Страх, паттерн реакции Страхи детские

Страхи детей

Найдено 1 определение:

Страхи детей

children"s fears) Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая чел. или животное об опасности. Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побуждающими к осторожности в действительно опасных ситуациях. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешают нормальному выполнению физических, соц. и интеллектуальных функций. Психологи обычно различают два вида страхов: а) фобию (phobia) - сильный и, до некоторой степени, иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами, событиями или ситуациями; б) тревогу (anxiety) - смутное чувство беспокойства, опасения или обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник. Хотя мы не в состоянии точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретного ребенка и насколько они будут сильными, все же можно сделать ряд обобщений относительно факторов пола и возраста в их развитии. Половые и возрастные различия. Исследователи многократно подтверждали тот факт, что девочки сообщают о большем количестве страхов, чем мальчики. Однако на основании этих исслед. мы не можем сказать, обусловлено ли это половое различие более высокой врожденной предрасположенностью девочек к такой реакции, как страх, или же действием др. факторов, таких как влияния половой роли. В ряде исслед. были установлены связанные с возрастом изменения в типе страхов, о к-рых сообщают дети. Аналитический обзор данных, касающихся этой возрастной тенденции, показывает, что по мере взросления детей их страхи, в целом, становятся а) более абстрактными и б) в большей мере антиципаторными, чем связанными с непосредственными происшествиями. Напр., по сравнению с младшими, старшие дети, в целом, меньше боятся животных, но их больше пугает школа и соц. отношения. Младенчество и стадия овладения ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями вздрагивания или испуга в ответ на болевой раздражитель, потерю физ. опоры и внезапные громкие звуки и вспышки света. Два общих страха младенцев и начавших ходить детей - это боязнь незнакомых людей и тревога отделения. Дошкольные годы и поступление в школу. К числу более распространенных страхов, к-рые развиваются в раннем детстве, относятся следующие страхи (перечислены в алфавитном порядке): воображаемых существ, таких как привидения и ведьмы; врачей и, отдельно, зубных врачей; высоты; животных и насекомых; монстров и школы, часто в связи с дистрессом отделения; смерти, часто в связи с дистрессом отделения; темноты, особенно во время засыпания; ураганов, гроз и других природных явлений, а также глубокой воды. Среднее детство до наступления отрочества. В этом более позднем периоде детства частой темой, лежащей в основе страхов детей, становится угроза получения телесных повреждений, связываемая с преступниками и машинами, такими как автомобили и самолеты. Однако наиболее характерным для данного возрастного периода является растущее беспокойство в связи со школой, личной компетентностью и соц. отношениями - тревоги и волнения, сохраняющиеся и в отрочестве. Источники страха. Процесс приобретения страхов, по-видимому, связан с действием трех факторов. Это: 1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым "темпераментом". Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума яв-ся довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом. 2. Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха. 3. Мышление и воображение. Страхи могут яв-ся результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения. Терапия. Детям можно помочь преодолеть страхи до того, как они превратятся в серьезную проблему. В тех случаях, когда требуется терапевтическое вмешательство, существует два наиболее эффективных вида терапии, предназначенных для ослабления страха: контробусловливание и моделирование. При контробусловливании реакция страха замещается такими реакциями, как сохранение спокойствия, расслабление или проявление выдержки. Для этой цели используются методики классического обусловливания, в ходе к-рого пугающий объект постепенно связывается с приятными или нейтральными событиями. Терапевтическое моделирование - это процедура, в ходе к-рой ребенок наблюдает за др. людьми, вступающими во все более активное или близкое взаимодействие с пугающим объектом. См. также Эмоции, Страх, Страхи людей на разных этапах жизни Э. Серафино
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции

Ковалевская А.А.
В статье рассмотрена проблема страхов в теоретической и прикладной психологии. Определены виды страхов и условия их возникновения у детей младшего школьного возраста, основные методы исследования страхов учащихся начальной школы, а также приемы и способы их психокоррекции.
Скачать PDF

Особенности страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста

Акопян Любовь Суреновна
В статье анализируется содержание страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста, приводятся результаты сравнительного анализа страхов слабослышащих детей с содержанием страхов детей нормы. В качестве исследовательского инструментария использованы разработанный автором структурный опросник детских страхов (СОДС) и проективная методика «Нарисуй свой страх». Выявлены количественные и качественные отличия в содержании страхов, также выделены и описаны страхи, присущие слабослышащим детям
Скачать PDF

Исследование особенностей и структуры страхов детей, воспитывающихся в замещающих семьях и их сравни

Серова Е. В.
В статье приводятся результаты исследования объектов страхов, их структуры и выраженности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Описываются различия в выраженности страхов у детей из замещающих семей и детей, воспитывающихся в родных семьях и детских домах.
Скачать PDF

Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе

Акопян Л.С.
В статье рассматриваются и анализируются школьные страхи, прогнозируемые детьми дошкольного возраста подготовительной группы детского сада. Выявлено, что в содержании прогнозируемых школьных страхов у детей с разным уровнем психологической готовности к школе, имеются различия.
Скачать PDF

Личностные детерминанты совладающего поведения со страхами у детей 9-10 лет

Гриднева Светлана Валерьевна, Тащёва Анна Ивановна
Теоретически обосновывается и эмпирически доказывается, что детям 9-10 лет может быть свойственен набор личностных детерминант, складывающихся в определенной системе их отношений. Проявляемые близкими отдельные копинг-стратегии, проявляемые ими на активное выражение ребёнком страха, способствуют закреплению в личностной структуре ребёнка паттернов совладания в виде экспрессии интенсивного страха, аддитивных (взаимодополнительных) к дефицитарной системе межличностных отношений в семье и копинг-стратегиям близких взрослых. Выделенный личностный комплекс рассматривается авторами в качестве предиктора дезадаптивного характера проявления эмоции страха как копинг-стратегии.
Скачать PDF

О страхах у детей с ограниченными возможностями и их коррекции

Хватова Марина Владимировна, Ледовская Жанна Александровна
The article contains experimental data obtained by the authors. The amount of fears in disabled children is twice as much than in average ones. Ways to overcome them are proposed.
Скачать PDF

Школьные страхи и тревожности детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреж

Акопян Любовь Суреновна, Никифорова Татьяна Владимировна
Изучается проблема тревожности и страхов детей младшего школьного возраста во взаимосвязи с условиями школьного обучения. В работе представлены результаты исследования содержания школьных страхов и тревожности в зависимости от типа образовательного учреждения.
Скачать PDF

Оптимистический взгляд на проблему страхов у умственно отсталых детей

Скачать PDF

Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях

Ветрова Ольга Евгеньевна
В статье рассматривается проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста, а также проблема определения диагностического инструментария, позволяющего адекватно оценить уровень страха у детей дошкольного возраста.
Скачать PDF

Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей

Шелковникова Нэлля Игоревна
Перинатальный опыт рассматривается в статье как отражение подсознательных психических структур, преимущественно в правом полушарии, эмоционального состояния, пережитого ребенком при рождении. Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую Актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения.
Скачать PDF

Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Гольева Галина Юрьевна
Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Страхи у детей младшего школьного возраста обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Тем не менее у детей младшего школьного возраста страх еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратим при проведении соответствующих психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Скачать PDF

Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста

Хлыста Екатерина Андреевна
Статья посвящена изучению, анализу понятия страха и особенностям их возникновения у детей дошкольного возраста. Материал отличается целостностью и практичностью. Публикация рассчитана на практикующих психологов, психологов работающих в ДОУ, воспитателей, педагогов, родителей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: