(Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности, М.1994) — методика позволяет определить структурные особенности (профиль) интересов личности, а также креативные показатели — спектр интересов, интенсивность и доминанты (предметную направленность), т. е. те сферы, в которой интенсивность мотивации достигает оптимального для творчества уровня. Спектр (разнообразие) интересов определяется по количеству ярко выраженных (приоритетных) сфер. Высший балл (5) — 8 ярко выраженных сфер; 4 балла — 6; 3 балла — 4; 2 балла — 1; низший балл (1) — ни одной ярко выраженной сферы интересов. Интенсивность (степень выраженности) определяется по количеству отклонений от нуля. Предметная направленность — по содержанию приоритетных сфер интересов («человек — человек», «человек — художественный образ», «человек — техника», «человек — природа» и т. д.).
«Карта интересов» методика представляет модификацию разработанной А. И. Савенковым анкеты (Одаренные дети в детском саду и школе, М. 2000) для выявления спектра интересов ребенка. В основу классификации интересов автор положил системы — человек–природа, человек–искусство, человек–человек и т. д., Педагог, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов школьников, что в свою очередь даст возможность более объективно судить о склонностях и о характере одаренности ребенка. Методика представляет собой анкету для младших школьников и их родителей Возможны модификации для более старшего возраста.
Каждый вопрос анкеты начинается с вопросов «Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы Вы?». Учащимся предлагается сделать выбор из следующих вариантов: мне очень не нравится; мне не нравится; я сомневаюсь, не знаю; мне нравится; мне очень нравится. Вопросы (утверждения) анкет составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. Для младшего возраста вопросы более простые, носят эмоциональную окраску. Перед началом процедуры педагог или психолог объясняет детям, для чего проводится опрос и правила заполнения анкет.
При обработке анкет целесообразно использовать специальные индивидуальные бланки, которые наглядно позволяют определить спектр и профиль интересов каждого учащегося, выявить их предпочтения. С помощью суммирования выборов учащихся по каждому вопросу анкеты можно выявить общие интересы и склонности учебной группы, всего детского коллектива.
Структура интересов
"Структура интересов"
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014