активно развивается в последние десятилетия во многих странах в связи с полученными доказательствами, что эта весьма распространенная токсикомания несет массовый потенциальный и реальный вред для здоровья как самих курящих, так и окружающих их лиц (см. Табакокурение).
Однако озабоченность вредными последствиями курения для здоровья населения в большинстве европейских стран проявилась на государственном уровне фактически лишь во второй половине минувшего века. В XVII в., когда курение табака в Европе стало стремительно распространяться, ему пыталась оказать противодействие как греховному деянию церковь. Римский папа Урбан VII отлучал за курение от церкви. В некоторых странах курение первое время преследовали также и светские власти как аморальное или антиобщественное поведение. В Англии упорных курильщиков водили по улицам с петлей на шее. Английский король Яков I в 1604 г. написал труд «О вреде табака», в котором писал: «Курение – отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай». Яков I впервые обложил табачную торговлю высоким налогом. В некоторых европейских городах запрещение курить на улицах сохранялось до 1848 г. В Париже существовали особые места для курения (tabagies).
В России царь Михаил Романов сурово преследовал любителей «дьявольского зелья». В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз, как утверждают некоторые авторы, «отрезался нос». Согласно Соборному уложению 1649 г. – своду законов царя Алексея Михайловича, предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак – бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда получен табак. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих табаком: ссылать в дальние города и опять же «резать носы». Ввоз в страну табака был запрещен. Царем Петром I в 1697 г. все запреты были сняты.
В XVIII–XIX вв. государственный контроль был направлен лишь на извлечение бюджетного дохода из бурно развивающихся отраслей по выращиванию табака, производству и продаже табачных изделий. В одних странах (Франция, Австро-Венгрия, Италия, Сербия, Румыния) с этой целью вводилась табачная монополия, в других применялся акцизный налог. В самой Великобритании разведение табака не допускалось, однако он ввозился без ограничений из ее южноазиатских колоний, где производство табака к концу XIX в. достигло 170 тыс. т (сухим весом). К этому времени в остальных европейских странах совокупное производство табака превысило 200 тыс. т в год, в том числе 50 тыс. т в России. В США производилось 220 тыс. т. В XX в. власти в западном мире продолжали поощрять производство табака без каких-либо ограничений, как и его употребление, вплоть до второй половины века. Во время Второй мировой войны во всех воюющих армиях курительный табак входил в солдатский рацион. В СССР табачная отрасль была одной из основных в сельском хозяйстве; производство табака к 1985 г. поднялось до 381 тыс. т. Совершенствованием выращивания табака и производства табачной продукции занимался специальный научно-исследовательский институт (см. Табака и махорки институт).
В современной России, как и на международном уровне, ведется активная и широкая работа по оценке вреда от табака, по информированию о нем населения, по разработке и исполнению конкретных мер его предотвращения и снижения. В стране в настоящее время являются постоянными курильщиками около 40 млн человек (63% взрослых мужчин и 30% женщин). В мире, согласно оценкам ВОЗ, привычно курят около 48% взрослых мужчин и 12% женщин (1,1 млрд человек).
В 1995 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) было принято решение о разработке международной Рамочной конвенции по борьбе против табака (Framework Convention on Tobacco Control), которая была утверждена на 56-й Ассамблее ВОЗ (21.05.2003 г.) и затем ратифицирована большинством стран – членов ВОЗ, в том числе российской Госдумой (11.04.2008 г.).
Еще до ратификации этой Конвенции в России был принят Федеральный закон РФ «Об ограничении курения табака» (от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ), которым устанавливались достаточно строгие ограничительные меры, в том числе:
– запрещение курения в ряде закрытых помеще-ний, таких как рабочие места, городской пригородный и воздушный транспорт, организации здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также в помещениях, занимаемых органами власти;
– обязанность работодателя оснащать специаль-ные места для курения;
– запрещение продажи табачных изделий несовершеннолетним;
– запрещение розничной продажи табачных изде-лий в организациях здравоохранения, образования,
культуры и спорта;
– требование предупредительной надписи на упа-ковке табачных изделий о вреде курения;
– ограничение содержания никотина и смолы в та-бачном дыме определенным пределом;
– обязанность федеральных органов по образова-нию и культуре регулярно осуществлять через СМИ пропаганду знаний о вреде табака;
– необходимость включения знаний о вреде табака в общеобразовательные программы;
– запрет на демонстрацию курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях (если это не требуется художественным замыслом);
– запрет на демонстрацию курения табака обще-ственными и политическими деятелями в СМИ и др.
Ратификация Россией Рамочной конвенции ВОЗ повлекла за собой принятие дополнительных мер, часть которых отразилась в утвержденном Советом Федерации РФ (17.12.2008 г.) Техническом регламенте на табачную продукцию. Этот документ усиливал государственный контроль над соблюдением производителями технических и санитарных требований к табачной продукции, включая ее некурительные виды («для жевания, нюхания и сосания»), и устанавливал для производителей требование усиленной информации о вреде употребления табака. На упаковке табачного изделия должна помещаться основная предупреждающая надпись «Курение убивает» и дополнительная – на выбор из следующих: «Курение вызывает инфаркты и инсульты», «Курение – причина рака легких», «Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти», «Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить» и др.
Со стороны некоторых российских политических и общественных деятелей выдвигаются настоятельные предложения о приравнивании табака к наркотикам и о полном запрете его продажи и употребления.
(См. также: Табак; Табакокурение.)
Табакокурения контроль со стороны государства
Табакокурения контроль со стороны государства
Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.