Свободное воспроизведение это что такое Свободное воспроизведение: определение — Психология.НЭС
Свободное воспитание СВОБОДНОЕ ПРИПОМИНАНИЕ

Свободное воспроизведение

Найдено 1 определение:

Свободное воспроизведение

free recall) С. в. широко используются для исслед. памяти и научения. Обычно испытуемому предлагают информ. для запоминания, а спустя нек-рое время просят ее воспроизвести в произвольном порядке. Содержание информ. может варьировать от списка не связанных между собой слов или цифр до сложных прозаических произведений. Парадигма С. в. сыграла заметную роль в развитии когн. психол. Напр., она помогла объяснить компоненты первенства и новизны в кривой воспроизведения последовательности элементов. Эффект первенства связали с частым повторением первых по порядку элементов и переводом их в долговременную память, а эффект новизны объяснили вхождением последних элементов в кратковременную память. Поскольку элементы в конце списка не повторяются и, следовательно, не переводятся в долговременную память, они теряются, если испытуемому дать отвлекающее задание непосредственно после предъявления списка для запоминания. Ранние исслед. позволили предположить, что важнейшая составляющая С. в. заключена в испытуемом, а не в предлагаемом ему стимульном материале. Речь идет о склонности людей воспроизводить элементы группами, объединяя их по объективным или субъективным связям между собой, даже если они были разделены при предъявлении. Сообщение Бусфилда дало импульс исслед. внутренних процессов структурирования информ. Испытуемым предлагался список из 60 слов, относящихся к четырем смысловым категориям, по 15 слов в каждой. Сразу же после предъявления давалось задание в течение 10 минут записать запомнившиеся слова в любом порядке. Люди обнаружили склонность воспроизводить и группировать слова по смысловым категориям, а не по порядку их предъявления. Недостаток такого рода исслед. состоит в том, что они всего лишь обнаруживают тип орг-ции элементов, предусмотренный экспериментатором. Отношения между элементами в списке определяются экспериментатором, и получаемые показатели степени орг-ции материала зависят от того, насколько точно воспроизведение элементов участником эксперимента соответствует категориям или ассоц. в списке экспериментатора. Тулвинг утверждал, что испытуемые не только используют заложенную в списке структуру информ., но и склонны отыскивать свои собственные характерные связи между словами в списке для заучивания. Т. о., эксперименты с использованием заданных группировок недооценивают полную орг-цию испытуемым списка слов во время заучивания и ее использование в процессе воспроизведения. Предлагая испытуемым повторно заучивать и воспроизводить списки не связанных между собой слов, предъявляемых каждый раз в др. случайном прядке, Тулвинг сумел продемонстрировать характерную для каждого участника эксперимента субъективную орг-цию запоминаемого и воспроизводимого материала. С. в. использовалось для оценки понимания прозы и запоминания пояснительных и описательных текстов и устных рассказов. Хотя раньше было принято считать, что все люди склонны логически структурировать текст для удобства запоминания и последующего воспроизведения, были выявлены индивидуальные особенности этого процесса в зависимости от возраста и навыков чтения. Фактически, метод С. в. используется в настоящее время для исслед. различий в стратегиях заучивания материала у людей с предположительно разными стилями учения. Применение методов С. в. для ил. склонности людей реорганизовывать изучаемый материал продолжается. Т. о., исслед. С. в. позволяют подкрепить осн. постулат когн. психол. (т. е. что обучающийся не яв-ся пассивным получателем информ. из окружающей среды; напротив, он активно организует эту информ. в собственные структуры представления знаний в памяти). См. также Когнитивные стили учения, Забывание, Процессы поиска и извлечения информации из памяти Б. Р. Данн
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Свободное воспроизведение — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Политическое действие и проблема свободной воли в практической философии Дж. Серля

The article is devoted to the analysis of political ontology elaborated by J. Searle. Considering problems of subjectivity, rationality and free will we examine the conditions under which the political reality as it is and political action particularly could be possible. The main idea is that comprehensible theory of free will may be formulated only if we suppose the existence of the gap in the structure of rational action and confirm its empirical reality.
Скачать PDF

Свободное время как ресурсное состояние человека

Юркова Марина Григорьевна
Рассматривается жизненный путь как проблема личности и свободное время как часть времени жизни. Понимание субъектом свободного времени как субъективной ценности зависит от его частично осознанных, частично неосознанных установок. Вводится определение свободного времени как ресурсного состояния личности и обосновываются характеристики этого состояния. Предлагается метод исследования субъективного отношения и использования субъектом свободного времени как ресурса для удовлетворения субъективных потребностей, обеспечивающих личностный рост. Рассматриваются результаты эмпирического исследования, проведенного на студенческой выборке. Выделены 5 групп со специфическими неосознанными установками в отношении свободного времени. Для каждой группы свободное время как ресурсное состояние переживается сообразно установкам и имеет разные по продуктивности результаты использования временного ресурса.
Скачать PDF

Разработка модели самопроизвольного обучения крыс в условиях свободного выбора различных условных си

Клюев Константин Игоревич, Голуб Дмитрий Сергеевич, Муртазина Елена Павловна, Гурковский Борис Вячеславович, Журавлев Борис Васильевич
Данная работа посвящена созданию модели самопроизвольного обучения крыс в условиях свободного выбора условных сигналов на сенсорном экране для получения пищевых подкреплений различной ценности, что позволит в дальнейшем исследовать нейрофизиологические и нейрохимические механизмы процессов активного выбора и принятия решений. Главным отличием разработанной модели является нестатичность выводимых на экран стимулов. Созданная модель предполагает два движущихся с разной скоростью стимула. Соответственно более быстрый, для нажатия на который требуется приложить более усилий гарантирует большую награду. Эксперименты проводились в стандартном боксе производства Lafayette Instruments. Программная часть реализована с использованием программного обеспечения ABET II. Полученные в экспериментах данные обрабатывались с помощью программ Excel и MathLab, в которых были построены паттерны поведения, позволяющие делать выводы о процессе выбора. В целом результаты, полученные в экспериментах говорят о большом потенциале данной модели для дальнейших опытов.
Скачать PDF

Воспитание свободной личности: дифференцированный подход

Урусова Лаура Хабаловна
The paper analyzes the educational problems of internal freedom of the individual as the key to development of spirituality. First of all, it is a humanistic approach to education, which is manifested in the principle of naturalness.
Скачать PDF

Психофизиологические особенности поведенческого реагирования школьников-северян в свободной, вероятн

Волокитина Татьяна Витальевна, Попова Елена Вячеславовна
В статье представлены результаты исследования психофизиологических особенностей поведенческого реагирования у школьников-северян различных возрастных групп в свободной, вероятностной и детерминированной средах. Для изучения структуры интеллекта применялись тест Равена, тест «4-й лишний», групповой интеллектуальный тест, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Диагностика проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности учащихся 17-18 лет проводилась с использованием психофизиологической методики «Исполнение инструкций». Для объективной оценки поведенческого реагирования школьников в различных условиях среды использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований «Психомат». Выявлены взаимосвязи вербального и невербального интеллекта школьников-северян с параметрами принятия решения. На основе изучения структуры этих взаимосвязей были разработаны корреляционные модели, отражающие возрастные и половые особенности формирования поведенческого реагирования в свободной, вероятностной и детерминированной средах. У детей 7-8 лет ведущей является невербальная составляющая интеллекта, компоненты структуры интеллекта в основном связаны с параметрами вероятностного и управляемого выбора. В этом возрасте у мальчиков компоненты структуры интеллекта в основном были связаны с параметрами вероятностного выбора, а у девочек с параметрами управляемого выбора. У школьников 17-18 лет скоростные возможности мыслительно-речевой деятельности связаны с параметрами принятия решения в среде без детерминации, причем у юношей только в вероятностной среде, а у девушек в вероятностной и свободной. На протяжении изученного возрастного периода наименьшее количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с параметрами принятия решения выявлено в условиях стохастической среды. Небольшое количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с поведенческим реагированием в условиях стохастической среды и гораздо большее их число в детерминированной среде свидетельствуют о формировании навыка мыслить преимущественно в условиях ограничения выбора. Корреляционные взаимосвязи параметров структуры интеллекта и поведенческого реагирования школьников 7-18 лет отражают психофизиологические особенности формирования поведенческого реагирования в различных условиях среды.
Скачать PDF

Формирование духовно-нравственных позиций студентов КазГИК в условиях свободного времени (средствами

Калимуллина О.А.
В статье рассматриваются основные проблемы студентов, решение которых происходит в Казанском государственном институте культуры средствами социально-психологического бюро. В статье проанализированы психологические трененги, проводимые в вузе и приносящие положительный результат в решении адаптационных проблем студентов по социализации и формированию духовно-нравственных позиций.
Скачать PDF

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений

Гончаров В.И.
Скачать PDF

Влияние смыслового фона на воспроизведение и узнавание слов-омонимов

Мамина Татьяна Михайловна
В работе рассматриваются результаты экспериментального исследования процесса заучивания слов-омонимов с предъявлением или без предъявления «смыслового фона». Показано, что предъявление слов-омонимов без «смыслового фона» приводит к снижению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Предъявление слов-омонимов совместно с образным «смысловым фоном», напротив, способствует повышению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Результаты рассматриваются в рамках теории сознания В. М. Аллахвердова.
Скачать PDF

Непосредственное и отсроченное воспроизведение учебного материала школьниками с различным уровнем ра

Осинина Татьяна Николаевна
Представлены результаты исследования воспроизведения учебного материала школьниками 12-13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей. Показано, что эффективность непосредственного и отсроченного воспроизведения учебного материала является следствием системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, обусловливающих уровень развития мнемических способностей.
Скачать PDF

Воспроизведение типов привязанности в отношениях с близкими людьми

Куницына Валентина Николаевна, Казанцева Татьяна Валерьевна
В статье обсуждаются результаты исследования, подтверждающие кросс-ситуативную устойчивость типа привязанности. Показано, что в отношениях с разными значимыми лицами (матерью, другом, подругой) повторяется схожий тип отношений, при этом качество привязанности к матери является определяющим. Описаны особые случаи трансляции типа привязанности из отношений с матерью в отношения с другими партнерами. Воспроизводство типа отношений связывается с наличием определенных личностных черт, установок, восприятием себя.
Скачать PDF

Феномен воспроизведения двигательных навыков

Гончаров Виктор Иванович
В работе представлена схема воспроизведения двигательного навыка, его высший, вегетативный и периферический уровни. Уровни воспроизведения двигательного действия постоянно между собой взаимодействуют и подстраиваются друг под друга, но в определенном диапазоне, не позволяющем приводить к срыву воспроизведения. Качество воспроизведения по системе обратной связи при необходимости корректируется. При этом корректировка может происходить на любом уровне, обеспечивая воспроизведение достигнутого качества освоения заученного двигательного действия. Большое внимание уделено анализу различных внутренних и внешних факторов, влияющих на качество исполнения заученных движений. К первым относятся уровень эмоционального возбуждения, фасилитация, состояние, в том числе мышц, самочувствие, ко вторым двигательная нагрузка, техническое состояние мест соревнований, погодные условия, геомагнитная обстановка.
Скачать PDF

Проявление феномена «Зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений в условиях некот

Андрейченко Анна Дементьевна
На феномен «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений впервые обратил внимание В.И. Гончаров (2007) при исследовании «памяти на движения». Он проявляется при воспроизведениях без визуального контроля и присущ всем, но величина его размаха имеет индивидуальный характер. Автором была предложена методика определения размаха «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений, доказано соответствие им соответствующих ошибок, что доказало ее валидность. Было также получено, что у лиц, имеющих спортивный опыт размах этих зон уже, что улучшает точность воспроизведения. Исследуя этот феномен у занимающихся художественной гимнастикой (2012), мы обнаружили, что размах «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений зависит от условий предъявления и воспроизведения материала, возраста и спортивной квалификации спортсменок. Нами было также выявлено, что с возрастом и с повышением спортивной квалификации наблюдается усиление правосторонней асимметрии в наблюдаемом явлении (2013). В представляемом исследовании была поставлена цель рассмотреть влияние на показатели «зон неосознаваемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений некоторых психофизиологических состояний: нервного напряжения (стресса) и состояния физического утомления.
Скачать PDF