СТЫД

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Стыд
Чувство и осознание человеком совершенной вины, допущенной ошибки (или греховности).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СТЫД

— одно из основных проявлений нравственного самопознания личности, ее способность к нравственному самоанализу.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Стыд
Shame). Чувство гнева у ребенка, направленное на себя, потому что его родители не позволяли ему развивать свою автономию.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

СТЫД

эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия поведения социальным нормам, переживается как острое самообвинения.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

СТЫД
Эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он действовал нечестно или смехотворно. Этот термин обычно предназначается для ситуаций, в которых действия человека известны общественности или были выставлены на реальное или потенциальное посмещище. Следует различать с виной.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Стыд
Категория. Негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения.
Специфика. При его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

 Стыд
чувство, выражающее осознание человеком своего, а также близких ему людей, несоответствия нормам, принятым в данной среде, или предполагаемым ожиданиям. Исторически стыд – наиболее ранняя форма нравственной самооценки.
Категория стыда в этике выражает одну из универсальных психологических эмоций: эмоциональное неодобрение (санкция) при нарушении нравственной нормы (обязанности) на поведенческом уровне.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

СТЫД
эмоциональное осуждение своего поведения, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке. Возникает у человека вследствие противоречия реальных действий усвоенным им этическим нормам и правилам поведения, а также отрицательной оценки его действий авторитетными для него людьми. С. предупреждает совершение аморальных поступков, нарушение норм человеческого общежития. Различные люди имеют свои пороги С., обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих. С. способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлексирующей эмоцией.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Стыд
Невиновность является противоположностью виновности, а надменность – обратной стороной стыда. Виновность подчеркивает ошибку, преступление; стыд подчеркивает оскорбление, нанесенное Я. Стыдливый человек – это униженный Нарцисс, человек, который считал, что находится в безопасности и который вдруг обнаруживает себя обнаженным. Виновный может получить прощение, искупить вину, возместить ущерб, но можно ли представить, чтобы в один прекрасный день стыд оказался полностью «исчерпанным»? Стыд отражается на лице, стыдливый теряет свое лицо, стыду остается лишь исчезнуть, создать условия, чтобы о нем забыли. Такое исчезновение, безусловно, чаще происходит из-за расщепления Я, чем из-за вытеснения, защищающего каждого из нас от пережитого ранее стыда. В обществах, где люди живут, находясь больше под угрозой стыда, чем под угрозой виновности, стыд играет регуляторную роль – в Антильских обществах говорят: «Избегайте публичного оскорбления!», но это происходит ценой усиления персекуторных чувств. «Грубый голос», осуждающий виновного, брызжет из-за кулис внутренней сцены, а глаз, видящий выставленного на посмешище, царит на социальной сцене.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

СТЫД
эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или некоих индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением черт личностных других, как правило, близких людей (стыд за другого).
Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение. Стремление избежать подобных переживаний - мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, на приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Разные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ориентациями ценностными, направленностью личности и связанной с ними чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих.
Фокусируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах, стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей эмоцией (-> рефлексия). Повышая чувствительность к оценкам окружающих людей, стыд участвует в регуляции общения, облегчая или затрудняя контакты межличностные.
Стыд - эмоция, полностью обусловленная социально; он формируется в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя и культуры.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СТЫД
эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. Это «социально-е чувство, эмпирическая основа моральной жизни, функция правильной иерархии в нас моральных ценностей. Стыдно становится при ее нарушении, и острие чувства направлено на самое личность. С. не связан с одной лишь половой средой и даже скорее выветривается здесь, чем в других сферах» (Вл. Соловьев). Социальный стыд – влияние осуждения со стороны окружающих, когда нам внутренне стыдно самих себя – С.с. переходит в индивидуальный. Предваряющая эмоция – застенчивость есть уже в раннем детстве: ребенок как бы сжимается, стремясь уйти в самого себя, снижается самооценка. У подростков, особенно у мальчиков, бывает активная форма С. – бравада. С. – мучительное чувство большой силы, но в нем нет творческого подъема, а есть бегство от самого себя. Лишь при условии морального здоровья личности он обретает творческое значение. С. переживается как неудовлетворительность собой, осуждение или обвинение себя. Стремление избежать подобных переживаний является мощным мотивом поведения направленного на совершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Стыд
переживание, испытываемое индивидом, осознающим свою несостоятельность, неумелость в каком-либо деле, поведении, неуместность своего поступка, неадекватность действия или ответа. С. может переживаться как при действительном осуждении недостойного, неприличного поступка значимыми окружающими, так и при воображаемой оценке их, ожиданиях критики, презрения, насмешки со стороны других. Также он вызывается и собственной критикой, негативным представлением о какой-либо своей черте, способности, особенности внешности.
С. проявляется в растерянности, замешательстве, неуклюжести, снижении самоконтроля. Может инициировать состояние тревоги, отчаяния, гнева, вызывать желание спрятаться, исчезнуть. Легче возникает у человека, чувствительного к отношению к нему со стороны других людей, к мнению о нем.
Эмоцию С. вызывают также переживания за близкого человека, попавшего в неловкую для него ситуацию или совершившего проступок. С. делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих, осознается членами группы как свидетельство восприимчивости к критике. Он способствует поддержанию конформности, выступая ограничителем эгоцентризма и эгоизма, способствует принятию социальных и групповых норм.
Литература
Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СТЫД
это чувственно-эмотивно-мотивационные состояния, кот. возникают, в основном, в том случае, когда субъект осознает достоверно-конкретную или же мнимо-ложную дисконгруэнтность-дисизоморфность собственных акций-действий-деяний, индивидуально-поведенческих реакций-паттернов-парадигм-моделей, в условиях социума-альянса, группы, бомонда, минигруппы, в кондициях-матрицах социально-онтологического порядка; матрицы-интерпретации-мультииндукции С., коррелируется непосредственно с полиповеденческими актами субъекта, с его дифференциально-индивидуальными нормами морали, с его личностно-социально-онтологическими диспозициями-установками, с ориентациями-социоиндексами других субъектов, а мультисостояния С. переживаются как эгоформы-эгокондиции неудовлетворенности субъекта самим собой, как эгоматрицы самоосуждения-самообвинения; каждый из субъектов, — если субъект сам по себе высокоинтеллектуален-высокоинтеллигибелен-апогеедуховен, — в основном стремится избежать состояний-переживаний, связанных с С. и быть более рациональным-респектабельным-этикетным-эстетичным по отношению к окружающим людям, ориентируясь на высокоэтические нормы-предписания-максимы-принципы, прогрессивно-рационально эволюционизируя т.о., функции самококтроля-саморегуляиии-самосознания-самокритичности-самообъективности. инвариантно-онтологично-экзистенциально, вслушиваясь-прислушиваясь, часто, к оценкам-замечаниям, просьбам других индивидов, кот. продуцируются-возникают-инкарнируются-реинкарнируются в дифференциально-онтологических факторах-кондициях, связанных с коммуникациям-контактами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СТЫД
эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. С. м. б. связан с поведением или проявлением личностных черт др., как правило, близких людей (С. за др.). С. переживается как неудовлетворенность собой, осуждение себя. Стремление избежать подобных переживаний является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги С., обусловленные ценностными ориентациями, направленностью личности и связанной с этими особенностями чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих людей. Фокусируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах, С. способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей эмоцией. Повышая чувствительность субъекта к оценкам окружающих людей, С. участвует в регуляции общения (облегчая или затрудняя межличностные контакты). С. – полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры. С. – одна из эмоций, отличающих человека от животных. Формирование у ребенка и подростка некоторых видов С. способствует профилактике конфликтов. Напр., понимание постыдности воровства, презрения к своей Родине, лжи, стремления жить за счет др., алкоголизма, наркомании и т. д. способствует профилактике конфликтов с окружающими, интересы которых затрагивают эти пороки. С. может выступать психологическим условием, способствующим предупреждению социальных и конструктивному разрешению внутриличностных конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Стыд
1) (более ранняя форма студ, и слово означало ощущение холода; затем развилось значение «срам» как метафорическое: ср. человек съеживается от холода или быстро одевается и делает то же похожим образом – оказавшись прилюдно обнаженным, желая прикрыться, поспешно что-то надевает) – активное нежелание показываться обнаженным, а также неприятие любых нецеломудренных разговоров и действий, стыдливость.
Ср.:
Для немцев публичный вид полной обнаженности был обычен до XVI века… Свобода наготы была и в Дании, и вообще в Европе. Женщины раздевались догола и ложились спать голые при гостях и посторонних (Х. Эллис, Исследования по психологии секса).
Как считается, лесбиянка не выказывает стыда мужчинам, а стыдится перед женщинами. Краснение и стыд сексуально привлекают, с этим связано, как предполагают, употребление румян и пр.
Стыд изображался в виде женщины, укрывающейся своей одеждой, чтобы скрыться от всех взглядов (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).
2) эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он действовал нечестно или смехотворно, чувство или сознание предосудительного; боязнь позора, унижения перед людьми; угрызения совести по поводу дурного поступка, временная потеря самоуважения, чувства собственного достоинства. Возможное проявление – покраснение лица, закрывание лица руками. Может сочетаться с негодованием, ненавистью, гневом (по отношению к тому, кто вызвал стыд), с угрызениями совести, отчаянием, растерянностью. Типичная реакция – неловкость, удовлетворение, сочувствие, злорадное наслаждение.
Гордая девушка не могла выдержать сверкающего взгляда любимого человека, так как смутно почувствовала всю низость вопроса, который готовилась задать: «Вы дворянин?» Но, произнеся эти слова, она готова была провалиться сквозь землю (О. Бальзак, Загородный бал).
Ср. ситуацию в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», когда Митя Карамазов при аресте устыдился, что у него грязные носки.
Женщина всегда ненавидит тех, перед кем ей приходится краснеть (О. Бальзак, Гобсек).
Мне казалось, что с меня сорвали одежду и я стою обнаженная перед этой любопытной толпой (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).
Ср. вина.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

СТЫД
1) (совесть; стыдоба) мучительное нравственное переживание, связанное с осознанием аморальности тех или иных действий, поступков, образа мыслей; то же, что срам. Ср. Бесстыдство.
С. не был присущ человеку на первобытной стадии его развития (см. Нагота). По мере исторического развития приобрел функцию важного регулятора поведения в пол. сфере. На бытовом уровне чувство С. опосредуется моралью двойной. Известное изречение Цицерона «Obscoenum est dicere, facere non obscoenum» («Говорить стыдно, а делать не стыдно») отражает ханжеский характер проявления С. в мещанской, обывательской среде.
В периоды революционных потрясений неоднократно предпринимались попытки пересмотреть и даже упразднить регулятивную функцию С. (см. Нудисты). В 1968 лозунги борьбы со С. выдвигались также лидерами сексуальной революции.
«Стыд – явление не индивидуального, но общественного характера. Стыд – это обычно внутреннее мерило принятого и непринятого. Стыд – это наша органическая связь с обществом, посредством стыда выражает свои запрещения гений рода, гений общественности, подсознательно пребывающий внутри нас и неустанно ведущий борьбу с устремлениями нашего индивидуального сознания.» М. Волошин. Театр и сновидение.
«Я, любя тебя, много стыдобы перетерпел…» М. Шолохов. Поднятая целина.
Стыдить (-ся) (совестить) – реагировать на чувство С.
«Господа! я предлагаю ничего не стыдиться! – Ах, давайте, давайте ничего не стыдиться! – послышались многие голоса…» Ф. Достоевский. Бобок.
Стыдный (-ая; -ое) (позорный; постыдный) – внушающий чувство С.
«Какие слышатся меж вами анекдоты!
Какой у вас идет постыдный разговор!»
Н. Некрасов. Послание к Лонгинову.
Стыдливость – психоэмоциональная характеристика личности, отражающая способность стыдиться.
В античном мире С., также как и верность, являлась объектом обожествления.
«И затем, дорогая, вы вступили на стезю порока, забыв всякую стыдливость» А. Чехов. Дуэль.
Стыдодеяние /устарев./ – то же, что непотребство.
Стыдливый (-ая; -ое) (целомудренный) – присущий или свойственный стыдливости.
«…она вдруг покраснела так, как умеют краснеть только очень стыдливые женщины, – даже спиной и грудью.» А. Куприн. Яма.
2) (позор) чувство оскорбленного целомудрия, свойственное главным образом женщинам.
«Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда…»
А. Пушкин. Евгений Онегин.
3) /разг./ то же, что гениталии.
«Забудь про церемонью,
Прикрой свой стыд ладонью».
Ю. Ким. На голубом заливе.

Источник: Словарь доктора либидо

Стыд
общеславянск., основа та же, что и в слове «студить». Значение «срам, позор» является переносным и развилось из значения «холод»; англ. shame – cтыд, позор) – 1. в психоанализе - «Золушка неприятных эмоций», поскольку стыд, в отличие от тревоги, вины и депрессии, остался в стороне от изучения психоаналитиков. По З.Фрейду – это страх осмеяния другими людьми. Провоцируется тем опытом, который ставит под сомнение прежние позитивные представления индивида о себе и заставляет его посмотреть на себя глазами окружающих, увидев расхождение между самомнением и мнением о себе других людей. Указывает на то, что принятые в обществе нормы морали и поведения индивид не усвоил настолько глубоко, чтобы они стали его совестью, нравственным убеждением. Открытость опыту стыда увеличивает инсайт (понимание своей неадекватности) и самоосознание (знание себя), отрицание стыда провоцирует развитие «защитной брони». Стыд, в отличие от чувства вины перед самим собой, отражающего развитое чувство совести, характеризует и более тесная связь с телесными проявлениями (например, «краска стыда»). Pirs (1953) толкует стыд как реакцию на неспособность жить согласно Эго-идеалу (то есть вина возникает, если индивид действует вразрез с указанием, поступившем ранее извне, но представленном далее в Супер-Эго), а стыд – если индивиду не удается достичь идеала поведения, который он сам себе установил; 2. Согласно Lynd (1958), не являющемуся аналитиком, стыд тесно связан с чувством идентичности и с инсайтом. Он провоцируется тем опытом, который ставит под сомнение наши прежние представления о себе и заставляет нас видеть себя глазами других и признавать расхождение между тем, как они воспринимают нас, и нашим собственным чрезмерно упрощенным и/или эгоистичным представлением о себе. Если нарушение норм морали и закона приводит к появлению чувства вины, то бестактность и ошибки вкуса вызывают чувство стыда; 3. в социологии - различают культуры вины и культуры стыда; иудейско-христианская западная цивилизация – пример первой, европейская военная аристократия и традиционная японская культура – пример второй; 4. чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения; чувство моральной ответственности за свое поведение, поступки. Чувство стыда возникает только в отношении самого себя, тогда как чувство вины может быть связано с неприемлемым или недостойным поведением других людей. Кроме того, чувство стыда побуждает обычно скрывать свои неподобающие поступки от других людей, лгать им, оправдываться, а чувство вины – изменять свою систему нравственных ценностей; 5. в психопатологии – чувство неловкости, смущения, стеснения, возникающее у пациента при общении с окружающими, которые, как он предполагает, могут догадываться или даже знать о его недостойном поведении, каком-либо пороке, позорной болезни, а часто возникают и без определенной причины, как, например, аутохтонное чувство вины у депрессивных пациентов.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СТЫД
СОРАМ / SHAME– эмоциональное осуждение своего поведения, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке. Возникает у человека вследствие противоречия реальных действий усвоенным им этическим нормам и правилам поведения, а также отрицательной оценки его действий авторитетными для него людьми. С. предупреждает совершение аморальных поступков, нарушение норм человеческого общежития. Различные люди имеют свои пороги С., обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих. С. способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлексирующей эмоцией. Большинство исследователей относят С. к группе эмоций самосознавания, отличающихся от базовых эмоций тем, что связь с процессами самосознавания для них необходима и обязательна. С точки зрения одного из наиболее известных и влиятельных исследователей эмоций самосознавания Дж. Тенжни, в отличие от С., вина: касается всей личности в целом, а не конкретного поведения; менее приватна в том смысле, что предполагает внутренние «уколы совести», не внешнего карающего наблюдателя; менее проактивна, т. к. предполагает желание скрыться и исчезнуть, а не исправить ситуацию; препятствует эмпатичному восприятию другого и способствует развитию дезадаптивных реакций на стресс. В психологии феномен С. в разное время рассматривался в трудах К. Муздыбаева, Е. В. Коротковой, Б. Килборна, Х. Льюис, Е. П. Ильина, Т. Шмадер, Д. Лиминга, Е. И. Кульчицкой, В. А. Малахова, С. Г. Якобсона, Д. П. Тангни и др. В частности, Д. Лиминг и М. Боул отмечают, что ситуативное переживание С. является частью нормальной психической жизни человека и несет адаптивную функцию: С. служит индикатором социальной угрозы, угрозы отвержения и исключения из группы, а следовательно, способствует нормализации социального взаимодействия и поддержанию групповых норм поведения. Изучение С. в психологии связано с проблемой развития и течения депрессии, тревожными расстройствами, расстройствами пищевого поведения, личностными расстройствами, самоповреждающим поведением, самоотношением и отношением к другими т. д. Х. Льюис установила, что С. порождает гнев, который направлен как на себя, так и на других. Образы мести и насилия, вызванные стыдом-яростью, со своей стороны, порождают чувство вины. Стыд-гнев и стыд-уныние чаще являются первичными причинами депрессии, чем вина. Для диагностики С. используют хорошо зарекомендовавшую себя методику измерения чувств вины и С., разработанную Д. П. Тангни, Р. Л. Даринг и П. Э. Вагнером (Test of self-conscious affect-3– TOSCA-3). Методика состоит из 16 коротких жизненных сценариев-ситуаций, предполагающих появление у человека чувств вины, С. и других моральных эмоций. Каждая ситуация сопровождается перечнем возможных эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций на нее. Задача испытуемых заключается в оценке вероятности возникновения каждой из предложенных реакций по 5-балльной шкале лайкерт-типа. Апробацию методики в России осуществили И. К Макогон, С. Н. Ениколопов. С. на групповом уровне возникает, когда люди убеждены в том, что действия членов ингруппы негативно влияют на позитивность социальной идентичности , и вызывает стремление индивида восстановить положительный и желательный образ ингруппы. С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
545.74 кб

Стыд и вина в японской культуре

Шкапа Наталья Владиславовна
Читать PDF
510.07 кб

95. 02. 023. Кеплингер А. Стыд в теоретическом контексте. Keplinger A. teoretyczny kontekst wstydu /

Васильева Э. П.
Читать PDF
195.99 кб

Стыд как демаркация видимого и невидимого: античность и средние века

Баженов М. В.
Прослеживаются исторические изменения соотношения постыдного и внестыдного в античности и в европейском средневековье. Связь постыдного и внестыдного раскрывается с помощью понятий «видимое» и «невидимое».
Читать PDF
271.62 кб

Табуированное удовольствие: концепты «Грех» и «Стыд» в контексте исторической антропологии детства

Рассадина Софья Александровна
В нормативной парадигме современной культуры важное место занимают принципы, регламентирующие как поведение ребенка, так и поведение взрослых в присутствии детей.
Читать PDF
297.38 кб

Стыд и бедность: последствия для социальной политики

Симонова Ольга Александровна
Рассматриваются социально-психологические функции стыда, влияющие на поведение людей, живущих в бедности.
Читать PDF
112.57 кб

Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и я

Килборн Бенджамин
Читать PDF
252.77 кб

2016.01.012. САИД М. САМОУБИЙСТВО И СТЫД В ЮЖНОЙ ШРИ-ЛАНКЕ: СЕТИ ЗАВИСИМОСТИ. SAID M. SUICIDE AND SH

Плотников Г.И., Симонова О.А.
Читать PDF
215.40 кб

2016.01.013. РЭЙ Л. СТЫД И ГОРОД: «МАРОДЕРСТВО», ЭМОЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. RAY L. SHAME AND THE

Камалова С.У., Симонова О.А.
Читать PDF
141.85 кб

Стыд: сологическая перспектива

Гергилов Ростислав Евгеньевич
В статье описаны социальные характеристики стыда. В первую очередь, он связан с такими природными и социальными чертами человека, как возраст, пол, стигмата или статус, от которых могут зависеть тип, частота и интенсивность стыда.
Читать PDF
266.23 кб

Универсалии «Совесть», «Вина» и «Стыд» в рефлексии русской философии

Данилова Юлиана Николаевна
Статья раскрывает проблему универсалий ‘совесть’, ‘вина’ и ‘стыд’ в истории русской философии. Проблема данных универсалий рассматривается в работах А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А.
Читать PDF
1.19 мб

Универсалии «Вина» и «Стыд» как выражение русскости в морали

Данилова Юлиана Николаевна
Рассматривается путь развития русской морали от эпохи Средневековья до ХХ в. Изучается влияние христианства на русскую мораль.
Читать PDF
219.07 кб

«Стыд» в философии Аристотеля

Мелкая Марина Витольдовна
Предметом исследования является тематизация стыда в трудах Аристотеля. Автора интересует феномен стыда как таковой в его экзистенциальном, антропологическом и культурном значении.
Читать PDF
174.80 кб

Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ

Гергилов Ростислав Евгеньевич
В статье анализируются основные концепции феномена стыда, выявляется его базовая структура. Теоретической основой такого подхода выступает философская антропология Г. Плеснера.
Читать PDF
462.26 кб

Моральная ответственность, вина и стыд в контексте коллективной деятельности

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье проведена классификация подходов к вопросу о коллективной моральной ответственности и проанализированы феномены коллективной вины и коллективного стыда как формы ее выражения.
Читать PDF
362.78 кб

Стыд и коллективно разделяемая моральная ответственность

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье подвергнут анализу вопрос о том, какая из негативных эмоций самооценки (стыд или вина) лучше подходит в качестве средства выражения идеи коллективно разделяемой моральной ответственности.

Похожие термины:

  • Ложный стыд

    досада, негодование индивида при его изобличении, при нарушении им условностей, норм, принятых в его кругу, невозможности быть наравне с другими в имущественном, финансовом отношении, во внешнем в