Страх

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Страх
эмоциональное состояние, вызванное реальной или мнимой опасностью; защитная биологическая реакция.

Источник: Ильин Е. Психофизиология состояний человека

Страх
fear). Состояние возбуждения, напряжения или опасения, вызванное неким определенным обстоятельством.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Страх
Fear). Возникает в результате неизбежных надвигающихся изменений периферийных конструктов индивидуума.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Страх
fear) - физиологический и эмоциональный ответ центральной нервной системы на серьезную угрозу благополучию человека.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

страх
Эмоциональная реакция на ощущаемую надвигающуюся угрозу или опасность, связанную с позывом сбежать или бороться. 

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Страх
в психиатрии). Беспредметная отрицательная эмоция, сопровождаемая напряженностью, чувством непосредственной опасности для жизни и вегетативными расстройствами.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Страх
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Страх
чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне - страх острых предметов, животных и т. д.).

Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003

СТРАХ
сильная эмоция типа аффекта, чаще всего возникающая в ситуациях реальной или мнимой опасности для жизни человека и сопровождаемая чувством боязни, тревоги, а также стремлением человека избежать или устранить соответствующую угрозу. См. аффект.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СТРАХ

— негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

страх

психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств – тревоги, беспокойства и др. в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СТРАХ
наиболее биологически обусловленная эмоция как отражение нужды избежать опасности, в основе которой лежит пассивно или активно оборонительный рефлекс, определяющий астеническое или стеническое его проявление. С. имеет различные формы: боязнь, испуг, тревожное ожидание, паника. Особое место занимает стеническое проявление С.— «упоение страхом», о котором А. С. Пушкин писал: «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья» («Пир во время чумы»).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Страх
переживание ситуации как потенциально или реально опасной и угрожающей. Страх амбивалентен, включает в себя постоянные колебания между желанием идти вперед под влиянием какой-то сильной нужды, стремлением убежать (скрыться от опасности), и стремлением замереть, в надежде, что угроза исчезнет или пройдет мимо. Эти три разнонаправленных движения сосуществуют в организме практически одновременно, уравновешивая друг друга. Балансируя между ними (приблизиться, замереть остановиться, отползти или отскочить назад, снова замереть, медленно двинуться вперед), человек обеспечивает максимально эффективное действие в опасной ситуации.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

СТРАХ
Эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций (см. автономная нервная система). Страх часто различается с тревогой по одному (или обоим) из двух оснований: (а) страх рассматривается как включающий определенные объекты или события, в то время как тревога считается более общим эмоциональным состоянием; (б) страх – это реакция на присутствующую в данный момент опасность, тревога – на ожидаемую или предполагаемую. См. фобия, специфический, устойчивый, иррациональный страх.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Страх
Категория. Состояние, которое возникает прежде всего в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована.
Специфика. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П.Павлова и Дж.Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х.Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СТРАХ
от праславянского straxъ – «оцепенение» – эмоция, характеризующаяся переживанием субъектом влияния результатов реальной или воображаемой угрозы и опасности. Интенсивность, длительность и специфика переживания зависит от характера и типа угрозы биологическому или социальному существованию. При незначительной силе проявления С. в форме опасения, испуга, боязни играет положительную роль, выполняя функцию предупреждения субъекта о возможной опасности, позволяя тем самым собраться, сосредоточиться, мобилизовать решительность и силы, сконцентрировать внимание на борьбе с источником опасности. В связи с этим, специальная подготовка лиц, осуществляющих свою профессиональную деятельность в экстремальных условиях, должна содержать отработку и обретение знаний, умений и навыков снижения степени проявления С. При отсутствии такой подготовки или ее несовершенстве С. может быть выражен в форме аффекта (ужас, панический страх), проявляться в агрессивных, неконтролируемых реакциях, в бегстве или оцепенении, т.е. в этом случае С. играет отрицательную роль.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

СТРАХ
fear) - эмоциональное состояние, вызванное угрожающей опасностью и обычно характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями. Страх отличается от тревоги тем, что всегда имеет конкретный объект. Сопровождающие его физиологические изменения в организме могут включать учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, усиление потоотделения и т.д. Изменения в поведении человека связаны с тем, что он старается избегать предметов и ситуаций, которые вызывают у него страх; эти изменения могут быть очень странными и совершенно неприемлемыми для нормальной жизни (например, боязнь открытых пространств). Такие специфические неприемлемые для нормальной жизни страхи называются фобиями. Бста-блокаторы способствуют уменьшению физиологических проявлений страха и применяются для лечения кратковременных страхов (напри мер, боязни узнать результаты прошедшего экзамена). При приеме транквилизаторов (например, диазепам) возрастает риск развития у человека зависимости от них, поэтому в борьбе с неприемлемыми для нормальной жизни или упорными страхами чаще предпочтение отдается поведенческой или когнитивной терапии.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

СТРАХ
эмоциональная реакция на угрозу биологическому или социальному существованию человека, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально С. служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Оттенки С.: опасение, тревога, боязнь, испуг, ужас, паника. Близка к С. (по своим проявлениям и механизму) индивидуальная паника. Она отличается от С. большей неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения – стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, снижающие уровень самоконтроля и заставляющие физически уходить от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь на гибель других, отобрать у них средства, помогающие им бороться с надвигающейся опасностью. Возможны и другие проявления индивидуальной паники: человек чувствует себя совершенно беспомощным, теряет способность рассуждать, ориентироваться, правильно соотносить цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и взаимодействовать с другими. Человек, поддавшийся панике, склонен к безрассудному подражанию, особенно при самосохранении (см. Паника). В морально-психологическом обеспечении применяются следующие пути предупреждения и преодоления С.: выработка навыков активной деятельности в опасной ситуации, подкрепление смелых, решительных действий; формирование «антистрахового» общественного мнения в подразделении; обучение приемам психической саморегуляции; применение медикаментозных средств; личный пример командира в бою, переключение внимания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Страх
предполагают, что первоначально слово означало «оцепенение, остолбенение») – сильный испуг; эмоциональное состояние, возникающее при действии опасного или вредного стимула или при представлении о его возможности, тревожное состояние души ввиду грозящей или воображаемой беды, неприятности. Возможное проявление – подергивание губ (дрожание рта), побледнение, заикание, дрожание всем телом, приседание (при неожиданном совершении порицаемого поступка, это касается в основном детей). Ср. выражение наложить в штаны от страха. Типичная реакция на страх – презрение или индукция. Может быть следствием запугивания, угрозы, комплекса неполноценности, недоверия, большого уважения. Страх подчас воспринимается субъектом как осторожность и предусмотрительность с его стороны.
Я был как в горячке и двинул всю эту кучу денег на красную – и вдруг опомнился! И только раз во весь этот вечер, во всю игру, страх прошел по мне холодом и отозвался дрожью в руках и ногах. Я с ужасом ощутил и мгновенно сознал: что для меня теперь значит проиграть! Стояла на ставке вся моя жизнь! (Ф. Достоевский, Игрок).
«Я боюсь и не боюсь, – лепетала она трясущимися губами. – Это мое жалкое тело боится, а не я» (Дж. Лондон, Морской волк).
Страх – дитя страдания и вызывает в нас мысль о нем (Гельвеций, О человеке).
Смертный страх – от греховного жития (Словарь Даля).
Страх быть позднее ненужной любовнику преследует временами большинство женщин. Они боятся, что будут покинуты (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).
В картинах XVII–XVIII вв. страх изображался как беспокойная женщина, с крыльями на ногах, рядом с ней заяц.
Тот страх вражий (от дьявола), который вселяет в нас страх смерти и сильных мира сего (Василий Великий).
Ср. тревога.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

СТРАХ
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социально-му существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность переживания С. варьирует в широком диапазоне оттенков – опасение, боязнь испуг, ужас. Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникшее состояние называют тревогой (см. Тревога). Как реакция на угрозу С. позволяет избежать встречи с ней, играя защитную адаптивную роль. С. может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие тех опасностей, к–рые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобные страхи сходят на нет по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания. В некотором роде С. – способ отграничения от чужеродного, неприемлемого влияния извне, т.е. С. это демаркационная линия личного, безопасного пространства, в к–ром сохраняется единство «Я» и уверенность в себе. Возрастные С., т.е. С. присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В начале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес.), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес.). Он боится боли, высоты, темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими С., передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от естественных или природных С., социальные С. приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме, количестве С., он теряет свои приспособительные функции, возникает состояние психического напряжения, скованности, чрезмерной зависимости от внешнего поля.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Страх
общеславянск., первоначальное значение – оцепенение, остолбенение) - 1. первичная, то есть врожденная эмоция, возникающая в реальной ситуации определенной опасности или конкретной угрозы физической и/или психологической безопасности индивида. Субъективно переживается как чувство внутреннего напряжения, смятения, незащищенности и беспомощности с явлениями вегетативного возбуждения и импульсивными побуждениями к бегству либо к нападению. Интенсивность страха вариирует от пугливости и боязливого настроения до ужаса и паники. Впервые отчетливые признаки страха появляются у детей в возрасте около 2-х лет. До 4-летнего возраста дети чаще всего боятся того, что им неизвестно. Мальчиков в возрасте от 4 до 6 лет более всего беспокоит их личная безопасность, девочек чаще пугает шум и связанные с ним ситуации. Примерно в 8 лет дети чаще рассказывают о страхе природных явлений, экологических страхах (загрязнения воды и атмосферы) и страхе наркотиков. В 11 лет появляются страхи, связанные с некоторыми политическими событиями. Страхи школы к середине 1960-х гг сильно уменьшились. Страхом часто называют тревогу, которая болезненным, случайным образом связана с определенным стимулом, который сам по себе не представляет реальной угрозы; это, например, навязчивый страх или фобия, параноидный страх. Ср. Тревога; 2. в психоанализе – эмоция, на которую аналитики обращают мало внимания, так как страх оказался «затененным тревогой». Предполагается, что страх можно представить как противоположность любви и ненависти; 3. в психопатологии – мнимое или преувеличенное ощущение кокретной опасности, как внешней, так и внутренней, оычно менее опеделенной. Страх может проявляться двигательной заторможенностью, бегством, избеганием контактов с источником страха, который отождествляется с представлением в сознании соответствующего внешнего объекта страха, либо агрессией, направленной на этот объект.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СТРАХ
Чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражен - от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса. По K. Leonhard [1957], одна из фаз психоза счастья - страха.
С. В ГОЛОВЕ (нем. Kopfangst). Аффект страха в связи с неприятными ощущениями в голове (головными болями, чувством распираний или сжатия мозга, ощущением пустоты в голове, головокружениями). Часто С.в г. возникает при остром сенестопатозе при соответствующей локализации испытываемых больным ощущений.
С. ДНЕВНЫЕ (лат. pavor diurnus). Страхи у маленьких детей, аналогичные ночным, но возникающие в дневное время, во время послеобеденного сна.
С. НАВЯЗЧИВЫЙ. См. Фобия.
С. НОЧНЫЕ (лат. pavor nocturnus). Состояния выраженного страха и двигательного возбуждения во время ночного сна. Протекают при суженном или рудиментарно сумеречно-помраченном сознании, после пробуждения амнезируются. Наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко сопровождаются снохождением и обманами восприятия. Различают [Ковалев В.В., 1979] С.н. сверхценного и бредового содержания, психопатологически недифференцированные (эти категории не отличаются от аналогичных страхов, наблюдающихся в дневное время) и пароксизмальные С.н., периодически повторяющиеся и приуроченные к определенному времени ночного сна, чаще спустя 2 часа после засыпания. Иногда при этом бывает упускание мочи и дефекация. Пароксизмальные С.н. рассматриваются как проявление височной эпилепсии. С.н. могут наблюдаться и при соматогенной астении.
С.н. возникают в периоде дельта-активности сна, то есть в 3-й или 4-й фазе медленного сна. На ЭЭГ при этом отсутствуют патологические изменения.
С. ПРЕСТУПНИКА (лат. pavor sceleris). Форма детского страха, боязни плохого человека - вора, грабителя, похитителя младенцев, иногда - какой-то нереальной, мифической, выдуманной персоны.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

СТРАХ
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и прочих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.
В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой.
Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (страх панический, ужас), он способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенение, агрессию защитную.
В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.
Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных заболеваниях психических (-> фобия).
Согласно З. Фрейду, страх - это состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, преимущественно невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.
Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха двояко:
1) как прямое следствие травматического фактора;
2) как сигнал о появлении угрозы повторения этого фактора. Страх реализует вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.
Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести. Единственное место сосредоточения страха - Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях - как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха - страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом коего - разнообразные фобии.
Согласно А. Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Страх
(Страхи) (Angor) (от лат. angor - страх, беспокойство, нажим, удушье). Отрицательно окрашенная эмоция, сопровождающаяся внутренней напряженностью, ощущением непосредственной угрозы жизни и различными вегетативными нарушениями. Страх может иметь разную степень выраженности - от тревожной неуверенности и неопределенного чувства сдавливания в груди до состояния ужаса. Бывает психологически нормальным, невротическим (фобическим) и психотическим (бредовым).
С., бредовый - см. Бредовый страх,
С., в голове (от нем. Kopfangst). Аффект страха в связи с неприятными ощущениями в голове (головными болями, чувством распирания или сжатия мозга, ощущением пустоты в голове, головокружениями). Часто С. в г. возникает при остром сенестопатозе при соответствующей локализации испытываемых больным ощущений.
С., витальный (Angor vitalis) (от лат. vita - жизнь). Беспричинный страх за собственную жизнь, испытываемый некоторыми психически больными. Обусловлен измененными интероцептивными ощущениями, галлюцинаторными и параноидными переживаниями. В прошлом некоторые авторы принимали его за патогномонический симптом шизофрении. Хотя он и встречается часто в начальных стадиях этого психоза, но наблюдается и при других психических заболеваниях с угрожающими галлюцинациями и параноидным бредом. Син. Витальная угроза,
С., дневные (от лат. pavor diurnus). Страхи у маленьких детей, аналогичные ночным, но возникающие в дневное время, во время послеобеденного сна.
С. и тревожность, шкала страха и тревожности (ШСТ) Т. Ташева - см. Шкала страха и тревожности (ШСТ) (Ташев Т. Г).
С., навязчивый - см. Навязчивый страх, Фобия,
С., невротический - см. Невротический страх,
С., ночные (от лат. pavor nocturnus). Состояния выраженного страха и двигательного возбуждения во время ночного сна. Протекают при суженном или рудиментарно сумеречно-помраченном сознании, после пробуждения амнезируются. Наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко сопровождаются хождением во сне и обманами восприятия. Различают (Ковалев В. В., 1979) С. н. сверхценного и бредового содержания, психопатологически недифференцированные (эти категории не отличаются от аналогичных страхов, наблюдаемых в дневное время) и пароксизмальные С. н., периодически повторяющиеся в определенное время ночного сна, чаще спустя 2 часа после засыпания. Иногда при этом бывает испускание мочи и дефекация. Пароксизмальные С. н. рассматриваются как проявление височной эпилепсии. С. н. могут наблюдаться и при соматогенной астении. С. н. возникают в период дельта-активности сна, т. е. в 3-й или 4-й фазе медленного сна. На ЭЭГ при этом отсутствуют патологические изменения.
С., послешоковый. Наступает в результате сверхсильных эмоциональных потрясений, в экстремальных ситуациях.
С., предсердечный (Angor praecordialis) (от лат. приставки prae - пред и cor, cordis - сердце) - см. Предсердечная тоска.
С. преступника (от лат. pavor sceleris). Форма детского страха, боязни плохого человека - вора, грабителя, похитителя младенцев, иногда - какой-то нереальной, мифической, выдуманной персоны.
С., пустой. Не сопровождается другими психопатологическими проявлениями (бредом, галлюцинациями, аффективными расстройствами). Син. Страх, эффекторный.
С. разлуки (англ. Separation anxiety). Страдание и страх перед перспективой отрыва от знакомого окружения. Наблюдается, напр., у детей, которым предстоит покинуть родителей, чтобы пойти в школу, при разводе и др. Часто вызывается предшествовавшей чрезмерной привязанностью.
С. страха - см. Фобофобия.
С., экзогенный. Возникает при токсических или инфекционных поражениях стриопаллидарной системы, напр., постили метэнцефалитический С., С. вследствие отравления нейролептиками.
С., экстатический. Возникает в связи с выраженным экстатическим аффектом.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Страх
fear) Традиционно рассматриваемый в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью, гневом и печалью, С. яв-ся эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога (anxiety) яв-ся эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части нераспознанных (unrecognized) опасностей, в то время как фобии (phobias) представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов или ситуаций. Слова "страх", "тревога" и "фобии" иногда ошибочно используют в качестве взаимозаменяемых терминов. В определенных отношениях такое смешение можно понять, поскольку все три слова означают состояние возбуждения (arousal), возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причем страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиолог. состояния. Физиологические изменения. Сопутствующие С. аспекты представляют собой физиолог. изменения, вызываемые, в основном, биохимическим возбудителем, адреналином. Адреналин подготавливает скелетную мускулатуру к повышенным нагрузкам, к-рые могут возникать в ситуации спасения (бегство) или при защите себя и своей собственности (нападение). Если индивидуум вслед за возбуждением не включается в к.-л. рода физ. активность, это приводит к возникновению неприятных физиолог. изменений, таких как дрожь в руках и ногах, общая слабость и обостренное сознавание собственного дыхания и сердцебиения. Увеличение сердечного ритма, повышение систолического АД и частоты дыхания яв-ся следствием усилий организма перенаправить приток крови от областей желудка, головы, шеи и лица к разным группам мышц, к-рые испытывают в ней сильную нужду. Если отток крови от коры головного мозга оказывается слишком быстрым, возникает торможение произвольной корковой функции, и чел. теряет сознание. Это влечет за собой резкое снижение дыхательного и сердечного ритмов - нечто сходное имеет место в позе оцепенения, наблюдаемой у животных. Уильям Джемс и Карл Ланге независимо друг от друга пришли к выводу о том, что переживаемое соматическое состояние и есть эмоция: короче, мы боимся, потому что дрожим. Начиная с середины 1950-х г. когнитивные психологи бросили вызов этой теории Джемса-Ланге, продемонстрировав, что уже сами мысли могут вызывать такие же физиолог. изменения, к-рые можно наблюдать в реальной ситуации опасности. Замешательство и потеря контроля, происходящие в тех случаях, когда индивидуум не знает, как предотвратить угрозу жизни, могут приводить к переживанию чувства страха. Идея о том, что С. приобретается, не нова, но это ничуть не умаляет ее популярности. В начале XX столетия Джон Б. Уотсон экспериментально продемонстрировал условно-рефлекторные или приобретенные аспекты страха, т. е. нейтральный или даже предпочитаемый прежде объект стал вызывать реакцию страха после того, как он сочетался с вызывающим страх БР. Несмотря на то что подобное научение, по-видимому, в большей степени характеризует фобические реакции, нетрудно обнаружить присутствие сходных ассоц. и в самом С. Вопросы о том, яв-ся ли страх смерти естественной (природной) силой, обеспечивающей сохранение и воспроизводство вида, или это искусственное образование, обусловленное материнскими аттитюдами, воспринимаемой защищенностью либо неким иррациональным представлением о важности жизни каждого чел. в об-ве, еще долгое время будут служить предметом для дискуссий. Вероятно, представляется более важным обсуждение вопроса полезности (utility), нежели врожденности (innateness) С. смерти. Наиболее очевидная польза С. смерти заключается в избегании ситуаций, представляющих угрозу для жизни. Вместе с тем, в обществе почитаются те, кто противостоит опасным ситуациям и пытается спасти других. Героические поступки - это, прежде всего, рефлекс на ужас смерти. Христианство также использует С. смерти как средство побуждения к принятию обязательств вести праведную земную жизнь с обещанием за это повторного возрождения, по образу восставшего из могилы Христа, и обретения спасения и вечной жизни. См. также Страхи детей, Страхи людей на разных этапах жизни, Тревога, Эмоции Д. Ф. Фишер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

СТРАХ
психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение. Для классического психоанализа проблема страха – это сосредоточение многообразных вопросов, ответы на которые должны пролить свет на душевную жизнь человека.
   Приступив к осмыслению проблемы страха, З. Фрейд провел различие между боязнью, испугом и страхом. В его понимании боязнь означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к ней, если даже она неизвестна. Испуг – состояние, возникающее при опасности, когда человек к ней не подготовлен. От испуга человек защищается страхом. Страх предполагает объект, которого боятся. Готовность к страху целесообразна, развитие страха нецелесообразно.
   Обратившись к рассмотрению страха как такового, З. Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом. Реальный страх – это страх перед известной человеку опасностью. Он рационален, представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, является выражением инстинкта самосохранения. В отличие от реального невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку. Он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. От внешней опасности можно спастись бегством. Попытка бегства от внутренней опасности – дело трудное, чаще всего завершающееся бегством в болезнь.
   Согласно З. Фрейду, невротический страх может выражаться в различных формах. У некоторых людей наблюдается страх ожидания, связанный с различного рода предчувствиями и превращающийся в невроз страха. Существуют также всевозможные фобии, проявляющиеся в страхе перед животными, поездками по железной дороге, полетами в самолете и сопровождающиеся истерией страха.
   Рассматривая причины возникновения и природу страха, З. Фрейд попытался ответить на вопрос, что представляет собой так называемый первичный страх. Он готов был признать, что первое состояние страха возникает тогда, когда ребенок отделяется от матери. В то же время он выразил несогласие с О. Ранком, рассматривавшим первичный страх как следствие травмы рождения. С его точки зрения, страх может возникать и без прообраза рождения. Не разделял он и мнение о том, что первичным следует признать страх смерти.
   В противоположность подобным взглядам основатель психоанализа высказал предположение, что первичным является страх кастрации, связанный с переживаниями ребенка по поводу реальной или воображаемой угрозы, исходящей от его родителей, воспитателей, авторитетов. Если, например, родители замечают, что их маленький сын играет пенисом, то они могут пригрозить ему отрезать пальчик или то, чем он играет. Страх кастрации, по словам З. Фрейда, является, вероятно, тем ядром, вокруг которого впоследствии, с формированием Сверх-Я, нарастает страх совести.
   Согласно З. Фрейду, местом сосредоточения страха является не Оно (бессознательное), а Я (сознание). Я испытывает давление с трех сторон: на него оказывает воздействие внешний мир; Я находится во власти бессознательных влечений; ему приходится считаться с нравственными запретами и угрозами карающей совести. Если Я вынуждено признать свою слабость, то в этом случае, подчеркивал З. Фрейд, у человека возникает страх – реальный страх перед внешним миром, невротический страх перед силой страстей Оно и страх совести перед Сверх-Я.
   Одним из трудных вопросов, связанных с психоаналитическим пониманием истоков возникновения и природы страха, был вопрос о соотношении между вытеснением бессознательных влечений человека и образованием страха. Первоначально З. Фрейд полагал, что энергия вытеснения ведет к возникновению страха, то есть само вытеснение превращается в страх. В дальнейшем он пересмотрел свою позицию по этому вопросу. Согласно поздним представлениям З. Фрейда, при вытеснении происходит не новое психическое образование, ведущее к страху, а воспроизведение предшествующего страха. По его словам, страх создает вытеснение, а не вытеснение страх.
   В конечном счете основатель психоанализа был вынужден признать, что чувство страха «не поддается нашему пониманию». Вопрос о происхождении страха как такового заставляет «оставлять бесспорно психологическую почву и вступить в пограничную область физиологии».
   Отталкиваясь от идей З. Фрейда, многие психоаналитики сосредоточили свое внимание не только на концептуальном прояснении специфики страха как такового, но и на изучении различных видов страха. Если основатель психоанализа посвятил некоторые свои работы, включая «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), рассмотрению инфантильных страхов, то одни исследователи проявили повышенный интерес к изучению страхов младенцев (независимо от их половой принадлежности), в то время как другие – к осмыслению природы страхов девочек и женщин. В частности, Э. Эриксон (1902–1904) обратил внимание на специфические страхи, возникающие у многих девочек и женщин.
   В работе «Детство и общество» (1950) Э. Эриксон высказал мысль, что страх остаться пустым (орально) или быть опустошенным (анально) имеет особое качество у девочек, поскольку образ тела девочки включает такое внутреннее содержание, от которого зависит ее дальнейшее осуществление как организма, персоны и носителя определенной роли. «Этот страх быть оставленной пустой или, проще, быть оставленной, по-видимому, является самым основным женским страхом, распространяющимся на весь период жизни женщины». Данный страх обычно усиливается с каждой менструацией и дает о себе знать особенно в климактерический период. По мнению Э. Эриксона, вызываемая этим страхом тревога может выражаться или в полном подчинении мужчине, или в стремлении «поймать» его и превратить в свою собственность.
   В современном психоанализе обсуждение проблемы страха смещается в плоскость изучения тревожности человека. Тревожность рассматривается в качестве динамического центра неврозов. Начиная с работ К. Хорни (1885–1952), усмотревшей различие между страхом и тревогой, многие психоаналитики стали уделять большое внимание исследованию психологических условий возникновения тревожности, механизмов защиты от нее, путей и возможностей разрешения внутренних конфликтов, основанных на тревожности и ведущих к неврозам.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

СТРАХ

Страх (тревога) также, как и агрессия, является одним из важнейших психических феноменов человека, исследования которого зачастую рождают целые направления в психологии.
В современной психиатрии и психологии принято различать страх как «эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности»; и тревогу как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности» и имеющее внутрипсихическое происхождение.
В концепции динамической психиатрии страх (тревога), как и агрессия, представляет собой центральную гуманную функцию, расположенную в неосознаваемом ядре личности и выполняющую роль важнейшего индикатора и регулятора взаимоотношений индивида со средой, необходимого как условие проявления активности, приобретения нового опыта, поддержания и развития Я-идентичности. Другими словами, именно тревога позволяет субъекту правильно ориентироваться в сложном мире объектных отношений, справляться с реальностью, контактировать человеку с самим собой, со своим бессознательным и, тем самым, быть способным устанавливать контакты с другими лицами и группами. При этом важно отметить, что тревога у человека возникает во всякой ситуации, требующей подтверждения своей идентичности, и, фактически является энерго-регуляторным механизмом преодолевающего (копинг-) поведения.
Для нормального развития Я-идентичности в условиях различного рода опасности требуется наличие определенного уровня чувства страха (тревоги) и особенно - способности сосуществовать с ним. Такая способность позволяет использовать тревогу для решения задач социально-психической адаптации, действий в реальном мире без потери своей интеграции и целостности, дифференцировать реальные угрозы и «объективно» необоснованные опасения и страхи.
1. Конструктивный страх
Конструктивный страх, таким образом, играет роль механизма, мобилизующего и развивающего совладания с тревогой; тормозящего излишнюю активность, контролирующего пределы деятельного «экспериментирования», допустимой любознательности и здорового любопытства в процессе реализации своей Я-идентичности на основе гибкого согласования уровня внутренней активности субъекта с реальной опасностью и сложностью актуальной ситуации.
Формируясь (как и другие центральные функциональные составляющие «Я») в продуктивном симбиозе (ранних отношениях с матерью и первичной группой), он навсегда сохраняет свой межличностный характер, обеспечивая возможность в угрожающих ситуациях обращаться за помощью и принимать ее от других, а также при необходимости самому оказывать эту помощь реально нуждающимся.
Конструктивный страх имеет важную сигнальную, защитную и ориентировочную функцию, например, при оценке степени опасности. Конструктивный страх делает человека способным, устанавливать контакт с другими, принимать помощь, справляться с потерями, разлукой, со смертью близких, открывать границы своего Я, тем самым, далее развивать собственную идентичность, т.е. «делает человека человеком».
Конструктивная личность характеризуется психологической устойчивостью (толерантностью) к тревожным переживаниям и умением принимать обоснованные, взвешенные решения в ситуациях ответственного выбора как в повседневных (стационарных), так и в экстраординарных (экстремальных) условиях. Для нее также характерна способность к контактам и активному привлечению других людей для разрешения собственных трудностей, сомнений, опасений и страхов, а также способность чувствовать тревожные переживания других и оказывать поддержку в их преодолении.
2. Деструктивный страх
Деструктивный страх представляет собой деформацию (искажение) регуляторной составляющей механизма совладания с тревогой, с утратой активности, обеспечивающей психическую интеграцию личности.
Неспособность усвоения опыта адекватного, дифференцированного отношения к опасным и угрожающим ситуациям, приводит к «захлестывающей» тревоге, превышающей степень реально существующей опасности, и вследствие этого к дезорганизации и социо-психической дезадаптации.
Причиной деформации Я-функции страха считается атмосфера «враждебного симбиоза» в ранней фазе индивидуального развития (онтогенеза), приводящая к генерализованному восприятию угрозы, «затопляющей» слабое Я ребенка и препятствующая нормальной интеграции жизненного опыта, возможности «разделить» и совместно пережить тревогу в симбиотическом контакте с матерью. Сформированное таким образом у ребенка базисное недоверие к миру приводит к чрезмерной фрустрации его чувства безопасности, бессознательно сопровождая личность во всех ее последующих отношениях с реальностью и деформации межличностного взаимодействия как важнейшего способа преодоления переживаемой угрозы.
На поведенческом уровне деструктивный страх проявляется неадекватной переоценкой реальных угроз, трудностей, проблем; неспособностью к адекватному поведению в опасных ситуациях, вплоть до панических проявлений; боязнью установления новых контактов и близких, доверительных человеческих отношений; страхом перед авторитетами; боязнью любых неожиданностей; затруднениями в концентрации внимания; выраженными телесными вегетативными реакциями (потливостью, учащенным сердцебиением, головокружением), опасениями за собственное будущее; неспособностью обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях.
Для деструктивно-тревожных личностей характерны повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям по самым незначительным поводам, трудности в организации собственной активности, ощущение недостаточности контроля над ситуацией, нерешительность, робость, стеснительность, аспонтанность, трудности в самореализации, расширении своего жизненного опыта, беспомощность в ситуациях, требующих мобилизации и подтверждения идентичности, переполненность всевозможными опасениями за свое будущее, неспособность по настоящему доверять ни себе, ни окружающим людям.
Одной из целей гуманструктуральной терапии является превращение деструктивного страха в конструктивную силу, т.е. восприятие его как двигателя развития идентичности человека, ибо каждый новый шаг по направлению к собственной идентичности связан с открытием границ Я и, тем самым, со страхом. В этой связи предел готовности терпеть страх (сосуществовать вместе с ним) определяет возможность позитивных изменений в ходе психотерапии.
3. Дефицитарный страх
Дефицитарный страх, в отличие от деструктивного означает неразвитость или блокировку механизма оповещения об опасности и неспособность сосуществовать со страхом, терпеть его, ведущее к субъективному невосприятию и игнорированию опасности. Он всегда обозначает страх перед страхом, приводящий к эмоциональной отстраненности и поверхностности в отношениях с другими, избеганию ситуаций раскрытия своего «Я», и в конечном итоге - столкновений с собственной идентичностью.
Причиной недоразвитости Я-функции страха является атмосфера «холодного» и безучастного первичного симбиоза (отношение матери), в которой ребенку не транслируются относящихся к нему эмоциональные состояния, переживания, опасения и тревога матери, что ведет к блокировке развития механизма опосредованного «овладения» опасностью. При этом страдает не только регуляторный, но и экзистенциальный - сигнальный компонент тревоги, что проявляется в неспособности «почувствовать» страх вообще, невозможности сосуществования с тревогой и непереносимости переживаний, связанных с психическим отражением опасности, которая не воспринимается сознанием ребенка как таковая.
Дефицит способности субъективно чувствовать страх рано или поздно приводит к столкновению с объективной опасностью лицом к лицу, психотравматические последствия которого и определяется последующую патогеннкю динамику развития данной Я-функции.
Функциональный дефицит конструктивного страха компенсаторно вовлекает в процесс адаптации другие Я-функции, деформируя таким образом, целостную Я-структуру личности.
На поведенческом уровне дефицитарный страх проявляется недооценкой или полным игнорированием объективной опасности, ощущением скуки, усталости и душевной пустоты и эмоциональной «спячки»; выраженным компенсаторным стремлением к экстремальным ситуациям, позволяющим хоть на некоторое время избавиться от «эмоционального несуществования», «проснуться», ощутить эмоциональную встряску («адреналин в крови»), почувствовать реальную жизнь; невосприятием страха и эмоциональных состояний, испытываемых другими, ведущее к эмоциональному неучастию, неадекватности в оценках действий и поступков окружающих, избеганию столкновений с внутренним «Я» другого человека, эмоциональному сглаживанию и поверхностному характеру контактов и отношений с окружающими; неспособность усвоения нового, развивающего жизненного опыта.
Для дефицитарно-тревожных личностей характерны: отсутствие проявления реакции тревоги, как в обычных, так и в стрессовых ситуациях (впечатление психологической устойчивости), склонность к риску, игнорированием объективной опасности, тенденция к эмоциональному обесцениванию важных жизненных событий, глубоких чувств и эмоциональных отношений (ситуаций расставания со значимыми другими, потерь близких и т.п.); отсутствие видимых трудностей в межличностных отношениях при неспособности достичь достаточной эмоциональной глубины, недоступности истинного соучастия и сопереживания.
Как средство неосознаваемой защиты от собственного страха, дефицитарный страх часто служит основой для заместительной склонности (тропизма) к употреблению алкоголя, наркотических веществ, пребыванию в криминальной среде, а также приверженности различным идеологиям силы.
Три разных аспекта страха (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
153.70 кб

Социальный страх как регулятор ответственного поведения личности

Ярушкин Николай Николаевич, Сатонина Неля Николаевна
Проанализированы научные подходы к проблеме регуляции ответственного поведения личности. Среди важнейших регуляторов ответственного поведения рассмотрена роль социального страха
Читать PDF
207.56 кб

Страх смерти и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте

Шутова Л. В.
Читать PDF
304.03 кб

Страх перед экзаменами и его детерминанты у студентов-гуманитариев

Тарасова Людмила Евгеньевна
В статье определяется направленность страхов у студентов в период обучения в вузе; рассматриваются психологические причины проявления страха перед экзаменом, выявляется их связь с личностными и половозрастными особенностями студен
Читать PDF
406.65 кб

«Страх есть сдерживающее начало…»: образ времени Владимира Шляпентоха

Лейбович О. Л.
Произведена реконструкция взглядов русско-американского социолога В. Шляпентоха на роль страха в истории общества.
Читать PDF
141.31 кб

2004. 03. 003. Улыбина Е. В. Страх и смерть желания. - М. : Модерн-А; СПб. : акад. Исслед. Культуры,

Галенко С. П., Ремезова И. И.
Читать PDF
223.00 кб

Возникновение страхов в экстремальных ситуациях: типы реакций на страх и стадии развития

Косолапов О.М.
Читать PDF
223.00 кб

Возникновение страхов в экстремальных ситуациях: типы реакций на страх и стадии развития

Косолапов О.М.
Читать PDF
251.44 кб

Страх и его влияние на сотрудника МЧС Украины

Овсянникова Я.А.
Читать PDF
481.44 кб

Как влияе денталната визита върху детската тревожност и страх?

М. Шиндова, А. Белчева
Читать PDF
1.74 мб

Страх супружеской измены: психологическое консультирование с применением музыкальных средств

Губина Светлана Тельмановна
В статье раскрываются ключевые механизмы проявления феномена страха супружеской измены. Обозначены ведущие методологические подходы к изучению проблемы.
Читать PDF
273.18 кб

Страх как атрибут рыночных СМИ: философия вопроса и психологические эффекты реализации

Ерофеева И. В.
Современная журналистика, ориентированная на эффективную реализацию своего продукта, вынуждена насыщать медиа-текст многочисленными технологиями по захвату аудитории.
Читать PDF
325.23 кб

Страх как инструмент акмеологического воздействия на процесс профессионального становления специалис

Протопопов Александр Михайлович
В статье рассматривается возможность использования страха начинающего автослесаря как инструмента акмеологического воздействия руководителя на подчиненного работника в период его профессионального становления.
Читать PDF
407.22 кб

Страх как феномен культуры

Фролова О. С.
Читать PDF
248.84 кб

ПАВЕЛ ПРЯДКИН. ПЛАТА ЗА СТРАХ

И.Г.
Читать PDF
248.70 кб

А. Панченко. Страх в большом городе

Фетисова Т.А.

Похожие термины:

  • Страх Божий

    чувство, сознание постоянного присутствия Бога, видящего все происходящее и вследствие этого постоянное нежелание сделать что-л. богопротивное, недостойное, несообразное Его заповедям, беспокой
  • Страх дневной

    лат. pavor diurnus) – детские страхи, связанные с послеобеденным сном.
  • Страх экзамена

    Категория. Форма страхов. Специфика. Напряженное ожидание индивидом проверки тех или иных его способностей. Характеризуется тревожными ощущениями, связанными с возможным провалом. Достигая невр
  • Страх экзогенный

    страх, вызванный токсическим и/или инфекционным поражением стриопаллидарной системы, а также отравлением нейролептиками. Нередко такой страх возникает у начинаюших курить гашиш.
  • Страх в голове

    нем. Kopfangst) – интенсивный и нередко остро возникающий страх, связанный с алгическими сенестопатиями, которые локализованы в области головы. Часто такой страх сопровождается страхом смерти и/или с
  • СТРАХ ИНФАНТИЛЬНЫЙ

    детский страх, который первоначально есть лишь выражение того, что недостает любимого человека. Согласно З. Фрейду он, однако, наблюдается и у взрослых как страх невротический, порожденный непосре
  • Страх разлуки

    тревога у детей, вызванная разлукой с родителями или опасениями остаться без родителей.
  • СТРАХ РЕАЛЬНЫЙ

    рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
  • СТРАХ УНИЧТОЖЕНИЯ

    1. страх собственной гибели; 2. страх разрушения собственной личности.
  • Страх интероцептивный

    страх, связанный с внутренними телесными ощущениями, особенно часто с сенестопатиями.
  • Страх кастрации

    испытываемый маленькими мальчиками страх, что отец кастрирует их по причине сексуального соперничества из-за матери (З.Фрейд).
  • СТРАХ НЕВРОТИЧЕСКИЙ

    навязчивое эмоциональное состояние индивида или общества, часто беспредметное, побуждающее к неадекватной реакции на реальные или мифические опасности.
  • СТРАХ НЕЗНАКОМЦА

    STRANGER ANXIETY)Специфические аффективные и поведенческие проявления тревоги, указывающие, согласно Шпицу, на второй сдвиг в психической организации младенца. Подобные проявления называют также трево
  • Страх патологический

    общее название страхов, представляющих психическое расстройство. Типичными для патологического страха принято считать следующие признаки: 1. отсутствие реальной опасности или угрозы безопаснос
  • Страх, паттерн реакции

    Lang, 1971) – включает следующие компоненты: 1. когнитивный – осознание страха («я боюсь»); 2. физиологический – учащенное сердцебиение и т.д; 3. поведенческий – побуждения убежать или напасть.
  • Страх жизни

    страх потерять смысл собственной жизни и ситуаций, в которой это происходит.
  • Страх перед разлукой

    Термин имеет два основных значения. В психоанализе он означает тревогу, испытываемую ребенком в связи с возможной утратой матери. Согласно теории привязанности, термин описывает беспочвенные и ч
  • Страх предсердечный

    angor praecordialis) – чувство невыносимой душевной боли у пациентов с глубокой меланхолической депрессией. Синоним: Предсердечная тоска.
  • Страх преступника

    лат. pavor sceleris) – в психопатологии - проявление бреда преследования в детском возрасте в виде преобладания страха «плохих людей» (грабителей, воров, отрицательных сказочных персонажей) и неразработ
  • Психоз страх-счастья

    термин K Leonhard (1959), обозначает фазно (моно- или биполярный варианты) протекающий психоз, на одном полюсе которого находится психотическое состояние со страхом, идеями отношения, самообвинения, мути