философская - этикоантропологическая концепция, разработанная СЛ.Рубинштейном в книге «Человек и мир», которая опиратась на психологические концепции жизненного пути Ш.Бюлер и раннего Рубинштейна. Первоначально понятие жизненного пути позволяло изменить масштаб рассмотрения самой личности, не ограничиваясь ее структурой, ее «здесь и теперь» существующими качествами, взглянуть на нее исторически, т. е. в изменении и развитии. Ш. Бюлер - немецкий психолог впервые включила изучение личности в контекст и масштаб жизненного пути, определив его как индивидуальную историю личности, но хотя Ш.Бюлер наделяла личность изначальной способностью и потребностью самореализации, ей не удалось раскрыть механизм и этапы ее самореализации, поскольку жизненный путь она рассмотрела в «квантах» событий, между которыми устанавливается связь помимо самой личности. С.Л. Рубинштейн в ранних работах выявил способность личности изменять и направлять события, подчеркнув радикальный для всего жизненного пути характер этих изменений. В своем последнем труде «Человек и мир» он выявил не только двоякую зависимость - личности от жизненного пути, но и жизненного пути от личности, но возвел ее в ранг субъекта. При этом подразумевалась прежде всего способность совершенствования жизни и совершенствования субъекта, т. е. прогрессивный характер и развития личности и способа ее жизни.
Школой Рубинштейна было продолжено это направление исследований и теоретически и эмпирически (К.А.Абульханова- Славская, Л.И.Анцыферова, С.В.Григорьев, В.Ф.Серенкова и др.). Субъект жизни был определен как способный разрешать противоречия, возникающие в процессе объективации, самореализации, воплощения личности в формах жизни и деятельности, как организатор, координатор и регулятор жизненных этапов, решаемых на каждом из них задач и проблем, как обладающий способностью планирования не только деятельности, не только будущего, но времени жизни для выявления своевременности (своеобразной «сенситивности»), оптимальности своей активности тому или иному этапу, моменту жизни. Субъект «размещает» и смысловым образом связывает в ходе жизни деятельность, познание, общение, которые представлялись самостоятельными сферами жизни или раз и навсегда определенными последовательностями (например, игра, учение, труд), по поводу чего справедливо критически высказался Б.Г.Ананьев.
Такое понимание субъекта жизни непосредственно отвечает предмету и подходу акмеологии, поскольку в нем заложена идея восходящего развития личности как субъекта и ее потребности в самосовершенствовании и оптимизации своей жизни. Проблема оптимальности, подлинности жизни, предполагающая полноту самореализации личности в жизни воплощена в категории «стратегии жизни», которая позволила понять развитие и совершенствование не абстрактно, а как соответствие данного типа личности способу жизни и самореализацию в жизни способом, соответствующим возможностям этого типа.
Типологический подход, реализованный в исследованиях жизненного пути, позволил определить понятие жизненной позиции как осуществленного субъектом интеграла своего опыта, своих жизненных достижений (в том числе профессиональных, карьеры, статуса), гармонически соответствующих его притязаниям и реальным личностным (профессиональным) возможностям, способностям, индивидуальности. Жизненная позиция является воплощением того, чего сумел добиться данный человек в жизни и в объективном и в субъективном смысле, того, как он этого добился - в смысле моральной цены и личностных усилий, и будучи в этом смысле финишной, одновременно является стартовой, поскольку, если интеграл этот гармоничен, она открывает человеку определенные приоритеты в дальнейшем жизненном движении, его социальных темпах и личностной наполненности.
В структуре жизненного пути, кроме жизненной позиции выделяются понятия жизненной линии, перспективы и смысла жизни. Жизненная линия имеет непрерывную или прерывистую траекторию (представляет единую «логику» жизни данного человека или радикальные смены его жизненного курса), она имеет веерообразный (многогранность жизни) или однолинейный, прогрессивный (поступательный) или регрессивный, линейный или восходящий характер. Жизненная линия, подобно когнитивному стилю, имеет сложный (в смысле богатства сфер жизни) или простой характер. Понятие жизненной перспективы - в отличие от существующих критериев: степени дифференцированное™ и отдаленности жизненных перспектив, дифференцируется на когнитивные, личностные и собственно жизненные перспективы. Первые означают четкую представленность в сознании будущего и планов на будущее, без гарантии их реализации, вторые - при отсутствии когнитивных проектов, обеспечиваются мотивацией достижения личности, ее реальным потенциалом, который служит гарантом его реализации, третьи представляют собой приоритетные социальные, жизненные позиции, объективно дающие личности большие шансы оптимальной самореализации в будущем (достигнутый социальный статус, образование, материальная обеспеченность и т. д.).
Наконец, понятие смысла жизни (см. Смысл жизни) представляет собой ценностно-смысловое обобщение личностью субъективных и объективных составляющих ее жизни (и позиции, и линии и перспективы жизни) на основе соотношения притязаний, самореализации, оценки своей возможности самореализации, ее уровня, способа и реально достигнутого в жизни. Чем более глубок и масштабен жизненный проект личности, тем более в одних случаях она может быть не удовлетворена и побуждается этой неудовлетворенностью, а в других - удовлетворена, но эта удовлетворенность - через самооценку, повышая ее, питает и побудительную силу - стремление достичь еще большего. Эмпиричность жизни (по C.JI. Рубинштейну) не дает личности возможность осуществить такое обобщение, выделить главное в жизни и в себе, что ведет к господству и смене частных смыслов и ситуаций. Наконец, неуспешность самореализации, когда трудности жизни превышают уровень личностных ресурсов, социальных умений, зрелости, смысл жизни разрушается механизмами защиты или проекции, что приводит к пессимизму, пассивности размыванию, чувства субъектности по отношению к собственной жизни.