совокупность материальных и духовных ценностей, отражающих социальную значимость агрессии или аутоагрессии для определенной группы людей. Субкультура агрессивности типична для дезорганизованных обществ, находящихся в состоянии аномии, т.е. разобщения и утраты нормативно-ценностных оснований, необходимых для поддержания внутренней солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности (Луков, 2002).
К признакам субкультуры агрессивности относятся:
а. система ценностей, оправдывающих и поощряющих насилие. Она включает нормы деструктивности, враждебные взгляды и убеждения, а также различные культы, т.е. формы нерелигиозного или псевдорелигиозного преклонения перед обладанием физической силой, символами смерти чести, «чистотой расы» и проч.;
б. наличие отрицательных авторитетов, призывающих к жестокости или подающих пример агрессивного поведения. Объектом подражания могут быть также популярные музыкальные исполнители, воспевающие насилие, одиозные политические деятели, исторические персонажи прочие неформальные, но считающиеся харизматическими личности;
в. наличие в психологическом контексте агрессивной субкультуры значимых для индивида групповых ожиданий, связанных с реализацией предписываемого ей агрессивного поведения. Это так называемые деонтологические ожидания, то есть установки на должное поведение;
г. наличие культурных продуктов, воплощающих негативные идеи, а также транслирующих мировоззрение агрессивных авторитетов (программные литературные труды, музыкальные произведения и др.).
Многообразие субкультур агрессивности сводится к культивированию ими двух генеральных линий разрушительного поведения. Во-первых, ориентированного на других лиц, и, во-вторых, направленного на самого себя (виктимный аспект). Если рассматривать данное положение в контексте молодежных субкультур, то к агрессивным можно отнести скинхедов, сатанистов, некоторые направления панкизма, недифференцированные криминальные группы в России (гопничество), тедди- и руд-боев в Англии. Данные субкультуры немыслимы без деструктивных ритуалов, ожесточенного мировоззрения их адептов, а также группового общения и досуга, так или иначе связанного с насилием. На высшем, «идейном» уровне к субкультурам агрессивности относятся культурные символы фашизма, сионизма, анархизма, воинская и «мужская» культура, а также «культура чести» (см.).
Аутоагрессия, в свою очередь, является ключевой ценностью в субкультуре виктимности, рассматривающей суицид и самоповреждения как достойную норму поведения. В современной молодежной среде к суицидальному поведению тяготеют субкультуры «эмо» и «готов». Наиболее ярко и полно субкультура виктимности раскрывается в японской традиции с присущим ей жертвенным компонентом общественной и личной жизни человека.
Вероятно, изучаемые субкультуры по характеру агрессивности могут быть как генетическими, когда деструктивные идеи составляют ядро, саму суть субкультуры, и производными, где враждебность второстепенна и исходит из произвольной интерпретации основных неагрессивных идей (например, в экологическом движении существует субкультура радикальных экологов, добивающихся целей террористическими методами).
Наиболее распространенными субкультурными мотивами агрессии являются следующие:
- идеологические, т.е. формирующиеся под влиянием системы деструктивных взглядов и идей. К таковым можно отнести: в фашистских субкультурах - мотивы расовой ненависти, в культуре чести - мотивы сохранения приемлемого Я-образа и проч.;
- организационные, т.е. определяемые принадлежностью индивида к субкультурной группе и стремлением действовать в соответствии с ее правилами. Ключевыми в данном случае являются мотивы принадлежности, среди которых доминирующими являются усиление «корпоративного» духа путем совершения совместных агрессивных актов или доказательство индивидом своей групповой идентичности;
- персональные, т.е. связанные со стремлением самого индивида решать собственные личностные проблемы, пользуясь своей принадлежностью к субкультуре (мотивы достижения желаемого Я-образа, самоутверждения, достижения статуса в группе и проч.);
- защитные, т.е. непосредственно связанные с агрессивным блокированием и устранением угроз, направленных на дискредитацию субкультуры, к которой индивид себя причисляет.
Главной особенностью субкультуры агрессивности является то, что она формирует дополнительный спектр мотивов агрессивного поведения, - субкультурных мотивов. Субкультура агрессивности, как социальный феномен, воспроизводит деструктивные убеждения, служит источником научения агрессии, закладывая в незрелой личности асоциальные и антигуманные черты.
См. также расизм, культура чести.