Субъект общения

Найдено 1 определение:

Субъект общения

В рос. психологии отсутствует общепринятая трактовка С. о., несмотря на то что ведущие отеч. психологи постоянно обращались к данному понятию. Анализ работ филос.-психол. плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров личности, к-рые характеризуют ее как субъекта. К ним относятся: преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность. Авторы исследований ссылаются на известное положение Б. Ф. Ломова: О. как форма активности отличается от деятельности тем, что в нем присутствуют субъект-субъектные отношения. Но он писал и о том, что «О. выступает как самост. и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с др. человеком, с др. людьми» (Ломов, 1984). О преобразовательной активности как ведущей черте субъекта говорил и Б. Г. Ананьев, указывая на то, что активность может проявиться в форме воздействия на др. людей в целях преобразования или сохранения их положения в обществе, а также в виде создания и изменения обстоятельств собственной жизни и жизни др. людей. Преобразовательная активность как фундаментальная основа субъекта рассматривается в рамках субъектного, субъектно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. Г. Абульханова-Славская, В. В. Знаков). Для данного подхода принципиальным является тезис о том, что для понимания субъекта «важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом… Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество…» (Брушлинский, 1997). Такой взгляд на природу субъекта определяет отношение к личности как к целостной системе внутр. условий, опосредствующих все внеш. причины. «Не личность низводится до уровня якобы пассивных внутр. условий…- отмечает А. В. Брушлинский, - а, напротив, последние все более формируются и развиваются в кач. единой многоуровневой системы - личности и вообще субъекта». В контексте субъектно-деятельностного подхода определяется субъект как индивид, находящийся на соответствующем своему развитию уровне преобразовательной активности, целостности, автономности, свободы, деятельности, гармоничности и характеризующийся своеобразной целенаправленностью и осознанностью. Наряду с этим базовым свойством субъекта называется в ряде работ такой параметр, как субъектность, претендующий на интеграцию ряда характеристик субъекта (автономность, свобода, целенаправленность, рефлексия и т. д.) и вбирающий в себя свойство преобразовательной активности индивида. В отеч. психологии понимание субъектности представлено несколькими дополняющими друг друга т. зр.: 1) Субъектность обнаруживается в рефлексивном осознании субъектом себя как носителя связей с окружающим миром и др. людьми, в к-ром отражается общность индивида с другими и непохожесть собственного психич. мира. Данная т. зр. представлена в работах последователей интерсубъектного подхода. Подчеркивается, что неразрывная связь одного индивида с другими отражает то, насколько значимые другие способствуют удовлетворению осн. социальных потребностей субъекта в понимании себя, подтверждении, самоопределении, в переживании своей самости, в избегании одиночества, влияют на душевное состояние субъекта, на поиск им «бытийной определенности» и утверждение образа себя. Осознание своей связи с другими как проявление качества субъектности в концепции В. А. Петровского представлено в терминах отраженной субъектности. Отраженная субъектность выступает как форма представленности и продолженности субъекта в др. людях, служащая источником преобразования ситуаций О. и взаимодействия в значимом для участников направлении. 2) Субъектность проявляется в личных отношениях субъекта к окружающим. Б. Ф. Ломов отмечал, что субъектность раскрывается в личностных отношениях индивида к социальным системам разного уровня, в к-рые он включен. Субъектность отражает содержание социальных отношений, роль и место личности в их развитии, указывает на позицию субъекта в обществе. Б. Ф. Ломов указывал также на то, что отношения как осн. форма проявления субъектности могут характеризоваться собственным уровнем активности. Он писал, что «субъективное отношение может проявиться как простая эмоциональная реакция, но оно может выразиться и в активном действии, направленном на изменение окружения личности». Наибольшее внимание отношениям как форме выражения субъектности индивида уделено в работах В. Н. Мясищева и его последователей. Разработанная В. Н. Мясищевым концепция отношений содержит понимание С. о. как субъекта отношений, к-рые лично пережиты, субъективно значимы и оставляют глубокий эмоциональный след. 3) Субъектность выражается в своеобразии субъективных свойств и способностей человека. Исходя из такого представления о субъектности, основанием для описания С. о. служат результаты исследований, в к-рых ставилась задача изучить способности и свойства личности, влияющие на преобразовательную активность субъекта в процессе О. К группе таких исследований необходимо отнести, в первую очередь, те, в к-рых изучается социально-психол. компетентность, способности к О., разл. виды социальноперцептивных способностей. Объединяет эти 3 т. зр. по поводу субъектности как свойства субъекта то, что в них представлены в кач. главных параметров субъектности разл. характеристики системы отношений личности. Такое единство мнений относительно психол. сущности субъектности объясняется тем, что содержание отношений, с одн. стор., отражает опыт удовлетворения ряда социальных потребностей в О., а с др. стор., влияет на активность, размеры и характер О. Закрепляясь в практике взаимодействия и О., отношения становятся личными отношениями и переходят в свойства личности и черты характера. В отношениях раскрываются особенности развития личности и его аномалии. Они отражаются в установках, мотивах, ценностных ориентациях личности, обусловливают выбор форм поведения и способов обращения. По мнению ряда исследователей, система отношений - это устойчивая фундаментальная характеристика личности. Главное заключается в том, что все перечисленные образования личности имеют один корень - систему отношений и детерминируют ее преобразовательную активность, проявляющуюся в выборе форм поведения и способов обращения к партнеру. Т. о., С. о. - это индивид, наделенный свойством субъектности (т. е. всеми характеристиками субъекта), проявляющимся прежде всего в преобразовательной активности участников О. и в установлении субъективных связей индивида с др. людьми (иными словами, в установлении опр. отношений и взаимоотношений). Такая широкая трактовка С. о. может быть конкретизирована в соответствии с разл. т. зр. на психол. содержание субъектности, на определение критериев и соответствующих им видов О. Лит.: Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психол. концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания и материалы. М., 1989; Ананьев Б. Г. Избр. психол. тр. М., 1980.; Брушлинский А. В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.-Воронеж, 1996.; Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.; Петровский В. А. Личность в психологи и парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996; Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. В. А. Лабунская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Младенец как субъект общения

Плотникова А.Л.
Статья посвящена проблеме субъектности младенца. Приводятся теоретические основания, позволяющие рассматривать младенца как субъекта общения.Article is devoted a problem of the subject of the infant. The theoretical bases considering the infant the subject of dialogue are characterized.
Скачать PDF

К понятию «Субъект общения»

Лиознова Е.В.
В работе, на основе сравнительного анализа подходов к понятию «субъект» и аналогичного анализа понятия «общение» определяются необходимые и достаточные их характеристики. Формулируется понятие «субъект общения».
Скачать PDF

Представления о социально-психологических характеристиках субъектов затрудненного общения

Бескова Татьяна Викторовна
В статье анализируются результаты эмпирического исследования представлений студентов о социально-психологических характеристиках субъектов затрудненного общения на примере представителей профессий социономического типа. Устанавливаются сходства и различия представлений по ряду стимулов (социальный работник, преподаватель, медицинский работник). Выделяются обобщенные портреты трудных партнеров по общению.
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта

Самохвалова Анна Геннадьевна, Копылова Полина Владимировна
Статья посвящена описанию результатов исследования, направленного на выявление трансформаций гендерной идентичности женщин, работающих в правоохранительных органах. Рассматривается специфика затрудненногобщения субъекта и роль гендерной идентичности в осознании и преодолении коммуникативных трудностей.
Скачать PDF

Ребенок как субъект затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
Скачать PDF

Субъективный телесный опыт: динамика в пространстве общения ребёнка и взрослого

Тюлюпо С.В.
Выявлены и подвергнуты психологическому анализу психологически понятные взаимосвязи между стилем восприятия родителями сообщения ребёнка о телесных сенсациях и феноменами, сопровождающими оформление понятийно-смысловой сферы субъективного телесного опыта ребёнка 4-5 лет. Описаны тенденции формирования семантических пространств субъективного телесного опыта ребёнка в соотношении с различными коммуникативными позициями родителей
Скачать PDF

Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения

Кудермина Елена Ивановна
Деятельности правоохранительных органов имманента социальность: обеспечение правопорядка реализуется в условиях социального взаимодействия и влияет непосредственно на протекание социальных процессов в обществе. Указанное определяет сквозной характер проблемы общения для анализа психологических особенностей личности сотрудника правоохранительных органов. Статья посвящена анализу теоретических основ изучения психологических особенностей сотрудника правоохранительних органов в качестве субъекта профессионального общения. Предложеный аналитический каркас наиболее полно отображает особенности профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.Он представляет собой вариант классификации его функций как субъекта общения. Приведенная аналитическая схема позволяет обобщить большинство явлений человеческой психики согласно логике их функционирования в процессе общения и может служить основой для проведения последующего экспериментального исследования.
Скачать PDF

Интенции субъектов общения в повседневном диалоге

Афиногенова Виктория Алексеевна, Павлова Наталия Дмитриевна
Работа нацелена на изучение интенциональной структуры повседневного диалога. Было показано, что преобладающими являются категории интенций, отражающие направленность субъекта на собеседника и на окружающую действительность. Отреагирование выражаемых в речи интенций партнером может происходить непосредственно либо отсрочено. Возможны также случаи игнорирования интенций собеседника. С ростом числа участников диалога интенциональная согласованность высказываний субъектов общения снижается.
Скачать PDF

Субъектно-личностные детерминанты самоограничений в общении

Федосова Юлия Дмитриевна
Рассматриваются различные подходы к понятию самоограничения, его взаимосвязь с межличностным общением, в котором оно функционирует, как субъектно-личностное ограничения себя одним или двумя партнерами. Приводятся основные результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в том, чтобы, учитывая социально-демографические характеристики субъекта общения (пол, возраст), а также его мотивационно-ценностную сферу, выявить гендерно-возрастные различия в выраженности тенденции к самоограничению.
Скачать PDF

Структура субъекта общения в свете идей Б. Г. Ананьева о субъекте

Лиознова Е. В.
В развитие идей Б. Г. Ананьева о человеке как субъекте в работе анализируется структура зрелого субъекта общения. Предлагается включить в нее характеристики двух уровней: родовые, присущие субъекту любого вида жизнедеятельности, и видовые, специфичные для субъекта общения. К первым относится уменьшение эмоциональных влияний и формирование адекватных когнитивных установок на основе все более глубокого отражения реальности. Ко вторым субъективная интернальность в общении, безусловное самопринятие, отношение к другому как к ценности.
Скачать PDF

Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье описаны понятие и структура коммуникативной активности, выявлены психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного общения, отражена роль коммуникативной активности как механизма преодоления коммуникативных трудностей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: