Субъект общения

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ
понятие, которое благодаря введенному Б.Ф. Ломовым принципу субъект-субъектных отношений позволило преодолеть представление о личности как единственном инициаторе общения, лишь обладающем необходимым для общения набором коммуникативных качеств разного уровня; принцип субъект-субъектных отношений раскрыл взаимность, встречный характер отношений общения, показал необходимость исследования закономерностей его структуры, включающей разных субъектов с их разными намерениями, притязаниями, целями и разных типов отношений, которые они способны установить.
С.Л.Рубинштейн ввел ряд этико-психологических характеристик Со.: недопустимость использования другого человека в качестве функции, средства достижения своих целей; поставил проблему сохранения позитивного отношения к другому человеку при встречном негативном отношении; раскрыл роль не воздействия и формирования, а именно влияния на другого человека человечным, любовным отношением, которое укрепляет другого, усиливает его сущность.
Понятие Со. позволило выйти за пределы сведения общения к диалогу, преодолеть некоторую безличность понимания диалога и его сущности, якобы осуществляемой знаковыми, т. е. абстрактно-безличными средствами (критика которого была дана А.В.Брушлинским), а также дополнить диатогическое общение целым рядом других типов ситуаций и способов общения - такими как кооперация, консенсус, конфликт, конфронтация, оппозиция и т. д., которые, в свою очередь, позволяют конкретно раскрыть совпадение - различие позиций и характеристик субъектов общения, и способов и средств нахождения ими согласия, консенсуса.
Понятие Со. двузначно: в вышеизложенном случае оно предполагает субъект-субъектные отношения, тогда как возможен вариант субъекта, который представляет собой «общность», т. е. коллективного субъекта.
Г.Мид, и 3.Фрейд, и К.Юнг, и С.Л.Рубинштейн предполагали наличие в самой личности не просто того, что сегодня называется коммуникативными качествами, общительностью и т. д., а некоторую глубинную структуру Я-концепции, гармонично или
противоречиво включающую «мы» («Республика Мы», Республика субъектов, по Рубинштейну, по Г.Миду, способность к кооперации по Ж.Пиаже и т. д.).

Источник: Акмеологический словарь.

Субъект общения
В рос. психологии отсутствует общепринятая трактовка С. о., несмотря на то что ведущие отеч. психологи постоянно обращались к данному понятию. Анализ работ филос.-психол. плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров личности, к-рые характеризуют ее как субъекта. К ним относятся: преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность. Авторы исследований ссылаются на известное положение Б. Ф. Ломова: О. как форма активности отличается от деятельности тем, что в нем присутствуют субъект-субъектные отношения. Но он писал и о том, что «О. выступает как самост. и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с др. человеком, с др. людьми» (Ломов, 1984). О преобразовательной активности как ведущей черте субъекта говорил и Б. Г. Ананьев, указывая на то, что активность может проявиться в форме воздействия на др. людей в целях преобразования или сохранения их положения в обществе, а также в виде создания и изменения обстоятельств собственной жизни и жизни др. людей. Преобразовательная активность как фундаментальная основа субъекта рассматривается в рамках субъектного, субъектно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. Г. Абульханова-Славская, В. В. Знаков). Для данного подхода принципиальным является тезис о том, что для понимания субъекта «важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом… Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество…» (Брушлинский, 1997). Такой взгляд на природу субъекта определяет отношение к личности как к целостной системе внутр. условий, опосредствующих все внеш. причины. «Не личность низводится до уровня якобы пассивных внутр. условий…- отмечает А. В. Брушлинский, - а, напротив, последние все более формируются и развиваются в кач. единой многоуровневой системы - личности и вообще субъекта». В контексте субъектно-деятельностного подхода определяется субъект как индивид, находящийся на соответствующем своему развитию уровне преобразовательной активности, целостности, автономности, свободы, деятельности, гармоничности и характеризующийся своеобразной целенаправленностью и осознанностью. Наряду с этим базовым свойством субъекта называется в ряде работ такой параметр, как субъектность, претендующий на интеграцию ряда характеристик субъекта (автономность, свобода, целенаправленность, рефлексия и т. д.) и вбирающий в себя свойство преобразовательной активности индивида. В отеч. психологии понимание субъектности представлено несколькими дополняющими друг друга т. зр.: 1) Субъектность обнаруживается в рефлексивном осознании субъектом себя как носителя связей с окружающим миром и др. людьми, в к-ром отражается общность индивида с другими и непохожесть собственного психич. мира. Данная т. зр. представлена в работах последователей интерсубъектного подхода. Подчеркивается, что неразрывная связь одного индивида с другими отражает то, насколько значимые другие способствуют удовлетворению осн. социальных потребностей субъекта в понимании себя, подтверждении, самоопределении, в переживании своей самости, в избегании одиночества, влияют на душевное состояние субъекта, на поиск им «бытийной определенности» и утверждение образа себя. Осознание своей связи с другими как проявление качества субъектности в концепции В. А. Петровского представлено в терминах отраженной субъектности. Отраженная субъектность выступает как форма представленности и продолженности субъекта в др. людях, служащая источником преобразования ситуаций О. и взаимодействия в значимом для участников направлении. 2) Субъектность проявляется в личных отношениях субъекта к окружающим. Б. Ф. Ломов отмечал, что субъектность раскрывается в личностных отношениях индивида к социальным системам разного уровня, в к-рые он включен. Субъектность отражает содержание социальных отношений, роль и место личности в их развитии, указывает на позицию субъекта в обществе. Б. Ф. Ломов указывал также на то, что отношения как осн. форма проявления субъектности могут характеризоваться собственным уровнем активности. Он писал, что «субъективное отношение может проявиться как простая эмоциональная реакция, но оно может выразиться и в активном действии, направленном на изменение окружения личности». Наибольшее внимание отношениям как форме выражения субъектности индивида уделено в работах В. Н. Мясищева и его последователей. Разработанная В. Н. Мясищевым концепция отношений содержит понимание С. о. как субъекта отношений, к-рые лично пережиты, субъективно значимы и оставляют глубокий эмоциональный след. 3) Субъектность выражается в своеобразии субъективных свойств и способностей человека. Исходя из такого представления о субъектности, основанием для описания С. о. служат результаты исследований, в к-рых ставилась задача изучить способности и свойства личности, влияющие на преобразовательную активность субъекта в процессе О. К группе таких исследований необходимо отнести, в первую очередь, те, в к-рых изучается социально-психол. компетентность, способности к О., разл. виды социальноперцептивных способностей. Объединяет эти 3 т. зр. по поводу субъектности как свойства субъекта то, что в них представлены в кач. главных параметров субъектности разл. характеристики системы отношений личности. Такое единство мнений относительно психол. сущности субъектности объясняется тем, что содержание отношений, с одн. стор., отражает опыт удовлетворения ряда социальных потребностей в О., а с др. стор., влияет на активность, размеры и характер О. Закрепляясь в практике взаимодействия и О., отношения становятся личными отношениями и переходят в свойства личности и черты характера. В отношениях раскрываются особенности развития личности и его аномалии. Они отражаются в установках, мотивах, ценностных ориентациях личности, обусловливают выбор форм поведения и способов обращения. По мнению ряда исследователей, система отношений - это устойчивая фундаментальная характеристика личности. Главное заключается в том, что все перечисленные образования личности имеют один корень - систему отношений и детерминируют ее преобразовательную активность, проявляющуюся в выборе форм поведения и способов обращения к партнеру. Т. о., С. о. - это индивид, наделенный свойством субъектности (т. е. всеми характеристиками субъекта), проявляющимся прежде всего в преобразовательной активности участников О. и в установлении субъективных связей индивида с др. людьми (иными словами, в установлении опр. отношений и взаимоотношений). Такая широкая трактовка С. о. может быть конкретизирована в соответствии с разл. т. зр. на психол. содержание субъектности, на определение критериев и соответствующих им видов О. Лит.: Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психол. концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания и материалы. М., 1989; Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр. М., 1980.; Брушлинский А. В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.-Воронеж, 1996.; Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.; Петровский В. А. Личность в психологи и парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996; Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. В. А. Лабунская

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.02 мб

К понятию «Субъект общения»

Лиознова Е.В.
В работе, на основе сравнительного анализа подходов к понятию «субъект» и аналогичного анализа понятия «общение» определяются необходимые и достаточные их характеристики. Формулируется понятие «субъект общения».
Читать PDF
154.42 кб

Младенец как субъект общения

Плотникова А. Л.
Статья посвящена проблеме субъектности младенца. Приводятся теоретические основания, позволяющие рассматривать младенца как субъекта общения.Article is devoted a problem of the subject of the infant.
Читать PDF
368.45 кб

Ребенок как субъект затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
Читать PDF
2.25 мб

РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ

Доброва Виктория Вадимовна
Рассматривается проблема изучения ролевой структуры личности.
Читать PDF
212.68 кб

Интенции субъектов общения в повседневном диалоге

Афиногенова Виктория Алексеевна, Павлова Наталия Дмитриевна
Работа нацелена на изучение интенциональной структуры повседневного диалога. Было показано, что преобладающими являются категории интенций, отражающие направленность субъекта на собеседника и на окружающую действительность.
Читать PDF
461.38 кб

Психологический портрет субъекта затрудненного общения

Киселева Е. Ю.
In the article the subject in question is depicted in accordance with the system of relations (orientation, quality, intensity) that affects the catalytic activity.
Читать PDF
336.15 кб

Маргинальная личность как субъект затруднённого общения

Узлов Николай Дмитириевич
В статье представлен краткий обзор современных исследований по проблеме маргинальности и психологии затрудненного общения.
Читать PDF
166.23 кб

Субъектно-личностные детерминанты самоограничений в общении

Федосова Юлия Дмитриевна
Рассматриваются различные подходы к понятию самоограничения, его взаимосвязь с межличностным общением, в котором оно функционирует, как субъектно-личностное ограничения себя одним или двумя партнерами.
Читать PDF
410.80 кб

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Читать PDF
600.89 кб

Эмоциональная сфера личности субъектов затрудненного общения

Гроголева Ольга Юрьевна, Богородская Виктория Сергеевна
В статье представлены результаты исследования особенностей эмоциональной сферы субъектов затрудненного общения.
Читать PDF
403.42 кб

Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта

Самохвалова Анна Геннадьевна, Копылова Полина Владимировна
Статья посвящена описанию результатов исследования, направленного на выявление трансформаций гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах.
Читать PDF
161.90 кб

Структура субъекта общения в свете идей Б. Г. Ананьева о субъекте

Лиознова Е. В.
В развитие идей Б. Г. Ананьева о человеке как субъекте в работе анализируется структура зрелого субъекта общения.
Читать PDF
275.32 кб

Субъектно-ориентационная система обучения культуре речевого общения

Осиянова Ольга Михайловна
Представлена система обучения культуре речевого общения студентов. Показано, что опора в обучении культуре речевого общения на самостоятельную ориентацию студентов стимулирует становление их субъектной позиции в познании и общении
Читать PDF
276.08 кб

Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза

Михеева Г. А.
В статье рассматриваются виды, функции, особенности развития невербальных средств общения, педагогические условия эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Читать PDF
269.33 кб

Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения

Кудермина Елена Ивановна
Деятельности правоохранительных органов имманента социальность: обеспечение правопорядка реализуется в условиях социального взаимодействия и влияет непосредственно на протекание социальных процессов в обществе.

Похожие термины:

  • Имидж субъекта общения

    В совр. отеч. литературе даются определения И. как «визуального образа» (В. М. Шепель), «мнения» (А. Ю. Панасюк), «символического образа субъекта» (Е. Б. Перелыгина) и др. Мат-лы организованных Академией
  • Группа как субъект общения

    это группа, достигшая такого уровня социально-психол. зрелости, к-рый обеспечивает ей способность формировать О. и управлять им в зависимости от целей и условий совместной деятельности, происходя
  • Затрудненное общение: субъект

    понятие, относящееся к вариативным социально-психол. феноменам, к-рые имеют не универсальный, а индивидуализированно-типологический характер. Поиск нек-рого устойчивого набора внутр. и внеш. дете
  • Политическое общение : субъекты

    лидер, элита, полит. партии, полит. деятели, народ, так называемые публичные личности, отдельные граждане, профессиональные союзы, обществ. организации, а также временно объединившиеся для отстаива
  • Субъект общения в состоянии мании

    Мания - синдром психич. расстройств, проявляющийся длительным устойчивым повышением настроения, беспричинной радостью, необоснованным оптимизмом, ускорением мышления, и двигательной расторможе
  • Субъект общения в состоянии апатии

    Апатия симптом эмоциональных расстройств, проявляющийся равнодушием, безразличием, стойкой утратой способности к внутр. эмоциональным переживаниям. При О. с таким пациентом обращают на себя вним
  • Субъекты внутриэтнического общения

    субъект от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, состоит из частей sub - под и jаcio - кладу основание) называются носители предметно-практической деятельности, познания и О., к-рые наделены од
  • Субъект общения в состоянии невроза

    Невроз клинический (Н. к.) - широко употребляемый термин, применяющийся для обозначения психол. нарушений, несвязанных с отрывом личности от реальности и сопровождающихся поведением, расценивающи
  • Субъект общения в состоянии психоза

    Психоз грубое нарушение в отражении нек-рых фактов действительности, расстройство, сопровождающееся утратой способности отличить реальность от фантазии, проявления болезни от здоровых пережива
  • Субъект общения, страдающий депрессией

    Депрессия (Д.) - синдром психич. расстройств, проявляющийся длительным устойчивым снижением настроения, тоской, подавленностью, замедлением мышления, двигательной заторможенностью. Характерно ощ
  • Субъект общения, страдающий психопатией

    проявляет сформировавшийся в детстве и стойко сохраняющийся на протяжении жизни патологический дисгармоничный профиль личности, определяющий грубое нарушение межличностных отношений и выраже
  • Субъект общения, страдающий психастенией

    характеризуется чрезмерной тревожностью и мнительностью, к-рые приводят к чрезвычайным трудностям в принятии решений, боязливости и постоянным сомнениям, что сказывается на О. такой личности с о
  • Субъект общения в состоянии помраченного сознания

    Помраченное сознание (П. с.) - тяжелое нарушение психич. процессов, проявляющееся отрешенностью от окружающего мира, утратой ориентировки (в месте, времени, ситуации, собственной личности), нечеткос
  • Политическое общение: субъекты-политические лидеры

    член партии, к-рый управляет жизнью партии, определяет форму передачи власти и обеспечивает ее легитимность. Существует 3 осн. формы передачи власти: по наследству, путем выборов и аристократическ