Театр психологический

Найдено 1 определение
Театр психологический
метод психотерапии, использующий систему театральных средств, с целью исследования и/или коррекции субъективной психологической реальности клиента. В Древней Греции театральные постановки, предполагающие катарсические переживания зрителей, были разновидностью целительской практики. Связь театра с целительством прослеживается в театрализованных ритуалах, связанных с культом Асклепия — бога врачевания. С появлением теории катарсиса Аристотеля, театр стал претендовать на роль психотехнической и психотерапевтической системы. В настоящее время Т. п. развивается в двух основных формах: (1) театр как психотерапевтическая система (клинические ролевые игры, использующие в своем арсенале различные методы имитационного моделирования поведения (behavioral simulations), драматерапия и театральная психотерапия); (2) театр как исследовательская лаборатория (терапевтичекий театр Я. Л. Морено, психодрама и психологический театр Ж. Дюрана). Благодаря специфичности своей функциональной и организационной структуры, театр отражает систему социальных отношений в их динамике. Так, работа актера над сценическим образом под руководством режиссера сравнима с социализацией человека в референтной группе. Традиционное деление сцены на три плана (первый связан с идеальными образами и образами будущего, второй — с реальными событиями жизни и третий, символизирующий содержание бессознательного), соотносится с психологическим пространством личности, в котором человек выделяет прошлое, настоящее и будущее. Т. п. предоставляет участникам широкие возможности для личностного развития, актуализации и объективизации проблемных отношений в виде законченного и целостного пространственно-временного континуума. Используемые в П. т. методы, позволяющие моделировать различные жизненные ситуации, способствуют воссозданию важных связей, утерянных или не состоявшихся в реальной жизни. Посредством театральной игры человек получает возможность выйти за рамки той реальности, в которой он существует, наделяя предметы окружающего его мира иными значениями. В собственной сценической практике происходит актуализация отсутствующего опыта, его осознание и присвоение через личные переживания. Благодаря действующим процессам рефлексии, сопровождающим театральную игру, ее участник получает в свое распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов. Через осознание психологических закономерностей собственного поведения обретается способность управлять ситуациями реальной жизни. Это способствует восстановлению целостности личности, нарушенной психотравмирующими обстоятельствами жизни, повышению ответственности за собственные поступки и овладению контролем над собственным поведением. Для зрителей также существует возможность через сопереживание героям спектакля разрешать и свои психологические проблемы. Т. п. как исследовательская лаборатория наиболее полно представлен в работах Ж. Дюрана, рассматривающего его как метод исследования коллективного бессознательного и как форму взаимодействия человека с теневой частью своей личности. В условиях театральной системы моделируются различные психические состояния и психологические пространства, отражающие межличностные отношения или внутренний мир героя, исследуются психологические механизмы в условиях моделируемого эксперимента, создаются предпосылки переноса ситуации эксперимента в реальную жизнь (благодаря "феномену двойника" актер-исследователь контролирует собственный внешний образ). Подобная исследовательская стратегия позволяет избежать недостатков лабораторного (нарушающего экологическую валидность) и естественного (неуправляемого) экспериментов.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
590.06 кб

Роль суфлёра в школьном психологическом театре

Пакина Марина Александровна
Читать PDF
699.26 кб

Творчество на уроках технологии и психологический театр

Осипова Марина Валерьевна
В статье раскрыты творческие подходы к урокам технологии в школе для слабослышащих детей. Представлена технология изготовления костюмов для школьного психологического театра.
Читать PDF
587.98 кб

Спектакль психологического театра как осмысление человеческих ценностей

Горюнова Елена Александровна
В статье раскрываются особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями слуха при подготовке к спектаклю.
Читать PDF
663.94 кб

Психологический театр – исцеляющее творчество для детей с нарушением слуха

Вотчал Татьяна Викторовна
В статье раскрыт смысл творческого взаимодействия воспитателя и детей. Организация сценического действия в условиях психологического театра является основным вопросом статьи.
Читать PDF
671.57 кб

Роль учителя музыкально-ритмических занятий в спектаклях психологического театра

Стукалина Нина Дмитриевна
Читать PDF
595.81 кб

Содержание деятельности сурдопедагога в реализации проекта «Психологический театр»

Мастерских Ольга Витальевна
Читать PDF
260.57 кб

Организационная культура театра как предмет социально-психологического исследования

Райкова-мерц Екатерина Валерьевна
В статье анализируется специфика изучения организационной культуры театра посредством социально-психологических методов исследования; аргументируются преимущества применения ордерного подхода в изучении театральной организации.
Читать PDF
638.99 кб

Психологический театр как технология элиминации коммуникативных трудностей подростков

Вишневская Оксана Николаевна, Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье представлен опыт воспитательной деятельности в общеобразовательной организации, основанный на использовании технологии «Психологический театр» как средства элиминации актуальных коммуникативных трудностей подростков и раз
Читать PDF
365.75 кб

Профессиональные и социально-психологические свойства личности актёра драматического театра

Капустина Александра Николаевна
Статья посвящена изучению профессиональных и социально-психологических свойств личности актёра драматического театра.
Читать PDF
1.47 мб

Мир корейской эмоциональности как психологический источник национальной театральной культуры

Квон Джунгтак
В статье раскрывается специфика корейской эмоциональности. В качестве сущностных эмоциональных переживаний, свойственных национальному менталитету, называются эмоции чон и хан.
Читать PDF
409.87 кб

Развитие коммуникативного потенциала сестринского персонала на основе метода «Психологический театр»

Спивак Игорь Маратович, Бирюкова Елена Геннадьевна
Перспективным методом обучения и формирования компетенции в общении у медицинских сестер является психологический театр.
Читать PDF
955.78 кб

Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе посл

Гура Татьяна Евгеньевна
В статье раскрываются особенности метода метафоризации в целом и психологического театра в частности как средства психологического сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования; характери