СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович это что такое СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович: определение — Психология.НЭС
СУХОЙ ОСТАТОК СУХОТКА СПИННАЯ

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович

Найдено 3 определения термина СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович

(1918—1970) — украинский педагог и психолог, специалист по проблемам практической педагогики (руководство школой, профессиональное мастерство учителя, проблемы разностороннего воспитания детей и т.п.). Ученик и последователь А.С. Макаренко. Чл.-кор. АПН РСФСР (1957), с 1968 г. -АПН СССР. Канд. пед. наук (1955). Засл. учитель УССР (1958), награжден медалью А.С. Макаренко (1965). Лауреат Государственной премии Правительства Украины (1974). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами за боевые заслуги. Окончил заочно Полтавский учительский ин-т (1938). Профессиональную педагогическую деятельность начинал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. С июля 1941 г. был призван в армию, воевал на Западном и Калининском фронтах. После ранения и эвакогоспиталя был направлен работать директором школы пос.Ува Удмуртской АССР (1942-1944). После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944—1948 гг. возглавлял Онуфри-евский РОНО. С 1948-1970 гг. -директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. Работая директором, создал целостную педагогическую систему, основывающуюся на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования, на создании специальной воспитывающей среды. Психолого-педагогическая суть наследия С. — это конкретная теория и практика реального гуманизма, направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. Воспитание — это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, считал С. В 50-е гг. разрабатывал эффективные пути соединения физического и умственного труда как средства развития личности, а не только пути подготовки к профессии. В 1955 г. защитил канд. дис: Директор школы— организатор учебно-воспитательного процесса. Продолжая традиции коллективистской педагогики А.С. Макаренко, решал проблему коллектив — личность с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах. Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечал, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является забота человека о человеке, ответственность человека за человека. С начала 1950-х гг. в школе под руководством С. работал Родительский университет, а для учителей велся Психологический семинар . Одним из первых в нашей стране С. начал работу с шестилетними детьми, создав для них Школу радости, где с помощью новых психолого-педагогических форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как Человековедение, сам организовал такой спецкурс для старшеклассников. Ввел в широкое употребление понятия воспитуемость личности, коллективная духовная жизнь, интеллектуальный фон класса, эмоциональная грамотность и, наоборот, невежество коллектива,— это позволило педагогам, психологам, решающим вопросы воспитания, более глубоко и всесторонне подходить к организации жизни школьного коллектива и личности учащихся (О воспитании, 1973). Мир вступает в век Человека, — резюмировал С. суть своих трудов и своего времени. Суть педагогики самого С. можно определить как гражданственность и человечность (Азаров Ю.П.). С 1972 г. при Павлышской школе, которой было присвоено имя С, открыт мемориально-педагогический музей его памяти. Труды С. изданы собраниями сочиненй и отдельными книгами: Избр. произв., т. 1-5, Киев, (1979-1980); Избр. пед. соч., т. 1-3, М.,(1979-1981); Родина и сердце , М., (1980); Потребность человека в человеке, М., (1981); Об умственном воспитании , Киев, (1983); Хрестоматия по этике, М., (1990); Человеческая личность неповторима, Курск, (1991) и др. Н.Л. Карпова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович

1918-1970) советский педагог. В 1935-1941 гг. работал учителем украинского языка и литературы в школах Кировоградской обл. В 1938 г. заочно закончил Полтавский учительский ин-т. В июле 1941 г. призван в армию, младшим политруком стрелковой роты воевал на Зап. и Калининском фронтах. После ранения в 1942-1944 гг. - директор школы с. Ува в Удмуртии. После освобождения Украины возвратился на родину и в 1944-1948 гг. возглавлял Онуфриевский РОНО, в 1948-1970 гг. - директор Павлышской средней школы Кировоградской обл. В 1955 г. защитил канд. дис. «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса», в 1957 г. избран чл.-кор. АПН РСФСР, в 1968 г. АПН СССР. Засл. учитель Украины. Считая себя учеником и последователем А. С. Макаренко, продолжал традиции коллективистской педагогики, решая проблему «коллектив - личность» и О. в коллективе с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах. Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечая, что основой организационного и морального единства школьного коллектива является забота человека о человеке, ответственность человека за человека. Психол.-пед. наследие Сухомлинского - это конкретная теория и практика реального гуманистического О., направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в воспитании. Наиболее известны его книги «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». С начала 1950-х гг. в Павлышской школе под его рук. работал «Родительский ун-т», для учителей велся «Психол. семинар», для старшеклассников был организован спецкурс «Человековедение». Одним из первых в нашей стране Сухомлинский начал работу с 6-летними детьми, создав для них «Школу радости», где с помощью новых психол.-пед. форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Ввел в широкое употребление понятия «воспитуемость личности», «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон» класса, «эмоциональная грамотность» и, наоборот, «невежество» коллектива, что позволило педагогам и психологам более глубоко и всесторонне подходить к вопросам воспитания и организации жизни школьного коллектива и личности учащихся. Осн. труды: Избр. соч. в 5 т. 1976-1977; Соч. в 3 т., 1979; В. А. Сухомлинский о воспитании / Сост. и авт. вступ. ст. С. Л. Соловейчик, 1973. Н. Л. Карпова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович

1918-1970) Советский педагог-гуманист. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сердце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором» и др. Был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребенку. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и др. членам семьи. Одной из самых трудных групп для педагогического воздействия считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей его педагогической системы – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Найдено рефератов по теме СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович — 0

Найдено книг по теме — 9

Найдено научных статей по теме — 10

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF