сжатие данных) — представление информации (данных) меньшим числом битов по сравнению с первоначальным. Основано на устранении избыточности. Различают С. и. без потери информации и с потерей части информации, несущественной для решаемых задач. К первой группе относятся методы кодирования, использующие статистику потока сигналов для получения выигрыша в среднем, напр., кодирование короткими комбинациями символов более часто встречающихся элементов сообщения (код Морзе). Ко второй группе относятся методы, основанные на различных аппроксимациях данных (приближенно выраженных каких-либо величин), напр., кодирование непрерывной кривой дискретными отсчетами, основанное на теореме Шеннона — Котельникова. По способу устранения избыточности все методы Си. делятся на три группы: 1) структурные, предусматривающие дискретное строение массивов информации и предполагающие их простейшее кодирование; 2) статистические, определяемые понятием энтропии как меры неопределенности, учитывающий вероятности появления, а следовательно, и информативность тех или иных сообщений (см. выше); 3) семантические, учитывающие целесообразность, ценность, полезность или существенность информации. При инженерно-психологическом проектировании для уменьшения времени и вероятности ошибочных действий оператора при вводе и считывании информации С. и. является основным методом создания компактных систем ввода и систем отображения информации, поскольку возможности их пространственного уплотнения ограничены психофизиологическими особенностями оператора. Для этого используются все рассмотренные методы исключения избыточности, обеспечивающие минимизацию числа кнопок, их размещение на панели управления с учетом структуры системы управления, числа команд и частоты обращения к кнопкам пульта. Аналогичное делается для создания компактных систем отображения информации вызывного типа с учетом возможного числа сигналов, вероятности их поступления, а также важности и срочности их обработки.
1.07 мб
Критерии и способы отбора информации (метод сжатия информации, метод «Цепочка»)
Продуманная и целенаправленная работа с текстом на начальном этапе позволяет учиться вычерпывать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, заставляет думать.