фр. surrealisme – сверхреализм) – направление в авангардном искусстве, претендующее на воспроизведение «потока» сознания и бессознательного. «Я верю в будущее слияние сновидения и реальности в некоей абсолютной реальности, в сюрреальности» - говорит А.Бреган (1924) в первом манифесте сюрреализма. Идея интеграции сознания и бессознательного в некое единство имеет источником давнее представление о том, что обе эти субстанции коренным образом отличаются одна от другой и что их синтез, устранив основной внутренний конфликт человека, даст ему возможность почувствовать себя, наконец, здоровым, аутентичным и счастливым.
Сюрреализм
Сюрреализм
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Сюрреализм
(франц. — surrealite — сверхреальность) — одно из самых значительных художественных направлений европейского авангардного искусства ХХ в. Сформировалось к началу 1920–х во Франции в рамках модернизма. Вслед за экспрессионализмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом, С. продолжал тенденцию поиска «подлинной реальности» и открыл новую художественную реальность, источником которой стал психоанализ. Отсюда обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций. Основателем и идеологом С. считается писатель и поэт Андре Бретон. В “Манифесте Сюрреализма” 1924 г. А. Бретон писал: “Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм”. А. Бретон подчеркивает, что С. является не просто манерой живописи, а неким очень важным душевным опытом, измененным состоянием сознания. Основная художественная проблема, которую решают сюрреалисты, это проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между ними. Основные представители: Ф. Супо, А. Массой, Х. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магрит и др.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014