ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ Телесно-ориентированная характерология

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 2 определения термина ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.

Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.

В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как "работа с телом". Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.

Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.

Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника "танатотерапии" Баскакова (Баскаков В., 1996).

Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.

Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).

Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им "мышечным панцирем". Райх разработал теорию "мышечного панциря", связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. "Мышечный панцирь" не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: "Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения" (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им "анализом характера", от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл "вегетотерапией" и "анализом характера в области биофизического функционирования". Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов "мышечного панциря", охватывающего тело:

1) область глаз,

2) рот и челюсть,

3) шея,

4) грудь,

5) диафрагма,

6) живот,

7) таз.

Райх обнаружил, что расслабление "мышечного панциря" освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и "мышечного панциря", а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.

Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.

Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: "шизоидный", "оральный", "психопатический", "мазохистический" и "ригидный" типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся "энергия", "мышечная броня", "заземление". При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела ("арка Лоуэна", "тазовая арка"), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.

Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.

На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда "зажаты", для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы "...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...", что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. "Первичный контроль" - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.

В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только "осознавание делает действие соответствующим намерению". Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют "целевому действию"; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.

Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.

Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и "учится на опыте других", т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.

Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.

В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.

Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.

Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им "чувственным пробуждением" (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.

Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.

Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.

Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система "обеспечения структурных паттернов", включающая упражнения с позой и равновесием тела.

Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

англ. bodywork) - направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т.-о. п. - это анализ характера (или характероанализ) (character analysis) Вильгельма Райха (Reich, 1897-1957), биоэнергетический подход (bioenergetic analysis) А. Лоуэна (Lowen), биосинтез (biosynthesis) Д. Боаделлы (Boadella)n др.

Райх, ученик 3. Фрейда, в результате анализа тела как вместилища психических переживаний и проблем человека, ввел понятие мышечного панциря (muscular armoring) - специфического паттерна мышечных напряжений в теле человека, связанного с его психологическими проблемами. Т. о., в данном подходе исследуется связь между "панцирем" телесных напряжений и "панцирем" характера. Цель психотерапии - разрушение этого панциря и достижение нормального, полноценного функционирования человеческого организма, в результате чего достигается коррекция проблем пациента. Для этих целей Райх использовал различные дыхательные техники, а также работу с сексуальной энергией, которую он называл оргонной энергией (orgone energy). Как и Фрейд, он придавал большое значение сексуальности, считая ее главным источником энергии для человека.

Александр Лоуэн, ученик Райха, развил его учение и создал собственную концепцию, согласно которой в теле человека постоянно циркулируют потоки энергии. Мышечные напряжения, возникающие как следствие эмоциональных проблем (отсутствие контакта со своими эмоциями, отрицание и подавление "нежелательных" эмоций, неспособность к самостоятельности и т. п.), блокируют эти потоки и нарушают нормальную работу организма. Для проработки напряжений он предложил ряд техник, в частности т. н. "арку Лоуэна" и работу на "биоэнергетическом стуле" (breathing stool).

Биосинтез - одно из последних направлений Т.-о. п. Его ведущий автор - Д. Боаделла. В целом, подход опирается на некоторые понятия эмбриологии и опыт райхианской психотерапии, а также на теорию объектных отношений. Термин "биосинтез" трактуется как "интеграция жизни". Основной целью является интеграция 3 жизненных потоков, связанных с зародышевыми листками (эндодерма, мезодерма и эктодерма), формирующимися в первые недели жизни эмбриона. Целостное функционирование этих потоков, с т. зр. биосинтеза, существенно для психосоматического здоровья человека. Нарушения взаимодействия 3 зародышевых листков могут возникнуть вследствие внутриутробного или родового стресса, последующих травм раннего детства. Дальнейшим следствием будет нарушение нормального взаимодействия различных элементов психической жизни человека: либо рассогласование действий с эмоциями и мыслями, либо мыслей с эмоциями и действиями, либо эмоций с действиями и пониманием. В теле человека эти нарушения отражаются соответственно в 3 областях - местах соединения: головы и позвоночника (экто- и мезодерма), в горле (экто-и эндодерма) и между позвоночником и внутренними органами (мезо- и эндодерма). Используя различные техники, в т. ч. заземление (grounding), центрирование (centering), видение (facing), биосинтез пытается достигнуть реинтеграции, что позволяет достичь соматического, психического и духовного здоровья.

Следует отметить, что при всем внимании к физическому телу, в Т.-о. п. также велико значение психологической проработки проблем пациента и осознания, связанных с напряжениями в теле психологических проблем (напр., детских травм, различных комплексов и т. п.). Считается, что сочетание традиционных психотерапевтических методов беседы и анализа с телесно-ориентированными методиками дает более полный и стабильный результат проработки проблем пациента. (А. А. Корнеев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Телесно-ориентированное направление в психотерапии

Соловьева Ю.М.
В статье дано краткое описание основных систем телесно-ориентированной психотерапии. Телесно-ориентированная психотерапия становится очень близка к медицине, имея один предмет исследования и приложения усилий тело человека. В современных системах, например в Бодинамическом Анализе, эти две науки практически пересекаются Телесные ощущения, боль, структура мышечного панциря становятся диагностикой в психотерапии, и работа с ними приводит к излечению многих психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

К вопросу использования современной телесно-ориентированной психотерапии в медицине и психологии

Матвеева Виктория Владимировна, Енин Кирилл Александрович
Скачать PDF

Компенсирующая роль телесной психотерапии при нарушениях ранних структур характера детей со зрительн

Быкова Елена Борисовна
Психотерапевт Лизбет Марчер создатель бодинамического подхода считала особой роль ощущений в развитии каждого человека и утверждала, что именно ощущения являются своего рода мостом между когнитивными и экспрессивными формами психотерапии. После изучения психологического содержания каждой мышцы и обозначения периода, когда каждая из них впервые активируется в последовательности психомоторного развития любого человека, ученые-психологи сошлись во мнении, что благодаря телесной психотерапии возможно выстраивание телесной осознанности пациента, которая обеспечит формирование телесного эго. Последнее, в свою очередь, служит основой в работе с возрастными движениями, эмоциональным выражением и активацией ресурсов. Нарушения ранних структур характера детей со зрительной депривацией могут быть связаны со сложными, чаще всего хронически негативными взаимоотношениями в семье, с продолжительной депрессией матери, в результате чего происходит естественная выработка ребенком характерологических защит. Кроме того, нарушение функций зрения сказывается на активности ребенка, в том числе на исследовательском и ориентировочно-поисковом характере его деятельности, что может напрямую повлиять на когнитивное развитие ребенка. Во время двух начальных стадий развития характера (структуры потребности и автономии) вследствие несоответствующего поведения родителя (сверхопеки или, наоборот, попустительского отношения) ребенок с нарушением зрения подвержен опасности формирования невозможности удовлетворить свою потребность (из-за ограниченного стремления познавать мир) или несформирования чувства реальности (баланса, освоения пространства). Скорректировать развитие ребенка в обоих случаях помогут занятия с использованием элементов телесной психотерапии, которая носит коррекционно-компенсирующую направленность. При этом важно исследовать и восстановить движения предыдущего возрастного уровня, прежде чем переходить к решению обнаруженной проблемы, соответствующей биологическому возрасту ребенка.
Скачать PDF

Влияние телесно-ориентированного воздействия на состояние сердечно-сосудистой системы и механизмов е

Быков Е.В., Петрожак О.Л.
Представлены результаты оценки сердечно-сосудистой системы и регуляторных механизмов у студенток под влиянием психофизиологического воздействия с использованием телесно-ориентированных методик, выявлены положительные изменения показателей системы кровообращения, а также повышение функционального состояния ССС, снижение централизации управления ритмом сердца.
Скачать PDF

Экзистенциальные установки ландшафтно-ориентированной психотерапии

Тесля Светлана Николаевна
Предлагается проект ландшафтно-ориентированной терапии в контексте задач психолога-практика. Актуальные вопросы, стоящие перед психологом-практиком (как соотносятся «среда» и «ландшафт»?; какое значение придается понятию «ландшафт»?; как ландшафт связан с конкретным субъектом терапии?; как выстраивать логистику взаимодействия консультанта с клиентом и планировать репертуар встреч?), решаются в контексте экзистенциальных установок гуманистической психотерапии. Дается интерпретация среды как поля отношений субъекта, опредмеченного в субъективности; субъективности как способности человека производить «место жизни». «Место жизни» вводится в качестве смысловой единицы ландшафта и конкретизируется в положениях: ландшафт это взгляд, организующий образ; есть тело-образ человека; поведение, мысли и чувства -это пространство проживания субъекта, а субъективность (время, логос-ритм, энергетика переживания проживания, на «выходе») оборачивающееся идеальной формой ландшафтом. Субъективность имеет значение идентификационного критерия среды и может переводить среду в ландшафт благодаря смыслополаганию, сворачивающемуся в символ. В итоге ландшафт задается как пространство-время субъекта жизни, его бытие мир, скрепляемый и очерчиваемый субъективностью и одновременно совпадающий с субъективностью, проявляющий субъекта жизни в поведении, мысли, чувстве как в собственной фактичности. Рассматриваются взаимосвязанные факторы ландшафтно-ориентированной психотерапии, опирающейся на проблематизацию телесности в экзистенциальном ключе: Фактор ландшафта; Фактор Пути; Фактор неожиданности; Фактор невербального плана Клиента; Фактор Метафоры; Фактор разговора «двух незнакомцев»; Фактор переживания Клиентом своей жизненной ситуации; Фактор архетипики.
Скачать PDF

Формирование психического здоровья подростков через телесно-ориентированные методы психокоррекции

Кулганов В.А., Митяева Л.В.
Скачать PDF

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРАЗАКТНОГО АНАЛИЗА У ПОДРОСТКО

Боев Игорь Викторович, Боев Олег Игоревич, Бабич Алла Ивановна
Построена линейная дискриминантная функция, позволяющая выделять из общего числа лиц, подростков, относящихся к диапазону нормы-акцентуации с признаками компенсаторного напряжения личностных и психологических переживаний, адаптационного напряжения поведенческих реакций и отличать их от наступившей позитивной изменчивости, обусловленной влиянием личностно-ориентированной психотерапии или транзактным анализом.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование эффективности личностно-ориентированной психотерапии при соматогениях

Бондаренко Александр Фёдорович, Максименко Ксения Сергеевна
В настоящем исследовании рассматриваются возможности применения современной личностно-ориентированной психотерапии при лечении специфических психоэмоциональных проблем, обусловленных хроническим соматическим заболеванием. В качестве испытуемых были отобраны пациенты в стадии обострения ряда хронических заболеваний гастроэнтерологического спектра. Общее количество выборки составило 144 человека. Из них 85 (59,09%) женщин и 59 (40,01%) мужчины в возрастном диапазоне от 24 до 59 лет. Средняя продолжительность психотерапии для испытуемых составила от 15 до 20 часов. В отдельную группу испытуемых (15 чел. из числа общей выборки) вошли пациенты, принимавшие специальные препараты (противотревожные, седативные, ноотропные, антидепрессанты). Методы. На этапе формирования выборки испытуемых и по завершению эксперимента: MMPI в сочетании с МЦВ М. Люшера; Метод портретных выборов Л. Сонди (вариант Л.М. Собчик). Перед началом каждого сеанса психотерапии и после его завершения: экспресс-диагностика по принципу методики САН (самооценка, активность, настроение) в варианте личностного семантического дифференциала. Результаты и выводы. Наиболее значимые в клиническом смысле результаты (улучшение самочувствия, снижение общего стресса, снижение пика шкал, свидетельствующих о степени выраженности реактивного состояния; улучшение динамики лабораторных анализов и т.д.) наблюдались у пациентов, проходивших сочетанную (психологическую, фармакологическую и нозологически ориентированную) терапию. Можно предположить, что различные психотерапевтические подходы целесообразно рассматривать в качестве несущих вспомогательные функции, относящиеся к процессам эмоционального отреагирования, переключения внимания с доминанты соматического страдания на личностные ресурсы пациента, а также влияющие на образ «Я» и процессы самопрезентации.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Межведомственная научно-практическая конференция «Междисциплинарные проблемы психологии телесности»

Леви Татьяна Самуиловна
Скачать PDF

Соотношение психологической поддержки и психотерапии

Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н.Л.
Скачать PDF

Похожие термины: