различий: Я создается благодаря идентификациям, но этот процесс вначале смешивается с процессами поглощения-инкорпорации; первое обладание, первая опрятность заимствуют модель «анальности»; формирование внешнего/внутреннего, их дифференциация находит ценную поддержку в противопоставлении между женским и мужским, и т. д. Собственно говоря, не существует «психического» процесса, который бы, наподобие тревоги или удовольствию, не располагал бы собственной соматической траекторией. Два приведенных в этой книге «простых» примера анорексии и запора при неврозе навязчивых состояний показывают, что психическая жизнь неотделима от органической жизни (и/или ее нарушения). Сладкое возбуждение, сопровождающее появление фантазма, начинает делать на теле наброски удивительной эрогенной географии – пульсирующая промежность, дрожащий затылок, гусиная кожа на предплечьях, дрожь, охватывающая тело с ног до головы… – так сладкое возбуждение обрисовывает тело психе .
Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022
ТЕЛО
(Body; Korpei). Существует определенный парадокс в суждениях Юнга относительно Т. С одной стороны, оно рассматривается как нечто имеющее свои собственные права, привычки, потребности, радости или проблемы. С другой стороны, Т. представляется в неразрывной связи с разумом, или с духом, и вообще с ПСИХИКОЙ. Более поздние теоретические изыскания Юнга об архетипе свидетельствовали в пользу его психологического объяснения. Архетипы рассматривались как связующие звенья между Т. (инстинкт) и психикой (образ). Инстинкты и образы имеют один и гот же психоидный корень (см. ПСИХОИДНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). В связи с этим Юнг чувствовал, что в его концепции Т. скорее переоценивается, нежели обесценивается, и содержится новый подход к взаимоотношениям индивидуальной и коллективной психологии. Последнее можно расценивать как выражение самости «в» и «через» Т., которое, будучи общим для всех атрибутом, может рассматриваться в широком смысле в качестве местоположения коллективного бессознательного (Stevens, 1982). Позднее некоторые авторы (напр., Henry, 1977) серьезно восприняли вышеприведенные размышления Юнга и пытались локализовать архетипы в наиболее древних отделах мозга, в частности в области гипоталамуса и стволового отдела. Или же, подобно России (197 7), доказывали что телесное местоположение архетипов находится в правом полушарии головного мозга. Взгляд же Юнга был несколько иным. Т. рассматривалось им как выражение «физической материальности психического» (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 392). То, что Т. делает, испытывает, в чем оно нуждается — все это отражает психологические императивы. Т. в этом смысле выглядит как «умное тело». Один из примеров психологической важности телесных образов можно обнаружить в мотивах воскрешения или возрождения. Другим может служить тот путь, по которому сексуальная образность приобретает свой собственный психологический смысл (см. АНДРОГИН. ИНЦЕСТ. МЛАДЕНЧЕСТВО И ДЕТСТВО). Многие аспекты тени сконцентрированы в теле. По этому поводу Юнг писал о «Христианском отлучении». Он обсуждал то, что подразумевается под инстинктивной жизнью, и сделал вывод, что если человек пытается жить исключительно телесными интересами, то он попадает в объятия духа бессознательно. Юнг считал, что Ницше и Фрейд разделяли такой взгляд. Признание Т. (не того, которое действует по обязанности и принуждению) есть нечто иное и совершенно необходимое для психологического развития и индивидуации. Современные аналитические психологи подчеркивают связь между способностью младенца управлять своими телесными импульсами, опосредованными и определяемыми матерью, и развивающейся установкой к его или ее собственной личности и самости как таковой (Newton, Reafeam, 1977).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Тело
греч. telos — конец, совершение) (в психологии) — комплексное понятие, широко используемое в психологии, философии, медицине, биологии, технических науках, искусстве, в обыденной жизни и др.; употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем предметам и вещам, механизмам и организмам качеств, обладающих свойством хранить и творить структурную целостность. Т. при этом всегда отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная какой-либо замкнутой поверхностью. Например, твердые, жидкие и газообразные Т., геометрические Т., небесные Т. (планеты, звезды). В живой природе Т. — это еще и активно функционирующий организм животного или человека, где различные органы (мозг, сердце, легкие, желудок, печень и т. д.) выполняют свои специфические функции целого. Все формы и виды жизнедеятельности организма осуществляются только в телесной форме, через Т. и с помощью Т. Мертвое Т. — это труп. Телесная организация человека, с одной стороны, вписывается в мир живой природы, с другой, — она обособляется от нее и обуславливает деятельное отношение человека к природной среде. Вместе с тем человеческое Т. приобретает особые специфические черты, благодаря которым человек включается в социально-культурную реальность. Т. современного человека — это результат взаимного процесса органического и социально-исторического, культурного становления человеческого вида, получившего название "homo sapiens". Человеческое Т. образует из вещей и предметов вокруг себя особую сферу, получившую название "неорганическое Т. человека". Это все то, что позволяет человеку эффективнее использовать все органы Т., но особенно мозг, руки, ноги — компьютер, автоматы, машины и т. д. Неорганическое Т. человека, по образному выражению К. Маркса, есть мир, освоенных человеком природных объектов. "Смешение" биологического Т. с неорганическим Т. человека означает по сути дела изменение у него ощущения границ своего Т., что оказывает существенное воздействие на его миропонимание в целом. Человеческое Т. несет в себе целый комплекс природных задатков и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера и т. д.), специфичности его мышления (предметное, образное, абстрактное), а также чисто человеческих потребностей и интересов. Человеческий индивид по существу есть одушевленное и одухотворенное Т. Для каждого человека его собственное Т. есть центральный объект внутренних переживаний, страданий или восторга и любования как наглядное воплощение его целостного "Я". Понятие о Т. всегда представляется в сознании человека в виде знания. И эти знания (образ Т.) оказывают существенное влияние на развитие личностных черт и поведение человека, на восприятие им своего места в мире вообще, в живой природе, на формирование взаимотношений с ними. Любые телесные изменения (связанные, например, со старением, травмами или являющиеся результатом хирургического вмешательства) имеют огромное психологическое значение и опосредствованно влияют на ценностные установки и все мироощущение человека. Влияние психики на тело активно изучается психосоматической медициной.
Источник: Клиническая психология. Словарь