ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ТЭЛЕКАМУНІКАЦЫІ Ў АДУКАЦЫІ / TELECOMMUNICATION IN EDUCATION Телекоммуникации– вопросы, ответы, доказательства и опровержения ученика на основе двух ролей: организатора и участника телекоммуникаций. Телекоммуникации позволяют сравнить созданный учеником продукт с продуктами других учащихся и культурно-историческим аналогом. Являются необходимым условием создания учеником личностного знания. Человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе заключается в возможности самореализации учащегося, которая невозможна без сравнения «своего» с «чужим». В сравнении «своего» с «чужим» для ученика заключен «путь к себе»– нравственному началу, в отличие от «расширения» внешних пределов учащегося посредством телекоммуникаций– «пути от себя». Подобно тому, как человек может менять свою траекторию поведения под воздействием мнения других людей, раскрытие личностных особенностей учащегося, индивидуализация его обучения невозможны без обратной связи, основа которой– «горизонтальные» учебные диалоги. Обеспечить устойчивый и самодостаточный механизм образовывающейся личности можно лишь при наличии в каждом из этапов эвристической деятельности учащегося рефлексивной обратной связи– как внутренней (рефлексия достигнутых результатов самого учащегося, его образовательных продуктов и т. д.), так и внешней (сопоставление собственных образовательных продуктов, результатов с образовательными продуктами других учащихся). В очной форме на уроке традиционная доска не может в полной мере послужить местом «встреч» ученических продуктов. В равной степени и мел не может технически обеспечить коммуникативную составляющую урока. Возможность обеспечить подобное взаимодействие, «место и пространство встреч» учащихся, словами И. Канта, предоставляет информационная среда. Например, использование форумов, чатов и других средств веб-коммуникаций предоставляет возможности демонстрации образовательных продуктов учащихся, расширяет границы применения педагогических технологий, выдвигает их на новый более качественный уровень. Организация учителем горизонтальных («учащийся– учащийся») и вертикальных (учащийся– учитель) коммуникаций предоставляет ему возможность регулировать процесс обмена мнениями, столкновений логик, т. е. когда индивидуальность учащегося «шлифуется», приобретает большую направленность на пути построения индивидуальной образовательной траектории и существенно повышает степень творческой самореализации учащихся. Насколько использование телекоммуникаций определяет необходимость изменений во временных рамках проводимых мероприятий, а значит, затрагивает изменения в самом содержании образования, критериях оценивания деятельности учащегося? Как известно, время школьного урока определяются смыслами и целями образования, его содержанием. Это означает, что время урока определяется интенсивностью и длительностью передачи информации (вертикальный канал связи «учитель– ученик»), осмыслением, запоминанием, воспроизводством информации. Исходя из данного тракта, рассчитывается количество участников урока, время его проведения. Результаты педагогического эксперимента показали, что использование телекоммуникаций в эвристической деятельности учащегося способствует развитию оргдеятельностных и креативных качеств личности старшеклассника, когнитивных и креативных качеств личности младшего школьника, когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся средней школы. Сегодня знания могут наращиваться за счет коллективной работы многими людьми, что возможно благодаря эре телекоммуникаций. Достаточно упомянуть, что около 90% открытий человечества сделано в последние десятилетия ХХ в. Интерактивность взаимодействия субъектов образования определяет и качество, и количество создаваемой учащимися продукции. А. Д. Король