Судебная психология

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
см. Психология правовая, Психология судебная, Психология юридическая, Судебно-психологическая экспертиза.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Психология судебная
раздел юридической психологии, изучает психологические аспекты деятельности, связанной с расследованием преступлений, их судебным рассмотрением и предупреждением преступности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль психологии, применяющая психологические знания и законы к юридическим проблемам. Обычно различается с судебной психиатрией. Она изучает ряд проблем психологического характера, включая надежность свидетельства, надежность показаний очевидца, роль человеческой памяти, психологию принятия решении, особенно группового принятия решения (как в жюри), вопросы общей достоверности свидетельств и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Судебная психология
Специальный раздел психологии, который изучает теоретически и практически психологические основы осуществления права. С. п. охватывает все общие вопросы психологии, являющиеся общественно полезными, прежде всего в области судопроизводства. В качестве подразделов (а иногда и синонимов) судебной психологии являются: криминальная психология, юридическая психология., психология уголовного процесса и криминалистическая психология.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ
часть юридической психологии (психологии права), в задачу которой входит изучение психологических проблем, возникающих в процессе судопроизводства. Главная цель П.с. состоит в том, чтобы, изучив психологические проблемы судопроизводства, выработать научно обоснованные психологические рекомендации по практическому решению этих проблем в интересах справедливого, оперативного и эффективного судопроизводства. См. психологии права, психология юридическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Судебная психология
отрасль психологии, в которой знания психологии применяются для решения некоторых юридических проблем. Например, изучаются такие вопросы, как надежность свидетельских показаний, психология принятия решений, включая групповые решения, мотивация криминального поведения, влияние особенностей человеческой памяти на показания свидетелей, вопросы общей достоверности свидетельств. Различают: а)криминальную психологию; б) психологию свидетелей и в) судейскую психологию.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Судебная психология
область юридической психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству: психология судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры, психологическое содержание их профессиональной деятельности, методы отбора и обучения, психология обвиняемых, свидетелей, потерпевших, психология свидетельских показаний, психологические основы следственных и судебных действий (допроса, очной ставки и др.), оперативно-розыскная деятельность; методология и методика судебно-психологической экспертизы. М.М. Коченов

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Судебная психология
Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.
Категория. Раздел юридической психологии.
Специфика. Изучает закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ
отрасль психологии юридической, изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству - закономерности деятельности при расследованиях, судебных рассмотрениях и предупреждении преступлений. Основной задачей ставится выяснение того, какие свойства личностные обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как эти свойства можно целенаправленно сформировать.
В рамках психологии юридической рассматриваются вопросы:
1) психология судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры;
2) психологическое содержание их профессиональной деятельности, методы отбора и обучения;
3) психология обвиняемых, свидетелей, потерпевших, психологию свидетельских показаний;
4) оптимальные приемы взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами;
5) психологические основы ведения следственных и судебных действий - допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания и пр.;
6) психологические основы оперативно-розыскной деятельности;
7) методология и методика экспертизы судебно-психологической (-> психология допроса-показания).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль юридической психологии, кот. исследует-интерпретирует проблемы относящиеся, в основном, к судопроизводству— психологию следователей, судей, прокуроров, адвокатов и др. работников правоохранительных органов, психологическо-социально-онтологическое содержание их профдеятельности, профессиональных качеств, психологию потерпевших, свидетелей, обвиняемых, базально-фундаментально-психологические концепции следственных и судебных действий, таких как расследование, оперативно-розыскная деятельность, матрицы-формы допросов, очные ставки, методологическо-модусные проблемы, связанные с судебно-психологической экспертизой, психофеномены показаний, допросов, свидетельствований; судебно-психологическая экспертиза (С.-п.э. — это одна из центрально-кардинальных форм-матриц праксиологическо-эмпирической апробации, специально-практическо-психологических познаний в уголовном процессе, а факторы С.-п.э. имеют место в связи с постановлениями следователей или же по решению суда, конгруэнтно-соответственно нормам-положениям уголовно-процессуального кодекса той или иной республики, в отношении психически здоровых-нездоровых обвиняемых, потерпевших или же свидетелей; базально-судебное назначение С.-п.э. установить достоверно-конкретно-истинные факты, имеющие отношение к уголовным делам, а диагностические методики-модусы С.-п.э. коррелированы с дефиницией-фиксацией установить-выяснить отсутствие или же наличие у обвиняемого в момент совершения преступных действий-акций, наличие-реальность-нереальность аффекта-аффектов, вменяемости-невменяемости.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Судебная психология занимается тем, что применяет методы и принципы, разработанные в психологии, к судебной системе. Судебные психологи служат советниками законодателей, судей, политиков и юристов, а также могут играть важную роль в расследовании преступлений. Один из методов, которые используют судебные психологи, — это составление профиля преступника. Судебный психолог использует информацию о предыдущих подобных преступлениях и составляет психологический портрет человека, который мог бы совершить нечто подобное. Составление профиля преступника привлекло к себе внимание средств массовой информации, и многим кажется, что это великолепное средство расследования преступлений, но далеко не все психологи получают возможность применить этот метод на практике.
Психологи также разработали ряд специфических техник опроса свидетелей и подозреваемых. Например, когнитивный опрос помогает свидетелям преступления вспомнить как можно больше необходимой информации о случившемся. При этом свидетелю задается ряд определенных вопросов, которые заставляют его рассмотреть преступление с различных точек зрения. К примеру, свидетеля просят рассказать о преступлении в обратном порядке. Каждый вопрос составлен так, чтобы свидетель воссоздал новую картину преступления; это повышает вероятность того, что он правильно передаст запомнившуюся информацию. Когнитивньй опрос увеличивает количество подробностей, которые вспоминает свидетель. Судебные психологи вносят вклад и в судебный процесс — например, оценивая психическое состояние преступника на момент совершения преступления. В Соединенных Штатах их часто просят оценить, до какой степени члены суда присяжных могут отнестись беспристрастно к рассматриваемому преступлению.
Большинство судебных психологов работают в тюрьмах или специальных психиатрических больницах. Одна из их основных задач в подобных учреждениях — обеспечить эффективное психиатрическое лечение и надлежащий уход за заключенными и пациентами.
См. также статьи «Клиническая психология», «Психология здоровья», «Психология труда», «Спортивная психология».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Судебная психология
forensic psychology) С. п., возникшая на стыке психологии и права, изучает взаимодействие между психологией и законом и занимается приложением психол. знаний к решению правовых вопросов. Эта специальность охватывает широкий круг клиентов и ситуаций, включ. частных лиц всех возрастов, супружеские пары, группы, орг-ции, производственные структуры, правительственные учреждения, школы, ун-ты, стационарные и амбулаторные психиатрические клиники, и исправительные заведения. Судебные психологи могут привлекаться к работе в таких различных областях, как уголовная правоспособность и ответственность, ответственность за гражданские правонарушения и/или убытки, ответственность производителя за качество товара, направление в психиатрическую больницу на лечение, развод и судебные споры о родительской опеке, некарательное воздействие на преступников, права пациентов и преступников, специальное обучение, свидетельская идентификация, отбор состава присяжных, отбор и обучение полицейских, практика найма на работу, заработная плата рабочих, и профессиональная ответственность. В отличие от психиатрии, уже на протяжении многих лет выполняющей свою роль в судебной системе, психология приобрела прочный правовой статус лишь в 1962 г., после решения Судьи Апелляционного Суда США Бэйзлона в деле "Дженкинс против Соединенных Штатов" (Jenkins v. United States). Судья, участвовавший в рассмотрении уголовного дела Дженкинса, предложил присяжным пренебречь свидетельскими показаниями психолога в отношении психич. расстройства. Он поступил так на основании представления, что психолог не обладает квалификацией для вынесения медицинских заключений. Апелляционный Суд США. постановил, что данный судья допустил ошибку, и определил, что "некоторым психологам предоставляется право свидетельствовать в качестве эксперта в области психических расстройств". Далее он предложил критерии, позволяющие квалифицировать психолога как эксперта. За прошедшие со времени этого решения годы др. дела значительно расширили круг охватываемых психол. экспертизой проблем. Сегодня, несмотря на существование определенных различий между штатами и между правительством штата и федеральными властями, психологам регулярно предоставляется статус эксперта практически в каждой соответствующей области уголовного, гражданского, семейного и административного права. Развитие С. п. проявилось в целом ряде других направлений. В 1960-х годах юридические школы и психологические факультеты приступили к совместному созданию междисциплинарных учебных программ. В начале 1970-х появились первые совместные программы подготовки докторов философии и докторов юриспруденции, а также программы докторов философии в области психологии со специальностью в судебной или коррекционной психологии. На сегодняшний день уже существует множество таких программ, а также отмечается тенденция включать в программы психол. аспирантур курсы правового содержания. Появился тж целый ряд профессиональных орг-ций. К ним относятся Американская ассоциация коррекционной психологии (American Association of Correctional Psychology) и Американское общество психологии и права (American Psychology-Law Society). В 1980 г. члены Американской психологической ассоциации (American Psychological Association, АРА) одобрили создание отделения психологии и права (Division of Psychology and Law) (Отделение 41). АРА также учредила Комиссию по правовым проблемам (Committee on Legal Issues, COLI). В 1978 г. была учреждена Американская коллегия судебной психологии (American Board of Forensic Psychology). Ее целью яв-ся аттестация квалифицированных специалистов и продвижение судебной психологии как самостоятельной законной дисциплины. Другим свидетельством развития яв-ся публикация журналов и книг в данной области. Наряду с основными журналами, Law and Human Behavior ("Право и человеческое поведение") и Criminal Justice and Behavior ("Уголовное судопроизводство и поведение"), существует множество др. журналов, тж публикующих соответствующие статьи. Среди книг, рассматривающих состояние дел в этой области, можно назвать New directions in psycholegal research ("Новые направления в психолого-юридических исследованиях") Липситта и Сейлса, The role of the forensic psychologist ("Роль судебного психолога") Дж. Кука и Law and psychological practice ("Закон и психологическая практика") Швитцгебел и Швитцгебел. Специфические вопросы, адресуемые судебным психологам. Основные вопросы, на к-рые приходится отвечать психологу в большинстве судебных дел, можно разделить на три категории: а) вопросы диагностического характера, касающиеся личностной динамики, наличия психоза или органической психопатологии, доказательств симуляции и т. д.; б) вопросы, требующие перехода от уровня диагностики к вынесению экспертных заключений, касающихся специфических правовых вопросов, правоспособности отвечать перед судом, связи психол. расстройства с аварией, соблюдения интересов ребенка и т. д.; в) вопросы, касающиеся решений по делу - необходимости направления на лечение и прогноза его результатов, возможности опасного поведения в будущем и т. д. Для ответа на такие вопросы судебному психологу недостаточно лишь традиционных диагностических умений, ему также необходимо владение специальными оценочными процедурами и знание рассматриваемого судебного дела. Кроме того, ему придется столкнуться с важными проблемами, касающимися конфиденциальности, к-рые будут изменяться от ситуации к ситуации. Прежде чем приступать к оценке, психолог должен также проработать с адвокатами круг вопросов, к-рые перед ним ставятся, и помочь им понять, что психол. оценка может дать и чего она дать не может. Адвокат должен тж понимать, что психолог получает свой гонорар только за оценку и что он не несет обязательств свидетельствовать в интересах клиента. Будут предоставляться такие свидетельские показания или нет, зависит от результатов проведенной оценки. Психологу также необходимо ознакомиться с "судебной историей" (forensic history), к-рая яв-ся более обширной, чем обычная биография, и зачастую включает такую информ., как клинические записи, полицейские отчеты и свидетельские показания. На эти источники информ. впоследствии надлежит ссылаться при составлении заключения по результатам оценки. Свидетельствование в суде. В отдельных случаях заключение судебного психолога может быть принято без его появления в суде. Однако нередко психолог может быть вызван в суд для дачи показаний. Дача показаний может оказаться травмирующим опытом; ключевым фактором, позволяющим свести трудности к минимуму, яв-ся тщательная предварительная подготовка. Такая подготовка осуществляется на нескольких уровнях. Первый уровень предполагает тщательное изучение соответствующего закона, используемых тестов и полученных результатов. Психолог также должен уметь излагать данные тестов без злоупотребления профессиональным жаргоном, иллюстрируя свои утверждения соответствующими примерами поведения. Второй уровень подготовки представляет собой встречу с адвокатом. Судебный психолог должен строго следовать этическим принципам и сохранять личную честность. Однако, психолог также несет ответственность за представление результатов максимально эффективным образом. От адвоката, напротив, требуется содействие интересам клиента. Адвокатов учат никогда не задавать свидетелю вопрос, на к-рый адвокат уже заранее не знал бы ответа. Подготовка, следовательно, включает согласование между психологом и адвокатом порядка, в котором будут оглашаться результаты тестирования, и того, какие вопросы будут задаваться и каковы на них будут ответы психолога. Полезно также рассмотреть вопросы, к-рые могут задаваться психологу в ходе перекрестного допроса, чтобы наметить на них возможные ответы. Доверие к психологу в зале суда будет зависеть от ряда факторов. Первым является уровень его квалификации (credentials): психолог должен обеспечить адвоката своей краткой автобиографией (curriculum vitae), к-рую адвокат может использовать при представлении психолога и характеристике его квалификации. Доверие к психологу будет тж зависеть от его поведения в зале суда. Находясь на месте для свидетельских показаний психолог должен помнить, что ведущий перекрестный допрос адвокат лишь выполняет свою работу, когда выражает сомнение в доверии к психологу и полученных им результатах. Кроме того, ситуация в зале суда зачастую не оказывается столь формальной, как это ожидается, и судья обычно готов оказать помощь свидетелю-эксперту. При свидетельствовании психолог не должен стесняться признаться в том, что он не понял вопроса, или не знает ответа, или что у него недостаточно информ. для ответа на данный вопрос. Судебное некарательное воздействие. Судебное некарательное воздействие (forensic treatment) охватывает столь же широкий круг ситуаций, как и судебная оценка. В случае уголовных дел некарательное воздействие может заключаться в терапии, фокусирующейся на возвращении неправоспособному индивидууму его правоспособности отвечать перед судом, или в оказании эмоциональной поддержки чел., к-рому предстоит тюремное заключение. Некарательное воздействие в уголовных делах иногда включает терапию, сфокусированную на личностных проблемах либо на агрессивном или сексуальном поведении индивидуума во время содержания его под стражей или амбулаторной терапии в качестве условия, предписанного решением суда о условном осуждении (пробации) или условно-досрочном освобождении. Терапевтическая работа с преступниками требует специальных знаний о системе уголовного судопроизводства, характере и эффектах тюремной среды, системе пробации и надзора за условно-досрочно освобожденными, а тж об особенностях личности и/или поведения, часто наблюдаемых у преступников. Процедуры групповой терапии или поведенческой терапии часто оказываются чрезвычайно полезными при работе с сексуальными насильниками, преступниками с алкогольными проблемами, и др. категориями преступников. В ситуации гражданских дел о взыскании убытков некарательное воздействие может состоять из инсайт-ориентированной или поддерживающей психотерапии. В дополнение этому, специальные методы, такие как поведенческая терапия, когнитивная терапия или методика биолог. обратной связи, могут использоваться для лечения тревоги, фобий или депрессии. Терапевт должен отдавать себе отчет, что суду могут потребоваться свидетельские показания, и это может временами оказывать влияние как на психич. состояние клиента, так и на ход терапии. В таких случаях терапевт зачастую может обнаружить, что судебная ситуация находится в противоречии с терапевтической ситуацией. В таких случаях терапевт обязан довести до сознания пациента и адвоката свои рекомендации, но принятие окончательного решения в отношении того, следовать этим рекомендациям или нет, ложится на самого пациента. В ситуации установления права опеки над ребенком (child custody) некарательное воздействие часто предписывается судом либо для того, чтобы избежать полного судебного разбирательства по установлению права опеки, либо в качестве составной части разрешения спора. Осн. цель такого воздействия состоит в том, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации, и это, конечно, требует работы с ребенком. Однако почти всегда при этом также требуется работа с родителями. Работа с родителями фокусируется на таких вопросах, как процесс общения с ребенком, неосознанное или сознательное ограничение прав др. родителя в отношении ребенка и разрешение конфликтов между родителями. Исследования в С. п. Большинство вопросов, задаваемых судебному психологу, требуют от него лишь описания текущего состояния индивидуума. Однако мн. др. вопросы заключают в себе эксплицитное или имплицитное требование прогноза будущего поведения. Ответы на вопросы, касающиеся вероятности будущего опасного поведения, реакции на психиатрическое лечение, или адаптации ребенка в различных возможных альтернативных жизненных ситуациях, требуют не только проведения тщательной клинической оценки, но и знания релевантных исслед. В исслед. может часто обнаруживаться ошибочность традиционных клинических представлений. Недавним примером этому служат результаты исслед. детской адаптации к травме, вызванной разводом родителей. Существующий уровень научных знаний зачастую не позволяет поддержать клиническую т. зр. с позиций имеющихся исследовательских результатов. Это диктует необходимость для судебного психолога быть не только получателем информ., но и поставщиком исслед. по этим вопросам. В др. случаях, напр. связанных со свидетельской идентификацией, преимущественной основой для составления заключения яв-ся проведение соответствующего исслед. Судебный психолог должен постоянно находиться в курсе новой информ., к-рая появляется в результате исслед. Такие усилия, наряду с совр. уровнем знаний права и изменений, вносимых в них новыми делами, обеспечивают перспективу того, что, при условии сочетания с тщательным клиническим подходом, они позволят судебному психологу оказывать наибольшую помощь правовой системе. См. также Уголовная ответственность, Показания экспертов, Психология присяжных, Психология и закон Дж. Кук

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
952.16 кб

О судебно-психологической экспертизе морального вреда

Енгалычев Вали Фатехович, Южанинова Алла Леонидовна
В статье рассматриваются возможности судебной психологической экспертизы при рассмотрении судом дел о компенсации морального вреда. В качестве ее предмета выступает психологический аспект морального вреда.
Читать PDF
232.00 кб

Судебно-психологическая экспертиза по факту самоубийства

Ильина Валентина Анатольевна
В статье производится анализ основных теоретических и методических положений, связанных с производством судебно-психологической экспертизы по факту самоубийства.
Читать PDF
268.38 кб

Судебно-психологическая экспертиза в работе психолога образования

Чупров Л.Ф.
В статье описаны некоторые аспекты работы психолога образования в качестве судебного эксперта-психолога. Данное сообщение является обобщением многолетнего опыта, а также публикаций автора в рамках этой тематики.
Читать PDF
118.22 кб

Психологические факторы профессиональной успешности судебных приставов

Назаров Игорь Николаевич
Автор рассмотрел зависимость эффективности профессиональной деятельности судебных приставов от уровня психологической подготовленности, в которую входят ряд психологических качеств, формирование которых в процессе профессиональной
Читать PDF
218.65 кб

Проблемы становления и задачи психологической службы Судебного департамента

Тарасова Юлия Николаевна
Представленная статья посвящена проблеме развития психологической службы в Судебном департаменте. Актуализируются вопросы социального и психологического характера, специфичные для органов судебной власти.
Читать PDF
140.17 кб

Методологические и методические проблемы судебно-психологической экспертизы

Мамайчук Ирина Ивановна
В данной статье рассматриваются методологические подходы и методические подходы к проведению судебно-психологической экспертизы (СПЭ) Представлена классификация СПЭ, отражающая содержательно-психологическую ее направленность с уче
Читать PDF
166.50 кб

Проблема и методы профессионального психологического отбора судебных приставов

Масленников Д. В.
Читать PDF
248.91 кб

Предмет и методологические основания судебно-психологической экспертизы текста

Яницкий Михаил Сергеевич
Анализируются содержание и предмет судебно-психологической экспертизы текста. Рассматривается методология исследования коммуникативного намерения, негативной пропаганды, психологического давления и манипулятивного воздействия.
Читать PDF
14.78 мб

Диагностика детской личности в производстве судебно-психологической экспертизы

Енгалычев Вали Фатехович, Моисеева Ирина Геннадьевна
Авторами обозначена компетенция судебного эксперта-психолога при исследовании детской личности.
Читать PDF
13.15 мб

ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ О ПРАВЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Горьковая Ирина Алексеевна
В статье выделены три основных проблемных поля при производстве судебно-психологической экспертизы о праве на воспитание детей: 1) пределы компетенции с констатацией необходимости информирования родителей о выявленных проблемах у
Читать PDF
273.85 кб

Нарушения критичности при расстройствах личности: судебно-психологический аспект

Мещерякова Кира Васильевна, Рязанова Анна Юрьевна
Представлены результаты литературного обзора нарушений критичности у лиц с расстройствами личности при судебно-психологической экспертизе.
Читать PDF
145.27 кб

Психологическая компетентность как фактор успешной деятельности судебного эксперта

Кискина Елена Евгеньевна
В статье исследуются структура и содержание понятия «психологическая компетентность судебного эксперта», являющегося основой более широкого понятия компетентности профессиональной.
Читать PDF
106.48 кб

Судебно-психологическая экспертиза психологических воздействий в уголовном процессе

Полянская Валентина Анатольевна
В статье рассматриваются актуальные проблемы производства судебно-психологической экспертизы психологических воздействий в уголовном процессе.
Читать PDF
237.17 кб

О ДВУХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ФОРМАХ КОМПЛЕКСНЫХ СУДЕБНЫХ ПСИХОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

Кудрявцев Иосиф Абакарович
На основании анализа теории комплексных судебных экспертиз (КСЭ) и обобщения личной практики (1500 подэкспертных) проведения наиболее распространенной их родовой формы -психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) -обоснованы две
Читать PDF
116.90 кб

Психологические особенности родителей — участников судебных споров о воспитании детей

Васягина Наталия Николаевна
В статье рассмотрены психологические особенности родителей, обращающихся в суд по вопросам, связанным с воспитанием детей.