СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 1 определение
СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
англ. research designs in development psychology) - общий принципиальный путь организации исследования. Различаются след. основные стратегии.
Трансверсальная стратегия, или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия), при которой изменения в какой-либо стороне психического развития изучаются на выборках, различающихся только по параметру хронологического возраста. На основе статистической обработки материалов определяются изменения, произошедшие в развитии за промежутки времени, которыми отличаются выборки. Эта стратегия была впервые обоснована А. Гезеллом, который считал, что в связи с постепенным замедлением темпа развития промежутки между выборками должны постепенно увеличиваться (в ранних возрастах эти промежутки должны равняться 1 нед, затем 1 мес или нескольким месяцам и, наконец, 1 г. или даже нескольким годам). При этой стратегии применяются различные методические приемы: наблюдение, эксперименты, тесты. Ее недостатком является невозможность проникнуть в закономерности динамики и переходов от одного уровня развития к др., более высокому.
Лонгитюдинальная стратегия, или стратегия продольного изучения (см. Лонгитюдиналъное исследование), при которой на протяжении более или менее продолжительного времени, иногда на протяжении нескольких лет и более, изучается одна и та же группа детей путем проведения срезов уровня развития через определенные промежутки времени. Преимущество такой стратегии заключается в возможности выявлять индивидуальные варианты развития. Иногда эта стратегия принимает форму длительных систематических наблюдений за ходом развития одних и тех же детей.
В отечественной психологии разработана новая стратегия, направленная на более глубокое исследование закономерностей психического развития - экспериментально-генетический метод. См. Детская психология.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004