ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
система задач, предложенных чешским психологом Д.Толлингеровой и разделенных по их оперативной структуре, т.е. по операциям, необходимым для их решения на пять категорий. К первой относятся задачи, требующие от учащихся мнемических операций, содержание к–рых предусматривает узнавание или репродукцию отдельных фактов или их целого. Чаще всего они начинаются со слов: какая из; что это; как называется; кто был; дайте определение и т. д. Во вторую включены задачи, при решении к–рых уже необходимы элементарные мыслительные операции. Это задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, обобщению и т. п. Начинаются они обычно словами: установите, какого- размера; опишите, из чего состоит; перечислите части; составьте перечень; опишите, как протекает; как действуем при; чем отличается; сравните, определите сходства и различия; почему; каким способом; что является причиной и т. п. Третья категория охватывает задачи, решение к–рых требует сложных мыслительных операций. Сюда относятся задачи по индукции и дедукции, интерпретации, верификации и др. Начинаются они обычно словами: объясните смысл; раскройте значение; как вы понимаете; почему думаете, что; определите, докажите и др. В четвертую категорию включены задачи, предусматривающие для их решения помимо мыслительных операций еще какойнибудь речевой акт, устный или письменный. Сюда относятся все задачи, требующие не только проведения определенных операций, но и высказываний о них. Учащийся в этих задачах дает показание не только о результатах решения, но также и о ходе решения, условиях, фазах, компонентах, трудностях и др. В пятую категорию входят задачи, к–рые предполагают самостоятельное решение задач. Начинаются они обычно словами: придумай практический пример; обрати внимание; на основании собственных наблюдений определи и т. п. Это уже те задачи, к–рые предполагают не только знание всех предшествующих операций, но и способность комбинировать их в более крупные блоки, структуры, стратегии и пр. так, чтобы они создавали нечто новое, пусть даже только субъективно.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002