ТАЛАНТ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Талант
высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях.

Источник: Словарь по психогенетике

ТАЛАНТ
высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренности, когда они достигают уровня черт характера.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Талант
высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение больших успехов в том или ином виде деятельности.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ТАЛАНТ
высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий ему возможность достижения успехов в том или ином, достаточно сложном виде человеческой деятельности или сразу в нескольких видах деятельности. См. способности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТАЛАНТ
греч. talanton - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - уровень способностей) - высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ТАЛАНТ
Высокая степень развития способности к определенным умениям. Проблема в том, что многими авторами этот термин употребляется для обозначения генетической основы умений. Эта генетическая проблема является теоретической, а не лексической: сам этот термин нейтрален относительно вопросов наследственности – среды. См. способность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТАЛАНТ
это апикально-специфический уровень эволюции-развития способностей, кот. проявляется-выражается в достижении субъектом высоких креативно-творческих показателей, это и социально-онтологическо-индивидуальная характеристика субъекта, кот. благодаря своим феноменальным способностям внес выдающийся вклад в развитие культуры, науки, промышленности, искусства.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ТАЛАНТ
высшая степень способностей личности к определенной деятельности ее одаренности, когда они достигают уровня черт характера. Важная задача науки управления — выполнение завета В. И. Ленина о необходимости вызывать к жизни, развивать как можно шире Т., которых «...в рабочем классе и в крестьянстве непочатый еще родник и богатейший родник» (т. 33, с. 198—199).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Талант
высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры. В различных областях талант может проявляться в разных возрастах. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно в раннем возрасте Т. проявляется, а Т. в литературной, научной или организаторских сферах — в более позднем возрасте.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Талант
греч. talanton – весы, вес) – 1. природная одаренность, высокая степень развития способности развивать определенные умения. Предполагается, что талант в значительной степени детерминирован генетическими факторами. Термин содержит коннотацию о том, что талант служит доброму делу, просоциальному началу («на грех мастера нет» - А.С.Пушкин); 2. человек с такими способностями, дарованием; 3. единица веса и денежная единица в Древней Греции и других областях Малой Азии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Талант
Категория. Высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры.
Специфика. В различных областях талант может проявляться в разных возрастах. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке - в 35-40 лет, в поэзии - в 24-30.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТАЛАНТ
высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 - 40 лет; в поэзии в 24 - 30 и т.д.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТАЛАНТ
природная одаренность и выдающиеся способности к какой-либо деятельности (научной, политической, художественной и т. д.). Формирование Т. начинается с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду деятельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высокое выявление творчества. Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться еще в дошкольном возрасте. Своевременное распознавание Т. всемерно помогает его становлению. Развитие Т. во многом зависит от направленности и характера личности, трудолюбия. Лень, малодушие подрывают Т., он теряет блеск, затухает. Лучшее средство развития Т. – систематический, напряженный труд. Он превращает Т. в реальную творческую силу.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ТАЛАНТ
англ. talent). 1. Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности (см. Креативность, Одаренность общая, Одаренные дети).
2. Социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. См. Творчество.
"Т." - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно меняется и социальная характеристика личности (см. Гениальность).
В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется нередко в детском возрасте. Литературные, научные, организаторские Т. обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Замечены 6-7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35-40 лет, в поэзии 24-30.
Формирование и развитие Т. зависит от собственной активности и условий жизни человека. Проявлению Т. способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания. (В. Н. Дружинин.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТАЛАНТ
ТАЛЕНТ / TALENT– природная одаренность и выдающиеся способности к какой-либо деятельности (научной, политической, художественной и т. д.). Формирование Т. начинается с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду деятельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высокое выявление творчества. Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться еще в дошкольном возрасте. Своевременное распознавание Т. помогает его становлению. Развитие Т. во многом зависит от направленности и характера личности, целеустремленности, а также от условий среды. Т. рассматривается в исследованиях, посвященных одаренности, способностям, творчеству (см. Одаренность, Креативность, Творчество). В отечественной психологии принято рассматривать Т. как высокий уровень развития способностей. Предпринимаются попытки типологизировать Т. Так, Г. Гарднер (1980-е) выделяет вербально-лингвистический Т. (писатели, журналисты, переводчики, юристы), слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды), цифровой (математики, физики, программисты, аналитики, финансисты), пространственный (дизайнеры, художники, модельеры), физический (спортсмены, танцоры), личностный (психологи), межличностный (политики, ораторы, торговцы, актеры), Т. окружающей среды (дрессировщики, земледельцы), предпринимательский (организаторы, бизнесмены, новаторы, инвесторы).
В типологии Р. Лейдера описано восемь типов Т. :
– лингвистика: интерес к рифмам, словесным играм, скороговоркам; правильно говорит, грамотно пишет, много читает, устно общается с окружающими (оратор);
– воображение: силен в образном мышлении, восприятии цветов, форм, текстур; обладает хорошей фантазией, рисует для изображения своих мыслей и идей;
– музыка: обладает хорошим музыкальным слухом и чувством ритма; любит слушать, создавать музыкальные композиции и петь;
– логика: интерес к расчетам, фактам, цифрам; обладает рациональным критическим мышлением и математическим подходом к решению задач, стремится принимать правильные решения;
– кинестетика: нравятся физические упражнения, танцы, спорт, работа руками (конструирование моделей, лепка);
– моделирование: любит классифицировать, анализировать, систематизировать и моделировать события и явления; интуитивно понимает, как должен быть устроен мир и какие отношения между явлениями;
– межличностные отношения: понимает чужие чувства, желания, потребности, может видеть мир их глазами; умеет работать с людьми, находится в хороших отношениях с коллективом, эффективно взаимодействует с окружающими;
– рефлексия: занимается самоанализом, обдумыванием собственных действий, склонен к рефлексии (внутреннему диалогу), понимает свои потребности и чувства, любит проводить время в одиночестве; независим и дисциплинирован.
Изучением особенностей проявления Т. занимается диагностика креативности (см. Креативность). Понятие Т. в последнее время вызывает интерес в сфере менеджмента, в частности, появилась концепция управления талантами, талант-менеджмент как часть общей системы управления персоналом. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
616.56 кб

К 90-летию со дня рождения Стаса Андреевича Сбитнева. БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ ДАЛА ЕМУ СУДЬБА…

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л.
Читать PDF
586.41 кб

Талант и гениальность как ресурсы генерации и управления гармоничным информационным пространством

Суминова Татьяна Николаевна
В настоящей статье автор рассматривает проблему таланта и гениальности как ключевых ресурсов генерации и управления гармоничным информационным пространством как Хаосмосом.
Читать PDF
822.99 кб

Массовая культура: талант как объект ненужности (отчужденности) в системе современных профессиональн

Тараканов Александр Валерьевич
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся талантливой личности в системе творческой производственной деятельности на примере принципа работы в Государственном русском народном хоре им. П. Милославова (Самара).
Читать PDF
94.00 кб

«Его испепелял талант. . . » (о жизни и смерти В. М. Шукшина)

Неделько Н. Ф.
35 лет назад закончилась земная жизнь В.М.Шукшина. Он, как метеор, пронесся над горизонтом и ворвался в «плотные слои атмосферы» всего нашего искусства, и также стремительно оборвался его полет в человеческом мироздании.
Читать PDF
101.31 кб

Яркий талант, светлая личность. Воспоминания о Е. М. Жуховицком

Вертгейм Б. А.
Читать PDF
179.84 кб

Талант жить

Базаров Тахир Юсупович
Читать PDF
339.35 кб

Дар педагога и талант ученого

Швачко Елена Викторовна
Читать PDF
39.90 кб

Талант и традиция (к 75-летию В. М. Тихомирова)

Кутателадзе Семен Самсонович
Читать PDF
280.33 кб

Талант быть педагогом и наставником (к 80-летию со дня рождения Ф. Ю. Ахмадуллиной)

Нуруллина Гузель Миннезуфаровна
Читать PDF
292.92 кб

Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему

Трафимчик Ж. И.
В статье рассматривается проблема установления границ между понятиями «одаренность», «талант», «гениальность».
Читать PDF
396.41 кб

Талант, отданный служению людям: семья врачей Дыхно

Нагорная С.В.
В истории медицинской науки, образования и отечественного здравоохранения большой вклад внесли представители семьи Дыхно.
Читать PDF
192.31 кб

Талант и искусство

Мальцева Людмила Валентиновна
В статье показано как развивать и реализовать талант с помощью искусства. Как искусство воспитывает и может повлиять на развитие человека, какие возможности раскрываются при изучении изобразительной грамоты.
Читать PDF
111.00 кб

Открыть и приумножить драгоценный дар природы - талант!

Хаматсафина Т.Я.
В статье вы найдете рекомендации о том, как создать условия для организации работы детского сада с талантливыми воспитанниками.
Читать PDF
571.24 кб

ТАЛАНТ ВЕРНОСТИ ПРОФЕССИИ (к 120-летию со дня рождения Новикова Демьяна Романовича)

Г. Е. Медведева
Читать PDF
408.53 кб

Системное дарование. Как поставить талант на службу авторитарной системе

Александра Кочеткова

Похожие термины:

  • Проект Талант

    project talent) П. "Т." был начат в 1960 г. Дж. Фланаганом и его коллегами с целью изучения профессиональных аттитюдов и способностей, карьерных целей и консультационной поддержки учащихся средних школ США. С
  • Одаренные и талантливые дети

    gifted and talented children) Из множества определений О. и т. д. одно определение, используемое федеральным правительством, отражает стремление учесть по возможности все аспекты детской одаренности и подразу