Танатология

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ТАНАТОЛОГИЯ
исследование психологических и медицинских аспектов, связанных с умиранием и смертью.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТАНАТОЛОГИЯ
Изучение психологических и медицинских аспектов, окружающих смерть и умирание.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Танатология
греч. thanatos – смерть, logos – слово, учение, наука) – изучение биологических, психологических и психопатологических аспектов умирания человека.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Танатология
Раздел медицины, изучающий причины и механизмы смерти, изменения в организме, связанные с умиранием и смертью, а также вопросы врачебного вмешательства с целью оживления организма (реанимация) и облегчения предсмертных страданий умирающего (эвтаназия).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Танатология
от греч. thanatos - смерть, logos- учение) - раздел медицины, изучающий причины, признаки и механизмы смерти, течение процесса умирания, изменения в тканях организма, связанные с умиранием и смертью, а также этические вопросы врачебного вмешательства в процессы умирания — оживление организма (реанимация) и облегчение предсмертных страданий больного (эвтаназия или хосписная помощь).

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Танатология
thanatology) На протяжении всей челов. истории, идея смерти являла собой сокровенную тайну, лежащую в основе мн. религиозных и философских систем. Однако, за исключением немногочисленных попыток, вплоть до середины XX в. место смерти в психологии оставалось практически terra incognita. Причина, по к-рой психология медлила заняться изучением идеи смерти, состояла в том, что ей необходимо было обрести независимость от философии и этики. Научная респектабельность требовала занятий измеряемыми стимулами и повторяемыми и доступными внешнему наблюдению реакциями. Результатом явилось ограничение исследований в области сознания и пренебрежение проблемами личности. Потрясения Второй мировой войны и последующие неотложные соц. проблемы заставили психологию выйти за пределы своего традиционного позитивизма. Эмпирические и клинические данные. Важно понять, что психол. влияние смерти распространяется не только на умирающих, старых, самоубийц или солдат, участвующих в войне. Уже маленькие дети проводят различие между "бытием" и "небытием". Ограждение детей от реалий смерти препятствует их эмоциональному росту. На др. конце хронологического континуума находятся старые люди, к-рые хотят поделиться с кем-либо своими мыслями и чувствами, связанными со смертью и умиранием, но часто наталкиваются на всеобщее отвращение к разговорам о смерти. Вследствие этого мн. пожилые люди обращаются к регрессивным и неадекватным паттернам поведения в своих отношениях со смертью. Несмотря на то что смысл смерти может изменяться с возрастом и жизненным опытом, эта тема остается одной из основополагающих на протяжении всей жизни. Смерть имеет для людей различное значение. Страх смерти тоже далек от того, чтобы считаться единой и монолитной переменной. Очевидны различные субкомпоненты страха смерти - страх попасть в ад, страх неизвестного, потеря идентичности и боль, причиняемая оставшимся в живых. Далее, у мн. людей существуют значительные различия между сознательным и бессознательным страхом смерти. Работникам помогающих профессий следует проявлять предельную осторожность в принятии на веру той степени страха, к-рая выражается людьми на сознательном уровне. Предчувствия и страхи в отношении умирания и смерти могут скрываться под различными масками и проявляться в таких симптомах, как бессонница и подавленное настроение, как и во всякого рода психосоматических и эмоциональных расстройствах. Уход за умирающим человеком. Продление процесса умирания, явившееся результатом прогресса в области медицины, привело к обострению проблемы сохранения у пациентов чувства собственного достоинства и контроля над собой. Результаты клинических наблюдений и эмпирических исслед. свидетельствуют о том, что умирание является не только биолог., но и психосоциальным процессом. Коммуникация с умирающими пациентами должна вызывать их на открытый и честный диалог с врачом и семьей и отвечать их потребности в заботе и внимании. Влиятельная модель, рассматривающая пять "стадий умирания", была предложена Кюблер-Росс: отрицание и изоляция, ярость, попытка торговаться, депрессия и принятие. Эта модель оказалась полезной для достижения понимания того, что переживает умирающий. Обнаружилось, в частности, что эти стадии могут объединяться, идти в др. порядке или даже отсутствовать. К сожалению, распространена такая ситуация, когда профессионалы теряют мотивацию и интерес к уходу за умирающим и направляют свои усилия в др. русло, поскольку их усилия по его спасению не приводят к успеху. Для того чтобы изменить эту ситуацию были созданы хосписы, задачи к-рых заключаются в снижении хронической боли, улучшении качества жизни пациентов и подключении членов их семей к уходу за умирающим. Сегодня становятся доступными новые альтернативы, поскольку расширение возможностей медицины способствовало осознанию факта, что взаимодействие с умирающим человеком содержит экономические, правовые и этические, а тж мед. и психол. аспекты. Попутно идет усиление интереса к таким вопросам как завещания о жизни, информированное согласие и эвтаназия. Горе. Выражение горя не является признаком слабости или потворства самому себе. Скорее, оно отражает необходимую, глубокую и челов. потребность, присущую всем нормальным людям. Панихида и ритуал похорон, являющиеся традиционными атрибутами процесса траура, выполняют чрезвычайно важную роль, поскольку они подчеркивают реальность смерти, обеспечивают поддержку и теплое участие др. людям, когда они в этом нуждаются, и служат мостом для перехода к жизни в новых обстоятельствах, без близкого человека. Зачастую трудно провести различие между естественным нормальным процессом переживания горя и его патологическим выражением. Клиницисты полагают, что последнее может приобретать разнообразные виды, такие как болезненная поглощенность невосполнимостью утраты, продолжительное и отчетливое ухудшение функционирования, отсроченная скорбь или се внезапное прекращение, преувеличение симптомов горя и девиантное поведение, нарушающее традиционные ожидания или подвергающее угрозе здоровье и безопасность себя и других. Методологические соображения. Несогласованность данных, имеющихся в литературе о смерти, обусловлена использованием различных популяций, возрастов, измерительных инструментов и недостаточным осознанием сложного и многогранного характера аттитюдов к смерти. В настоящее время эта область серьезно нуждается в лонгитюдных исслед., кросс-валидизации и анализе надежности используемых процедур, более тонком отражении многоуровневых аспектов, расширенной проверке функциональных и поведенческих коррелятов аттитюдов к смерти, большем вниманием к социокультурному контексту и преобразованию осн. предположений о связанных со смертью мыслей, переживаний и стилей совладания в операциональные эмпирические процедуры. См. также Потеря и горе Г. Файфел

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
247.80 кб

Танатология (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Танатология» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
208.38 кб

Танатология как конверсия теологического дискурса (в контексте идей В. Янкелевича)

Круглова Инна Николаевна
Автор исследует философские основания танатологии и теологии, проецируя их на концепцию феномена смерти в творчестве французского мыслителя В. Янкелевича
Читать PDF
622.45 кб

Танатология ландшафта

Чебанов Сергей Викторович
Ввиду неразработанности представлений о цикле существования ландшафта, стадиях его развития и деструкции, рассмотрение этих реалий с точки зрения общей витологии даёт шанс заполнить существующие концептуальные лакуны.
Читать PDF
395.09 кб

Танатология культуры: случай Византии

Очеретяный Константин Алексеевич
Несмотря на то, что вопрос о гибели культур представляется достаточно исследованным, а в моделях, описывающих логику расцвета и упадка культур современная теория не испытывает недостатка, все еще не до конца исследованным остается
Читать PDF
376.22 кб

И. В. Желтикова, Д. В. Гусев. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология

Ремезова И. И.
Читать PDF
454.56 кб

К вопросу о персидских влияниях в ветхозаветном иудаизме: проблема зла, монотеизм, танатология и эсх

Кульпинов Сергей Сергеевич, Смирнов Алексей Евгеньевич
Исследуется возможное влияние персидской религии на ветхозаветный иудаизм. Анализируются генезис и эволюция ряда ветхозаветных концепций в свете современных исследований.
Читать PDF
1.08 мб

Философская танатология или апофатическая философия?

Варава В. В.
В статье анализируется танатологический потенциал философии, в том числе ее апофатическое начало, не позволяющее рационализировать никакие представления о смерти.
Читать PDF
215.34 кб

Философская танатология или просто философия?

Варава Владимир Владимирович
В статье обосновывается мысль о том, что выражение «философская танатология» неточно, поскольку создает иллюзию по отношению к смерти. Смерть абсолютно немыслимая, поэтому непредставима никакая «логия», никакой «логос» смерти.
Читать PDF
190.75 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА: КОРОЛЬ Д. О. ВСТУП ДО іСТОРИЧНОї ТАНАТОЛОГії: НАВЧ. ПОСіБ. - КИїВ: НАУКМА, 2015. - 280

Родиченков Ю.Ф.
Читать PDF
778.57 кб

Концепции танатологии тибетского буддизма XIX-XX вв

Середа Екатерина Николаевна
Танатологические руководства, в письменной форме известные на Западе как «книги мертвых», включают в себя тибетскую «Бардо Тхёдол», или «Освобождение в бардо посредством слушания».
Читать PDF
387.64 кб

Культура преодоления в религиозно-эзотерической танатологии

Мацына Андрей Иванович
Статья посвящена исследованию феномена преодоления как трансцендирования человеческого бытия и формированию культуры преодоления.
Читать PDF
496.60 кб

Рациональная концептуализация смерти: опыт танатологии

Слепокуров Алексей Александрович
В статье анализируются этапы становления танатологии как попытки рациональной концептуализации смерти.
Читать PDF
379.36 кб

Философское недоумение и танатологическая уверенность

Варава Владимир Владимирович
В статье критически анализируются различные формы танатологии, представленные в биологическом, психологическом и постмодернистском контекстах.
Читать PDF
0.00 байт

Анализ работы танатологических судебно-медицинских отделов ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинской эксперт

Зазулин Вячеслав Александрович
В докладе приведен анализ работы танатологических судебно-медицинских отделений (отделов) ГБУЗ МО «Бюро судебномедицинской экспертизы» в 2015 году.
Читать PDF
0.00 байт

Смерть и культура: философские и эстетические варианты русского танатологического космоса (Окончание

Хренов Николай Андреевич
Статья посвящена анализу философско-эстетических рефлексий смерти в современной русской культуре. Эта тема рассматривается в основном на примере кинематографического творчества А.