(яп. «кай» — изменение, «дзен» — «к лучшему») — система управления, впервые примененная в японской компании Toyota. Компании, использующие кайдзен, повышают рентабельность и конкурентоспособность, обходясь при этом без крупных капиталовложений: упор делается на повышение производительности труда (на 50—100 % и более). В основе стратегии лежит философия непрерывного совершенствования и роста, лежащая в основе успеха японских фирм, Стратегия «кайдзен», понимаемая как непрерывный процесс совершенствования, в который вовлечены все сотрудники компании — от руководителя до рядовых работников, помогает добиваться успеха как в бизнесе, так и в жизни.
Идеология Кайдзен: «Чего хочет человек на работе? «Уважения — творчества — достойного вознаграждения». Основные основополагающие принципы менталитета Кайдзен:
– Абсолютно все может и должно быть улучшено. Ни один день не должен пройти без того, чтобы какое–нибудь улучшение не было сделано где–то в компании.
– Концентрируйся не на критике недостатков, а на предложении улучшений, устраняющих эти недостатки.
– Мысли креативно (нестандартно). Если что–то хорошо работает, постарайся найти способ, чтобы оно заработало еще лучше.
– Стратегия улучшения должна быть сконцентрирована на покупателе. Любые действия менеджеров в конечном итоге должны привести к повышению удовлетворенности покупателя.
– Представь себе идеально обслуженного покупателя и прилагай все усилия, чтобы создать такую потребительскую ценность для него.
– Первым делом качество, а не прибыль — предприятие может процветать только в том случае, если удовлетворен покупатель, покупающий его товары или услуги.
– Признай, что проблемы существуют в любой корпорации, и создай корпоративную культуру, в которой каждый может указать на такие проблемы и предложить метод улучшения ситуации.
– Думай о том, как можно улучшить ситуацию, а не о том, почему она не может быть улучшена.
– Смотри на решение проблем как на кросс–функциональную, систематическую и совместную деятельность.
– Концентрируйся на процессах — создай на фирме менталитет, нацеленный на улучшение процессов, и менеджерские системы, которые поддерживают и поощряют усилия людей, направленные на улучшение процессов.
– Создай дефицит ресурсов, иначе, если ресурсы в избытке, трудно настроиться на менталитет Кайдзен.
– Если какой–либо сотрудник или поставщик недостаточно хорошо работает, не меняй его, а дай ему возможность улучшить свою работу.
Литература: Кайдзен для рабочих / Пер. с англ. — М.: Институт комп¬лексных стратегических исследований, 2007. Масааки Имаи Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний Серия: Модели менеджмента ведущих корпораций Издательство: Альпина Паблишерз,2009