СТРАХОВ Иван Владимирович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТРАХОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
(1905—1985)-психолог, специалист по общей, возрастной и педагогической психологии. Основные темы научных исследований: психология речи, характера, художественного творчества, младших школьников и подростков, учителей, психология педагогического общения, а также история психологии.
Соч.:О дружбе школьников. 1946; Вопросы психологии внимания в школе. Саратов, 1954; Психология сновидений. Саратов, 1955; Воспитание внимания у школьников. М., 1958; Психология педагогического такта. Саратов, 1966; Психология характера. Саратов, 1970; Психология педагогического общения. Саратов, 1980; Внимание в процессе научного труда. Саратов, 1982; Психология литературного творчества. М.-Воронеж, 1998.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СТРАХОВ Иван Владимирович

(1905— 1985) — российский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, психологии характера и типов темперамента. Д-р психологических наук (1941), профессор (1935). В 1958-1975 гг. возглавлял Саратовское отделение ОП СССР. За успешную научно-педагогическую деятельность награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Образование получил в Ярославском педагогическом ин-те, окончив лингвистическое отделение (1927). Уже в студенческие годы испытывал интерес к психологии (тема его дипломной работы — Опыты построения марксистской психологии в России) и потому поступил в аспирантуру Московского ин-та экспериментальной психологии (1927—1930). Одновременно работал ассистентом на кафедре психологии в Московском индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта. Опубликовал серию статей, в которых поднимал проблему типологии и теоретических методов в психологии. В 1931 г. получил приглашение возглавить кафедру психологии Иркутского педагогического ин-та. С 1934 no 1937 г. — зав. кафедрой Гомельского педагогического ин-та. В 1936 г. опубликовал ряд статей, посвященных практическим вопросам педагогической психологии: Об умственной работе учителя , Как изучать ученика, О проф-ориентационной работе в школе. В 1940 г. организовал и возглавил кафедру психологии Саратовского педагогического ин-та (СПИ, 1940-1977). В апреле 1941 г. в Московском государственном педагогическом ин-те успешно защитил докт. дис. на тему: Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией . Разработанные С. идеи относительно сущности и типов темперамента, методов его изучения и учета в дальнейшем получили развитие в его собственных работах, а также в работах его учеников и последователей. В годы ВОВ С. преподавал в различных вузах Саратова, а также в Ленинградском ун-те (1945—1946), который был эвакуирован в Саратов. В 1947 г. в Ученых записках СПИ была опубликована одна из наиболее значительных работ С. — Л.Н. Толстой как психолог (повторно изданная в серии Психологи Отечества, 1988). Общие итоги научно-исследовательской работы кафедры психологии СГПИ за 40 лет ее существования были отражены в составленном С. аннотированном указателе (1981) и статье в Вопросах психологии (1982). С. был ред. и соавт. ряда коллективных монографий: Очерки психологии педагогического такта (т. 1 -7, 1960—1969), Вопросы психологии внимания (вып. 1-12, 1969-1980), Вопросы музыкального образования, Формирование музыкально-слуховых представлений и Музыкальное развитие в процессе обучения (1970—1976), а также восьми выпусков Ученых записок СГПИ, посвященных проблемам психологии (1947—1963). Он также автор монографий: Психология творческого вдохновения (1962), Внутренняя речь в художественном изображении (1964), Психология педагогического такта (1966), Психологический анализ в литературном творчестве (в 5 ч., 1973— 1976), Методика психологического анализа характеров в художественном произведении (1977), Психологический анализ в творчестве Л.Н. Толстого (1978). С. А. Богданчиков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005