Структурализм

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Структурализм
атомистическая теория сознания, выдвинутая Эдвардом Титченером: сознание состоит из простых элементов, сочетания которых формируют более сложное содержание сознания.

Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013

структурализм
основан титченером; задачей школы структурализма было выявить основные элементы мышления при помощи техники интроспекции, а также объяснить, как эти элементы удерживаются вместе законами ассоциации.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Структурализм
Одно из ранних научных направлений психологии, основоположником которого считается Э. Б. Титченер. Основной задачей психологической науки структуралисты считали изучение базовых элементов и структуры восприятия.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Структурализм
направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. X X в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма - культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле - научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение - т. н. генетический структурализм Л. Гольдмана).

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

СТРУКТУРАЛИЗМ
течение в психологии, воплощающее тот же подход, что обеспечил успех химии и физики: расчленение на составляющие элементы.
Восходит к В. Вундту, который интересовался структурой сознания и считал главной задачей психологии изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Он и его сторонники попытались применить его в анализе осознаваемого внутреннего опыта, назвав его "мыслительной материей" и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Сознание было разбито на психические элементы - своего рода "атомы". Приверженцы этой элементаристской доктрины были убеждены, что основной материал сознания - ощущения, образы и чувства. Роль психологии они сводили к возможно более детальному описанию этих элементов.
Для достижения этого они применяли метод интроспекции экспериментальной - лучший, по их мнению, для психологии, отличающий ее от других наук. Но в этом методе обнаружились серьезные недостатки, да и "атомы" сознания оказались мало похожи на физические атомы, ибо склонны постоянно меняться и развиваться. Поэтому вскоре пришлось отказаться от взгляда на психологию как науку о структурах сознания, хотя в течение ряда лет он пользовался успехом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Структурализм
1. в экспериментальной психологии Э.Б.Титченера – положение о том, что сложные психологические структуры образованы комбинацией простых психологических элементов. Экспериментальным методом, на котором упомянутый исследователь основывался, был метод интроспекции, с помощью которого надеялись выявить все «основные элементы ощущения» и «аффекции», составлявшие гипотетическую глубинную структуру психику. Этот подход, по словам А.Ребера, «благополучно скончался с Титченером»; 2. теория когнитивного развития Ж.Пиаже. В этой теории рассматривается структура мысленных представлений, лежащих в основе интеллекта и адаптивных моделей поведения, которую характеризуют последовательность стадий когнитивного развития от сенсомоторной стадии в направлении формального операционального уровня мышления; 3. любой из нескольких социологических/антропологических подходов, в центре внимания которого находятся социальные организации и то, как члены общества на них реагируют и как усваивают их требования. Обычно особое внимание придается анализу религии, мифологии и искусства; 4. направление в гуманитарных науках, связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации; 5. в психопатологии – направление изучения структуры психопатологических феноменов, например, бредовой структуры, клинической структуры депрессии и др. Заметим, что любой психопатологический феномен есть структурное образование, поскольку, теоретически, воздействие на отдельные его элементы способно повлечь изменение всей болезненной структуры. Например, назначение депрессивному пациенту достаточных для преодоления бессонницы доз препаратов, может оказать значительное влияние на структуру депрессии. В этом смысле выявление паттернов, то есть объединяемых статистическми методами групп симптомов, каким бы полезным ни было это занятие, может увлечь клиническую мысль несколько в сторону от анализа реальной клинической картины, так как элементы паттерна связаны друг с другом посредством других, обычно скрытых или неизвестных переменных. Понятие о синдроме предполагает изучение не статистических, а каузальных зависимостей.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СТРУКТУРАЛИЗМ
Существует несколько теоретических и философских направлений, которым было дано это название или которые сами себя так называли. Общим для всех них является интерес к структуре или организации тех явлений, которые ими рассматриваются. Но поскольку исследуемые явления, так же как и предполагаемые формы лежащей в их основе структуры, в этих направлениях резко различаются, этот термин употребляется для обозначения подходов, которые часто резко отличаются друг от друга. Ниже приводятся те подходы, которые наиболее часто обозначались как структуралистские и которые имеют значение для социальных наук. 1. Система в экспериментальной психологии, тесно связанная с трудами и эмпирическими открытиями Эдварда Б. Титчнера. Этот подход был (прошлое время используется здесь потому, что этот конкретный подход благополучно скончался с Титчнером) основан на предположении, что весь человеческий психический опыт, независимо оттого, насколько он сложный, может рассматриваться как совокупность или комбинации простых процессов или элементов. Экспериментальным методом, использовавшимся этим направлением, был метод интроспекции, и была сделана попытка выявить все основные элементы ощущения и аффекции, составляющие психическую жизнь, и, следовательно, показать глубинную структуру психики. Этот подход довольно энергично и эффективно критиковался многими: бихевиористы критиковали его за чрезмерный ментализм, гештальтисты – за неоправданный редукционизм, психоаналитики – за настойчивость в исследовании только сознательных процессов, функционалисты – за его неспособность оценить роль и функции сознания и разными другими – за исключение из исследований животных, детей, психически больных, социальных групп и любого другого субъекта, который не мог применять интроспекцию. 2. Теория когнитивного развития Жана Пиаже. В отличие от подхода Титчнера, здесь рассматривалась структура мысленных представлений, лежащих в основе интеллекта, адаптивных моделей поведения, и она характеризуется как последовательность квазилогических и логических стадий, через которые ребенок проходит на пути к логически формальному операциональному уровню. Подробнее см. Пиаже. 3. Любой из нескольких социологических/антропологических подходов, таких как подход Клода Леви-Стросса. Здесь в центре внимания находятся социальные организации и социальные структуры и то, как члены рассматриваемого общества их усваивают и как на них реагируют. Акцент здесь делается на использование таких организационных структур в качестве эмпирического основания для теоретической индукции относительно личного и группового понимания структуры их мира как с психологической, так и с физической точек зрения. Обычно особое значение придается анализу религии, мифологии и искусства. Обратите внимание, что структурализм 1 – редукционистский и атомарный, в то время как 2 и 3 – целостный и интеракционистский. Очевидно, что имеется много способов рассматривать понятие структурной системы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СТРУКТУРАЛИЗМ
несколько теоретических, философских и психологических учений, которые объединяет интерес и особое внимание к выявлению и изучению структуры сложных объектов и явлений. 1. В психологии С. первоначально был представлен системой научных взглядов, исторически связанной с именем американского психолога Э. Титченера. Основная идея С. состояла в сведении сложных психических явлений к элементарным (например, к ощущениям), их комбинациям и взаимодействию друг с другом. В рамках основной задачи психологии как науки С. рассматривал интроспекцию в качестве главного метода изучения психических явлений. Свою основную цель С. видел в том, чтобы обнаружить и описать все основные базисные элементы, из которых состоят сложные психические явления. Главную задачу С. сам Титченер определял как изучение структуры сознания человека как суммы переживаний в данный момент времени, а разум-как совокупность переживаний, накопленных человеком в процессе жизни. В целом С. имел три основные задачи: разделение сложных психических явлений на элементарные; определение законов объединения элементарных психических явлений в сложные; изучение связей элементарных психических явлений с физиологическими процессами и состояниями. Основная часть исследований, проведенных в структурной психологии (так впоследствии стали называть С.), оказалась связанной с решением первой из названных выше задач, т. е. с изучением структуры сознания. Для исследования структуры сознания в С. использовался разработанный Титченером метод систематической экспериментальной интроспекции. По мнению Титченера, задача психологии как науки заключается в том, чтобы выяснить суть и определить структуру сознания (психики), пользуясь методом интроспекции и выделяя с его помощью так называемые «атомы психики». Тремя основными элементами сознания или «атомами психики» в С. считались ощущения, образы и эмоции. Ощущения (в С. их было насчитано около 44 000), в свою очередь, могут быть определены по следующим признакам: качество, интенсивность, отчетливость и длительность. Из этих ощущений как из элементов складывают сложные образы. Эмоциональные состояния, в отличие от ощущений, имеют только качество, интенсивность и длительность. С. в психологии возник и получил распространение в США в начале ХХ в., и в течение двух десятилетий был достаточно популярен среди американских ученых. Однако с возникновением бихевиоризма и функциональной психологии его популярность быстро сошла на нет. 2. Иногда С. называется система научных взглядов, представляющих теорию когнитивного развития Ж. Пиаже. Здесь под структурами понимаются схемы организации интеллектуальной деятельности человека, а также соответствующие им формы адаптивного или приспособительного поведения. 3. Совокупность социологических и антропологических подходов к пониманию общества и человека, представленных, например, в учении Клода ЛевиСтросса. Здесь акцент ставится на социальной организации (структуре) общества или на внутреннем строении (структуре) человека. См. бихевиоризм, интроспекции систематической экспериментальной метод, интроспекция, психология функциональная, сознание, структура, схема.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Структурализм
structuralism) Родоначальниками С. как школы или системы психологии можно считать английских философов XVIII и XIX вв. Формально его возникновение связывают с именем Вильгельма Вундта и относят к концу XIX в. В лаборатории Вундта экспериментально изучались многие важные проблемы: время реакции, смешение цветов, последовательные образы, психофизика и словесные ассоц. Вундт обрисовал природу психич. явлений, определил, что именно следует изучать психологу и как обрабатывать результаты эксперим. исслед. Тинченер "привез" психологию Вундта в США, где он называл эту систему С. Он модифицировал и дополнил ее основные положения. И Вундт, и Титченер определяли психологию как науку о сознании или о сознательном опыте. Подобное определение ограничивало действительный предмет психологии челов. опытом. Все, что можно было сказать о биолог. видах, стоящих на более низкой ступени эволюционного развития, было отдано на откуп биологии. На протяжении первых трех десятилетий XX в. С. был господствующей школой в американской психологии. В противоборстве с ним развивались и др. системы, такие как функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология. Вундт и Титченер считали задачей психологии поэлементный анализ содержаний сознания. По Титченеру, существовали три класса элементов опыта: ощущения, чувства и представления. Он также полагал, что элементы обладают измерениями, или свойствами. Так, интенсивность указывает на то, насколько сильными или слабыми являются ощущения, т. е. громкий звук или тихий, яркий свет или тусклый, сильный запах (или вкус) или слабый. Качество указывает на конкретный вид опыта: определенная высота тона; цвет предмета (напр., красный или зеленый); кислый или сладкий вкус пищи, а также холод, тепло, боль или щекотание при касании кожи. Длительность характеризует период, в течение к-рого длится опыт. Ясность характеризует место данного опыта в сознании: то, что находится в центре сознания, будет очень отчетливым, то, что находится на его периферии, - туманным. Элементы чувств лишены измерения ясность. Титченер описал также свойство экстенсивности, или объема, но считал его применимым только к зрительному опыту. Под вниманием Титченер понимал орг-цию элементов сознания. Оно может быть произвольным, как в случае, когда человек намеренно, преследуя определенную цель, направляет свое внимание на какой-то конкретный объект. В опыте элементы сознания предстают объединенными. Средством их объединения служит ассоциация. Представления могут связываться по смежности (если нечто происходит вместе в пространстве или во времени) и по сходству. И Вундт, и Титченер разграничивали два мира опыта: ментальный (сознание) и физический. Единственный аспект опыта, к-рый Вундту не удалось объяснить, - это значение конкретного представления или множества ощущений (set of experiences). Чтобы решить эту проблему, Титченер создал контекстную теорию значения, согласно к-рой значение подразделялось на сердцевину (core) и на контекст. Сердцевина - это необработанный сенсорный опыт в том виде, в каком он доходит до сознания: голубой свет или высокий звук. Значение опыту придает именно контекст. Контекст составляют различные ассоц., вызываемые в сознании этой сердцевиной. Методологией С. были интроспекция и экспериментирование. В анализе опыта интроспекции отводилась особая роль. Титченер считал, что наука зависит от наблюдений, а интроспекция - один из способов их проведения. Чел., выполняющий интроспективный анализ, должен пройти соответствующую подготовку. Как система взглядов С. более не существует. Он умер, потому что не имел перспектив. Методология С. сильно ограничивала круг психол. проблем, подлежащих теорет. изучению, и не имела практ. приложений. Тем не менее С. способствовал выделению из философии психологии как дисциплины, методология к-рой, по крайней мере отчасти, являлась эксперим. Р. Ландин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
361.96 кб

Структурализм и герменевтика в анализе сакрального текста: к постановке проблемы

Сазонова Наталия Ивановна
Статья посвящена методологическим проблемам изучения религиозного сознания в связи с исследованием сакрального текста. Рассматриваются возможности применения к анализу сакрального текста методов структурализма и герменевтики.
Читать PDF
250.15 кб

Структурализм и постструктурализм в философии истории

Аникин Даниил Александрович
С появлением структуралистской и постструктуралистской версий философии истории (обнаруживаемых, в частности, в истории ментальностей) впервые был осуществлен разрыв с существовавшей столетиями старой эссенциалистской традицией.
Читать PDF
113.05 кб

Структурализм и его влияние на философию математики Н. Бурбаки

Скородумова Ольга Борисовна
Рассматриваются возможности применения структуралистского подхода к проблемам философии математики на примере концепции Н. Бурбаки.
Читать PDF
299.23 кб

2008. 03. 001. Кимелев Ю. А. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм в новейшей историко-фил

Читать PDF
129.41 кб

2005. 04. 007. Дорато М. , Паури М. Холизм и структурализм в классической и квантовой теориях общей

Матросов Н. Н., Яковлев В. А.
Читать PDF
142.94 кб

Структурализм как перспективный метод культурфилософского изучения повседневности

Смирнов Алексей Викторович
В статье обосновывается возможность применения структуралистского методологического инструментария в качестве оптимального подхода для построения культурфилософской концепции повседневности.
Читать PDF
145.59 кб

2005. 02. 001. Фрере Б. Генетический структурализм, пси-хологическая социология и прагматическая тео

Фомичев П. Н.
Читать PDF
737.24 кб

Структурализм и экология разума. Сравнительный анализ антропологических проектов К. Леви-Стросса и г

Читать PDF
177.77 кб

Структурализм и «Смерть человека»

Гароди Р.
Читать PDF
646.16 кб

Структурализм и идентичность математических объектов

Резник Майкл
Статья посвящена природе математики с точки зрения так называемого математического структурализма.
Читать PDF
1.47 мб

Субъективность и нормативность: ранний советский структурализм

Масскальк Марк, Берназ Олег
Философский анализ в статье проводится на двух взаимосвязанных уровнях.
Читать PDF
1.52 мб

Структурализм в европейской философии XX века

О. Б. Бокарева
Статья знакомит читателей с одним из направлений европейской философии XX в.
Читать PDF
57.42 кб

Марина Соболевська. Порядок дискурсу порядку: неофункціоналізм та пост- структуралізм в сучасній соц

Сорока Юлия
Читать PDF
215.12 кб

От истории к памяти: стратегии исторического познания в рамках «Философии всеединства» и структурали

Аникин Даниил Александрович
В статье рассматривается проблема исторического познания в рамках «философии всеединства» Л.П. Карсавина.
Читать PDF
146.91 кб

Факторы структурализации экономических интересов в условиях модернизации Российской экономики

Саяпин Алексей Викторович, Шарова Анна Анатольевна
В статье анализируется категория «экономический интерес»; раскрывается система взаимодействия интересов в различных сферах жизни общества.

Похожие термины:

  • СТРУКТУРАЛИЗМ ЛАКАНА

    Структурализм как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и, следовательно, из примата струк
  • СТРУКТУРАЛИЗАЦИЯ

    STRUCTURALIZATION) Формирование психической структуры – процесс, при котором ряд функций становятся связанными с целью формирования прочной и согласованно действующей системы.
  • Структуралисты

    structuralists).