Т-группа
См. тренинг чувствительности.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Т-ГРУППА
группа людей, собирающихся вместе с целью повышения культуры и навыков общения, которая достигается в процессе обсуждения между ними их проблем и взаимоотношений. Такие группы иногда формируются в процессе обучения персонала психиатрических клиник (в Великобритании).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Т-группа
(сокращение - англ. Training group) («Т» означает training - обучение). Группа людей, которые собираются вместе с целью повысить свое умение в человеческих взаимоотношениях посредством обсуждения своих проблем и взаимных контактов. Такие группы иногда формируются и при обучении персонала психиатрических клиник.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Т-ГРУППА
(от англ. training group – группа тренинга) – группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия. Основной метод в Тг. – свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Т-группы
группы, с которыми под руководством психотерапевтов проводятся тренинги по развитию социально-психологических качеств участников психотерапии в ситуации «здесь и теперь». Главным методом в работе Т-групп является свободная дискуссия с элементами ролевых игр. Эффективность работы Т-групп оценивается неоднозначно, поскольку усвоенные навыки общения могут быть использованы в разных целях.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Т-ГРУППЫ
(группы социально-психологического тренинга, группы тренинга) - одна из разновидностей психокоррекционных и психотерапевтических (см. Психотерапия, Психокоррекция) групп, цели которой состоят в следующем: глубокое психологическое познание и принятие человеком себя таким, какой он есть; повышение открытости и искренности в общении с людьми; снижение барьеров психологических; осознание собственных психологических проблем; совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Т-группа
Словообразование. Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.
Категория. Форма психотерапии.
Специфика. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.
Литература. (Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Т-группа
англ. training-group) - малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; развитие коммуникативных умений применительно к конкретным ситуациям; развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в обл. групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин для Т-г. - тренинг чувствительности). Т-г. относятся к совокупности методов т. наз. эксперим. обучения - т. е. обучения посредством переживания опыта. Осн. составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм О. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит, прежде всего, в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса. Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
T-ГРУППА
от англ. training group – группа тренинга) – малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение T.– г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи – проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин – «тренинг чувствительности»). T.– г. относятся к совокупности методов т. н. экспериментального обучения – т. е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм обучения. Роль ведущего, называемого тренером, или фасилитатором, состоит, прежде всего, в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Одной из типичных личностных причин конфликтов является неумение человека грамотно организовать свое взаимодействие с окружающими. В этом случае конфликт возникает не из-за реальных и значимых противоречий, а по причине ошибок, допущенных человеком в общении с другими. Обучение в Т.– г. помогает человеку понять значимость общения, осознать его многочисленные трудности, овладеть первичными навыками оптимизации межличностного взаимодействия, в т. ч. предупреждения и разрешения конфликтов.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Т-группы
T-groups) Т-г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив возглавлял Курт Левин. По окончании семинара, на "разборе полетов", четыре ведущих семинар сотрудника пришли к выводу, что использование группового процесса в качестве программы изучения развития группы и предпринимаемых действий было важным открытием, нуждавшимся в дальнейшей разработке. Эти авторы ввели четкое разграничение между групповой терапией, ориентированной на интраперсональную динамику участников, и Т-г., ориентированной на изучение развития группы, динамики лидерства/членства и процессов межличностного взаимодействия. В 1950-е гг. представители разных профессий начали адаптировать Т-г. к собственным нуждам. Специалисты, ориентировавшиеся на клинические, личностно-центрированные задачи, разработали "группу встреч" (encounter group), проявляя особый интерес к развитию личности в результате вовлечения индивидуума в процесс интенсивного группового взаимодействия и межличностной обратной связи, получаемой от др. членов группы при содействии профессионального ведущего. Др. специалисты проявили заинтересованность в создании малых рабочих групп (small face-to-face work groups) в качестве единицы, играющей решающую роль в повышении организационной продуктивности. В целом ряде экспериментов были предприняты попытки адаптировать процесс Т-г. к работе с естественными (полными) производственными группами. В 1960-1970-е гг. в рамках движения за личностный рост была предпринята адаптация Т-г. для целей самоисследования, освобождения индивидуума от блокировки в личностном и межличностном функционировании. Все это представляло собой весьма значительный отход от первоначальной задачи Т-г. - изучения группы и интерперсональной динамики. В 1980-е гг. вновь оживился интерес к тезису Левина о том, что малая первичная (face-to-face) группа представляет собой важное связующее звено между большой системой и конкретным чел. С повышением внимания к качеству трудовой жизни, имеющему отношение как к производительности труда, так и к психич. здоровью, все более очевидным становится то, что поддерживающая первичная группа яв-ся важным связующим звеном между организационной системой и человеком, в силу чего навыки и ценностные ориентации, формированию которых способствует опыт участия в Т-г., приобретают новое значение. См. также Групповая динамика Р. Липпитт
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006