ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
ТАНЦАВАЛЬНА-РУХАЛЬНАЯ ТЭРАПІЯ / DANCE THERAPY– направление психотерапии и психокоррекции, использующее движение и танец как терапевтический фактор. Танец является одним из направлений креативной терапии искусством, наряду с арт-терапией, музыкальной терапией и драматерапией (см. Арт-терапия, Драматерапия, Музыкальная терапия). Процессы в культуре начала XX в. предопределили новое место и новую роль искусства. Модернизм и экспрессионизм привнесли новые танцевальные формы, переосмыслили танец, позволив увидеть в нем способ индивидуального выражения (Р. Лабан, И. Бартеньефф), эмоциональное переживание в телесной форме и импровизацию (М. Вигман, И. Дункан и др.). Целенаправленное применение танца как терапевтической практики связано с именем их последовательницы, американской танцовщицы и преподавателя танца М. Чейз (1946). Ее работа с детьми, а затем с психиатрическими пациентами, дальнейший опыт ее коллег в работе с посттравматическим стрессовым расстройством у военных показали возможности танца и свободного движения в выражении эмоций, межличностной коммуникации, групповом взаимодействии. С середины 1960-х гг. танец становится самостоятельным направлением терапии. На становление и развитие теории и методологии танца повлияли идеи психодинамического подхода (З. Фрейд, К. Юнг и др.), экзистенциального, гуманистического, трансперсонального подходов (В. Райх и др.), а также интегративного подхода. В основе Т.-д. т. лежат следующие принципы и вытекающие из них задачи: 1) неразделимость тела и психики (задача танца– достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия); 2) танец– это коммуникация с самим собой, с другими людьми и с миром (задача– формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы, анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, человек мог найти более эффективные способы взаимодействия); 3) холистический принцип, т. е. принцип целостности: триада мысли– чувства– поведение– единое целое, и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (задача– найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия, преодолеть их разделение); 4) тело– это процесс, а не предмет, объект или субъект (следуя процессу человека помочь освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении, восстановить диалог с самим собой); 5) обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии (развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами через творческий танец, символическое движение). В практике танец широко применяется в условиях клиники, в реабилитации, для коррекции поведения, работы с личностной и социально-психологической проблематикой, в социокультурной деятельностии других областях психологической помощи и социальной практики. Е. А. Бакланова