ТАНАТО ТАНАТОМАНИЯ

Танатология

Найдено 5 определений термина Танатология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Танатология

thanatology) На протяжении всей челов. истории, идея смерти являла собой сокровенную тайну, лежащую в основе мн. религиозных и философских систем. Однако, за исключением немногочисленных попыток, вплоть до середины XX в. место смерти в психологии оставалось практически terra incognita. Причина, по к-рой психология медлила заняться изучением идеи смерти, состояла в том, что ей необходимо было обрести независимость от философии и этики. Научная респектабельность требовала занятий измеряемыми стимулами и повторяемыми и доступными внешнему наблюдению реакциями. Результатом явилось ограничение исследований в области сознания и пренебрежение проблемами личности. Потрясения Второй мировой войны и последующие неотложные соц. проблемы заставили психологию выйти за пределы своего традиционного позитивизма. Эмпирические и клинические данные. Важно понять, что психол. влияние смерти распространяется не только на умирающих, старых, самоубийц или солдат, участвующих в войне. Уже маленькие дети проводят различие между "бытием" и "небытием". Ограждение детей от реалий смерти препятствует их эмоциональному росту. На др. конце хронологического континуума находятся старые люди, к-рые хотят поделиться с кем-либо своими мыслями и чувствами, связанными со смертью и умиранием, но часто наталкиваются на всеобщее отвращение к разговорам о смерти. Вследствие этого мн. пожилые люди обращаются к регрессивным и неадекватным паттернам поведения в своих отношениях со смертью. Несмотря на то что смысл смерти может изменяться с возрастом и жизненным опытом, эта тема остается одной из основополагающих на протяжении всей жизни. Смерть имеет для людей различное значение. Страх смерти тоже далек от того, чтобы считаться единой и монолитной переменной. Очевидны различные субкомпоненты страха смерти - страх попасть в ад, страх неизвестного, потеря идентичности и боль, причиняемая оставшимся в живых. Далее, у мн. людей существуют значительные различия между сознательным и бессознательным страхом смерти. Работникам помогающих профессий следует проявлять предельную осторожность в принятии на веру той степени страха, к-рая выражается людьми на сознательном уровне. Предчувствия и страхи в отношении умирания и смерти могут скрываться под различными масками и проявляться в таких симптомах, как бессонница и подавленное настроение, как и во всякого рода психосоматических и эмоциональных расстройствах. Уход за умирающим человеком. Продление процесса умирания, явившееся результатом прогресса в области медицины, привело к обострению проблемы сохранения у пациентов чувства собственного достоинства и контроля над собой. Результаты клинических наблюдений и эмпирических исслед. свидетельствуют о том, что умирание является не только биолог., но и психосоциальным процессом. Коммуникация с умирающими пациентами должна вызывать их на открытый и честный диалог с врачом и семьей и отвечать их потребности в заботе и внимании. Влиятельная модель, рассматривающая пять "стадий умирания", была предложена Кюблер-Росс: отрицание и изоляция, ярость, попытка торговаться, депрессия и принятие. Эта модель оказалась полезной для достижения понимания того, что переживает умирающий. Обнаружилось, в частности, что эти стадии могут объединяться, идти в др. порядке или даже отсутствовать. К сожалению, распространена такая ситуация, когда профессионалы теряют мотивацию и интерес к уходу за умирающим и направляют свои усилия в др. русло, поскольку их усилия по его спасению не приводят к успеху. Для того чтобы изменить эту ситуацию были созданы хосписы, задачи к-рых заключаются в снижении хронической боли, улучшении качества жизни пациентов и подключении членов их семей к уходу за умирающим. Сегодня становятся доступными новые альтернативы, поскольку расширение возможностей медицины способствовало осознанию факта, что взаимодействие с умирающим человеком содержит экономические, правовые и этические, а тж мед. и психол. аспекты. Попутно идет усиление интереса к таким вопросам как завещания о жизни, информированное согласие и эвтаназия. Горе. Выражение горя не является признаком слабости или потворства самому себе. Скорее, оно отражает необходимую, глубокую и челов. потребность, присущую всем нормальным людям. Панихида и ритуал похорон, являющиеся традиционными атрибутами процесса траура, выполняют чрезвычайно важную роль, поскольку они подчеркивают реальность смерти, обеспечивают поддержку и теплое участие др. людям, когда они в этом нуждаются, и служат мостом для перехода к жизни в новых обстоятельствах, без близкого человека. Зачастую трудно провести различие между естественным нормальным процессом переживания горя и его патологическим выражением. Клиницисты полагают, что последнее может приобретать разнообразные виды, такие как болезненная поглощенность невосполнимостью утраты, продолжительное и отчетливое ухудшение функционирования, отсроченная скорбь или се внезапное прекращение, преувеличение симптомов горя и девиантное поведение, нарушающее традиционные ожидания или подвергающее угрозе здоровье и безопасность себя и других. Методологические соображения. Несогласованность данных, имеющихся в литературе о смерти, обусловлена использованием различных популяций, возрастов, измерительных инструментов и недостаточным осознанием сложного и многогранного характера аттитюдов к смерти. В настоящее время эта область серьезно нуждается в лонгитюдных исслед., кросс-валидизации и анализе надежности используемых процедур, более тонком отражении многоуровневых аспектов, расширенной проверке функциональных и поведенческих коррелятов аттитюдов к смерти, большем вниманием к социокультурному контексту и преобразованию осн. предположений о связанных со смертью мыслей, переживаний и стилей совладания в операциональные эмпирические процедуры. См. также Потеря и горе Г. Файфел
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ТАНАТОЛОГИЯ

Изучение психологических и медицинских аспектов, окружающих смерть и умирание.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Танатология

греч. thanatos – смерть, logos – слово, учение, наука) – изучение биологических, психологических и психопатологических аспектов умирания человека.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Танатология

от греч. thanatos - смерть, logos- учение) - раздел медицины, изучающий причины, признаки и механизмы смерти, течение процесса умирания, изменения в тканях организма, связанные с умиранием и смертью, а также этические вопросы врачебного вмешательства в процессы умирания — оживление организма (реанимация) и облегчение предсмертных страданий больного (эвтаназия или хосписная помощь).

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

Танатология

Раздел медицины, изучающий причины и механизмы смерти, изменения в организме, связанные с умиранием и смертью, а также вопросы врачебного вмешательства с целью оживления организма (реанимация) и облегчения предсмертных страданий умирающего (эвтаназия).

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Показать все [+2] ↓

Найдено научных статей по теме — 1

Концепции танатологии тибетского буддизма XIX-XX вв

Середа Екатерина Николаевна
Танатологические руководства, в письменной форме известные на Западе как «книги мертвых», включают в себя тибетскую «Бардо Тхёдол», или «Освобождение в бардо посредством слушания». Считается, что данная книга была впервые записана в VIII в. н. э. и содержит подробное описание этапов, через которые проходит сознание человека, от процесса физического умирания до момента реинкарнации. Особый исследовательский интерес вызывают попытки западных исследователей религиоведов, тибетологов, востоковедов, буддологов, психологов воспринять этот опыт и даже применить практически. Данная статья посвящена описанию и классификации ведущих концепций и трактовок тибетской танатологии, сформулированных европейскими учеными XIX-XX вв. на основе «Бардо Тхёдол». Анализ источников, посвященных интерпретации, переводу и комментированию этой книги, позволяет не только выделить три магистральных подхода к исследованию текстов, подобных «Бардо Тхёдол», но и определить специфические особенности каждого метода. Научно-исторический стремится выявить рационально и эмпирически проверяемый фундамент; психологический настаивает на символической и архетипической реальности, пытается провести параллели между западной психологией и тибетской тантрической системой; антропологический обращает главное внимание на способность человека изменить себя и предлагает практические методы, вычленяет «нерелигиозные» смыслы, которые могут быть использованы не только в философских или исторических исследованиях, но и при медицинский, психотерапевтической, обыденно-бытовой практике общения с людьми. Взятые целокупно, все три подхода дают более или менее целостное описание тибетской танатологии и возможностей ее практического осмысления. Рассмотрены формы, которые принимают данные концепции, а также их буддологическое значение и общекультурное влияние.
Скачать PDF