в философии – положение, согласно которому все устроено в мире целесообразно и разумно усилиями некоей высшей силы (природы, Высшего разума, Бога).
ТЕЛЕОЛОГИЯ
Телеология
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТЕЛЕОЛОГИЯ
философско-религиозная концепция, согласно которой всё в мире устроено целесообразно, все процессы развития являются целенаправленными. Под источником целесообразности и целенаправленности в Т. чаще всего понимается божественное существо, но иногда этим свойством наделяется и природа.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ТЕЛЕОЛОГИЯ
греч. telos - цель + логия). Идеалистическое направление в философии и биологии, проповедующее целесообразность, соответствие каким-то высшим целеполагающим мотивам происходящих в природе процессов, явлений. Такая целенаправленность является не детерминистической, а рассматривается как проявление либо божественного промысла, либо как проявление внутренних и непостижимых для человека природных причин. Т. в медицине пытается обосновать представления о фатализме, присущем возникновению болезней.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Телеология
греч. teleos – цель + логия) – любое философское или теоретическое положение, согласно которому цель и целенаправленное стремление к достижению цели являются существенным компонентом всех событий. Чаще всего термин связывается с доктриной о божественно заданной цели, направляющей мировые процессы. Доктрина считается ошибочной на том основании, что доведенная до своего логического конца, она влечет за собой представление о том, что это будущее влияет на настоящее и является его причиной. Своим источником телеология имеет, повидимому, антропоцентризм, то есть обобщение того общеизвестного факта того, что человек – это, по словам Ф.М.Достоевского, «существо цели», он наделен способностью ставить себе цели и стремиться к их осуществлению.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТЕЛЕОЛОГИЯ
философские учения, которые исходят из допущения, что цель и стремление к ней являются существенными моментами многих событий. Сам термин Т. ассоциируется с философско-религиозной концепцией, согласно которой все существующее в мире устроено разумно и целесообразно, а все процессы развития и преобразования существующего являются целенаправленными. В качестве источника целесообразности и целенаправленности существующего в Т. понимается высшее божество. Иногда вместо бога подобным свойством наделяется природа. В психологии телеологическая точка зрения была отражена в гормической психологии Уи. Макдауголла, а также в учении Э. Толмена и представляла собой одно из главных направлений в изучении мотивации поведения, противостоящее его стохастическому пониманию. См. витализм, мотивация, психология гормическая, психология целенаправленная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТЕЛЕОЛОГИЯ
Любое из нескольких теоретических и философских направлений, которые разделяют, в той или иной форме, предположение, что цель и целенаправленное стремление к достижению цели являются существенными компонентами всех событий. Этот термин чаще всего связывается с доктриной, согласно которой все, что происходит, направлено на некоторую божественно заданную окончательную цель, что вся действительность наполнена виталистическим духом (см. витализм), направляющим этот процесс. Эту точку зрения обычно определяют как ошибочную на том основании, что, доведенная до ее логического конца, она влечет за собой представление о том, что будущее имеет причинное влияние на настоящее. В рамках собственно психологии, по крайней мере, две основные теоретические позиции имели телеологические аспекты: гормическая психология Макдугалла и целевая психология Толмена. Ни одна из них не была засорена телеологическими ошибками, так как в обеих понятие цели использовалось скорее как контролирующая или "телеорецепторная" движущая сила, стоящая за поведением, чем направляющая или увлекающая сила. Однако в обеих позициях имеются Другие недостатки; см. подробнее каждый из этих терминов. Иногда теория когнитивного развития Пиаже называется телеологической. Это ошибка, которая исходит из неправильного понимания его аргумента, что стадия формальных операций – конечный пункт познания, к которому стремится онтогенез. Фактически Пиаже утверждал, что его "конечный пункт" является результатом изменений в познании, следующем из конфликтов, порождаемых более примитивным познанием на более ранних стадиях. Это – естественный результат неудовлетворительных способов мышления, а не предопределенная цель. См. Пиаже.
Телеология
(от греч. 1а1оз - конец, цель завершение и 1о§оз -учение) - учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека, но и исторические события и природные явления направлены как в общем плане, так и в частностях к определенной цели (телеологической); рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности (К.ф.э. - С.449-450); финализм - философская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природой целей; учение о цели и целесообразности (С.с.и.с. - С.599). «Целесообразность» рассматривается в психолого-антропологическом анализе как принцип, который позволяет определить либо «пусковую причину» (давление потребности), либо целевое назначение. В первом случае «целесообразность» может быть найдена в актуализации потребности или в редукции (релаксации) напряжения. Во втором случае речь может идти о тактическом маневрировании для достижения стратегических замыслов. Принцип ведения во всем целесообразности (в системном анализе - «телеономичности») дает возможность заниматься поиском исходных «пружин» поведения: в одном случае - «толкающих», в другом - «притягивающих». Во всех случаях целесообразность связана с активными действиями индивида, понимающего значение отдельных ориентиров в поле поведения, - ориентиров, которые определяют наиболее выгодный или оптимальный путь. Целесообразность всегда осознается самим индивидом либо определяется полем значений, где основную функцию выполняет опыт. Поиск целесообразности всегда приводит к выяснению истинной причины действия. Этот принцип используется нами в ряде методик: ПОМ, СК, АР.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.