СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
1918-1970) Советский педагог-гуманист. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сердце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором» и др. Был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребенку. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и др. членам семьи. Одной из самых трудных групп для педагогического воздействия считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей его педагогической системы – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович
1918-1970) советский педагог. В 1935-1941 гг. работал учителем украинского языка и литературы в школах Кировоградской обл. В 1938 г. заочно закончил Полтавский учительский ин-т. В июле 1941 г. призван в армию, младшим политруком стрелковой роты воевал на Зап. и Калининском фронтах. После ранения в 1942-1944 гг. - директор школы с. Ува в Удмуртии. После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944-1948 гг. возглавлял Онуфриевский РОНО, в 1948-1970 гг. - директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. В 1955 г. защитил канд. дис. «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса», в 1957 г. избран чл.-кор. АПН РСФСР, в 1968 г. АПН СССР. Засл. учитель Украины. Считая себя учеником и последователем А. С. Макаренко, продолжал традиции коллективистской педагогики, решая проблему «коллектив - личность» и О. в коллективе с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах. Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечая, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является забота человека о человеке, ответственность человека за человека. Психол.-пед. наследие Сухомлинского - это конкретная теория и практика реального гуманистического О., направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. Наиболее известны его книги «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». С начала 1950-х гг. в Павлышской школе под его рук. работал «Родительский ун-т», для учителей велся «Психол. семинар», для старшеклассников был организован спецкурс «Человековедение». Одним из первых в нашей стране Сухомлинский начал работу с 6-летними детьми, создав для них «Школу радости», где с помощью новых психол.-пед. форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Ввел в широкое употребление понятия «воспитуемость личности», «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон» класса, «эмоциональная грамотность» и, наоборот, «невежество» коллектива, что позволило педагогам и психологам более глубоко и всесторонне подходить к вопросам воспитания и организации жизни школьного коллектива и личности учащихся. Осн. труды: Избр. соч. в 5 т. 1976-1977; Соч. в 3 т., 1979; В. А. Сухомлинский о воспитании / Сост. и авт. вступ. ст. С. Л. Соловейчик, 1973. Н. Л. Карпова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович

(1918—1970) — украинский педагог и психолог, специалист по проблемам практической педагогики (руководство школой, профессиональное мастерство учителя, проблемы разностороннего воспитания детей и т.п.). Ученик и последователь А.С. Макаренко. Чл.-кор. АПН РСФСР (1957), с 1968 г. -АПН СССР. Канд. пед. наук (1955). Засл. учитель УССР (1958), награжден медалью А.С. Макаренко (1965). Лауреат Государственной премии Правительства Украины (1974). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами за боевые заслуги. Окончил заочно Полтавский учительский ин-т (1938). Профессиональную педагогическую деятельность начинал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. С июля 1941 г. был призван в армию, воевал на Западном и Калининском фронтах. После ранения и эвакогоспиталя был направлен работать директором школы пос.Ува Удмуртской АССР (1942-1944). После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944—1948 гг. возглавлял Онуфри-евский РОНО. С 1948-1970 гг. -директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. Работая директором, создал целостную педагогическую систему, основывающуюся на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования, на создании специальной воспитывающей среды. Психолого-педагогическая суть наследия С. — это конкретная теория и практика реального гуманизма, направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. Воспитание — это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, считал С. В 50-е гг. разрабатывал эффективные пути соединения физического и умственного труда как средства развития личности, а не только пути подготовки к профессии. В 1955 г. защитил канд. дис: Директор школы— организатор учебно-воспитательного процесса. Продолжая традиции коллективистской педагогики А.С. Макаренко, решал проблему коллектив — личность с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах. Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечал, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является забота человека о человеке, ответственность человека за человека. С начала 1950-х гг. в школе под руководством С. работал Родительский университет, а для учителей велся Психологический семинар . Одним из первых в нашей стране С. начал работу с шестилетними детьми, создав для них Школу радости, где с помощью новых психолого-педагогических форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как Человековедение, сам организовал такой спецкурс для старшеклассников. Ввел в широкое употребление понятия воспитуемость личности, коллективная духовная жизнь, интеллектуальный фон класса, эмоциональная грамотность и, наоборот, невежество коллектива,— это позволило педагогам, психологам, решающим вопросы воспитания, более глубоко и всесторонне подходить к организации жизни школьного коллектива и личности учащихся (О воспитании, 1973). Мир вступает в век Человека, — резюмировал С. суть своих трудов и своего времени. Суть педагогики самого С. можно определить как гражданственность и человечность (Азаров Ю.П.). С 1972 г. при Павлышской школе, которой было присвоено имя С, открыт мемориально-педагогический музей его памяти. Труды С. изданы собраниями сочиненй и отдельными книгами: Избр. произв., т. 1-5, Киев, (1979-1980); Избр. пед. соч., т. 1-3, М.,(1979-1981); Родина и сердце , М., (1980); Потребность человека в человеке, М., (1981); Об умственном воспитании , Киев, (1983); Хрестоматия по этике, М., (1990); Человеческая личность неповторима, Курск, (1991) и др. Н.Л. Карпова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.07 мб

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Князев Евгений Акимович
Статья посвящена богатому педагогическому наследию Василия Александровича Сухомлинского, которое обретает актуальность в условиях кризиса образования.